Упр.269 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки, спишите фрагмент сказки Вениамйна Александровича Каверина (1902—1989) «Летающий мальчик». Составьте схемы сложных предложений.
Прошла неделя, другая. Дни были ещё жаркие а ночи — прохладные и в городе наступила такая тиш..на что было слышно как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская п..утинка. И вот в такую (то) бе..шумную ночь Таня проснувшись услышала... Трудно об..яснить что она услышала потому что это были (н..) звуки а как (бы) (полу) забытые воспом..нация (и..) заметно переходившие одио в другое.
И хотя Таня условилась р..збудить Петьку она полежала ещё (н..) много думая о том как тр-.пещут листья осины как зелёный, поблёскивающий, листве(н, нн)ый дым окружает берёзу и как ровно важно и плоско к..чаются на своих длинных ч..рейках молодые кл..новые листья.
Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в реч(?)ку и Таня вспомн..ла как она с одной девочкой проплыла поз(?)ним вечером по серебря(п, нн)ой дорожке которую по Немухинке прол..жила луна. Но потом пр..шлось всё (таки) встать и пройдя босиком (па) ц..почках через комнату в которой еле слышно похрапывала мама спусти(тся, ться) на Нескорую.
Прошла неделя, другая. Дни были ещё жаркие, а ночи — прохладные, и в городе наступила такая тишина, что было слышно, как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская паутинка. И вот в такую-то бесшумную ночь Таня, проснувшись, услышала... Трудно объяснить, что она услышала, потому что это были не звуки, а как бы полузабытые воспоминания, незаметно переходившие одно в другое.
И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала ещё немного, думая о том, как трепещут листья осины, как зелёный, поблёскивающий, лиственный дым окружает берёзу и как ровно, важно и плоско качаются на своих длинных черенках молодые кленовые листья.
Потом эти звуки стали влажными, точно по дороге к ней они окунулись в речку, и Таня вспомнила, как она с одной девочкой проплыла поздним вечером по серебряной дорожке, которую по Немухинке проложила луна. Но потом пришлось всё-таки встать и, пройдя босиком на цыпочках через комнату, в которой еле слышно похрапывала мама, спуститься на Нескорую.
1) Дни были ещё жаркие, а ночи — прохладные, и в городе наступила такая тишина, что было слышно, как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская паутинка.
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью (последовательное подчинение).
2) Трудно объяснить, что она услышала, потому что это были не звуки, а как бы полузабытые воспоминания, незаметно переходившие одно в другое.
СПП с последовательным подчинением придаточных.
3) И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала ещё немного, думая о том, как трепещут листья осины, как зелёный, поблёскивающий, лиственный дым окружает берёзу и как ровно, важно и плоско качаются на своих длинных черенках молодые кленовые листья.
СПП с однородным соподчинением придаточных.
4) Потом эти звуки стали влажными, точно по дороге к ней они окунулись в речку, и Таня вспомнила, как она с одной девочкой проплыла поздним вечером по серебряной дорожке, которую по Немухинке проложила луна.
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью (последовательное подчинение).
5) Но потом пришлось всё-таки встать и, пройдя босиком на цыпочках через комнату, в которой еле слышно похрапывала мама, спуститься на Нескорую.
СПП с придаточным определительным.
2. Выпишите (в порядке следования в тексте) обособленное определение и обособленные обстоятельства — причастный и деепричастные обороты. Преобразуйте их в придаточные предложения. Объясните, почему в тексте употреблены эти обороты, а не придаточные предложения.
Причастный и деепричастные обороты: проснувшись; незаметно переходившие одно в другое; думая о том; пройдя босиком на цыпочках через комнату.
1) И вот в такую бесшумную ночь Таня, когда проснулась (придаточное времени), услышала…
2) Трудно объяснить, что она услышала, потому что это были не звуки, а как бы полузабытые воспоминания, которые незаметно переходили одно в другое (придаточное определительное).
3) И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала ещё немного, чтобы подумать о том (придаточное цели), как трепещут листья осины, как зелёный, поблёскивающий, лиственный дым окружает берёзу и как ровно, важно и плоско качаются на своих длинных черенках молодые кленовые листья.
4) Но потом пришлось всё-таки встать, чтобы пройти босиком на цыпочках через комнату (придаточное цели), в которой еле слышно похрапывала мама, спуститься на Нескорую.
В тексте употреблены данные обороты, чтобы не перегружать сложные предложения, помогая более точно описать какие-либо явления или предметы.
3. Проведите синтаксический анализ последнего предложения текста.
Но потом пришлось всё-таки встать и, пройдя босиком на цыпочках через комнату, в которой еле слышно похрапывала мама, спуститься на Нескорую.
(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным определительным:
1 – односоставное, безличное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и деепричастным оборотом; главное;
2 – двусоставное, полное, распространенное, придаточное).
4. Разберите по составу причастия и деепричастия.
Проснувшись, полузабытые, переходившие, думая, поблескивающий, пройдя.
5. Выполните фонетический анализ выделенных слов.
6. Выпишите из текста по одному примеру слов с приставками в данную таблицу. Дополните таблицу своими примерами (по два-три на каждый случай).
1) Пишутся всегда одинаково, независимо от произношения: узнать (у); поспать (по); сделать (с); зависнуть (за); отгадать (от).
2) Приставки на З/С: если корень на глухой согласный начинается, пишем С; если на звонкий – пишем З.
Бесшумный, рассмотреть, безводный, взлететь, вспоминать.
3) Приставки ПРИ/ПРЕ.
Пришлось (действие, совершающееся в интересах субъекта); прервать (=ПЕРЕ); придумать (доведение действия до конца); присесть (неполнота действия).
7. Из последнего предложения выпишите слова, в которых произносится звук [ф].
Всё-таки; встать; в (предлог).
1. Прочитайте текст, определите его стиль и жанр. Обоснуйте свой ответ
...В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?
Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»...
Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». Но нет! Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений...
Хороший читатель — соавтор писателя. Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. Чтобы научить видеть.
Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку?..
Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь — это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности... И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому. (Е. Богат)
2. Какие две смысловые части можно выделить в размышлениях автора? Найдите и подчеркните (или выпишите) фразу, которая соединяет обе части.
3. Укажите языковые средства, которые:
а) подчёркивают логику рассуждения;
б) передают эмоциональность речи.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением