Упр.168 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из рассказа «Нигде». Как вы думаете, почему он так озаглавлен? Определите основную мысль текста. Как бы вы озаглавили этот отрывок? К какому типу...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из рассказа «Нигде». Как вы думаете, почему он так озаглавлен? Определите основную мысль текста. Как бы вы озаглавили этот отрывок? К какому типу относится этот текст? Как это можно доказать?
1) У пристани старого порта русского северного города, на связке канатов, сидел мальчик. 2) Худенький, с вытянутой шеей, мордочка острая, напряжённая.
3) Он сначала сидел на тумбе, на которую накручивают причальные тросы, но его согнали грузчики. 4) Он пересел подальше, но и оттуда его согнали. 5) Он привык, что его отовсюду гонят и что он всем здесь мешает. 6) Ничего не поделаешь. 7) Он всё равно не уйдёт.
8) У него ноздри раздуваются, глаза блестят и бегают, как у мышонка, он облизывает губы, вертит острой мордочкой, впитывает запахи.
9) Пахнет рыбой, смолой и ещё чем-то пряным, волнующим, незнакомым. 10) Это запах того корабля, который сейчас разгружают. 11) Это вообще небывалый запах, дыхание тех далёких земель, которых нет на свете.
12) Снизу гладкие стены корабля кажутся неприступными, беспощадно-высокими. 13) И отражение волн дрожит сверкающей кружевной сеткой на его боках. 14) Может быть, поймали его этой сеткой и держат. 15) Как всё чудесно!
16) Спросить у матроса — откуда пришёл корабль?
17) Он ответит:
— Из Ямайки.
18) Или с Явы, или с Канарских островов.
19) Чудные, волнующие имена.
20) Но есть, наверное, ещё какое-то, неизвестное, имя, которое можно услышать только в самом глубоком сне.
21) Один матрос рассказывал, что самое замечательное — это залезть на верхушку огромной средней мачты. 22) Она всегда немножко качается, даже в самую тихую погоду. 23) И вот, если смотреть оттуда, сверху, на мир, то увидишь необычайные вещи. 24) Во-первых, сам корабль покажется маленьким, как подставка. 25) И всё морское дно видно, как на ладони. 26) Там, на дне, гуляют чудовища: одноглаз, восьминог, петух-рыба, пила-рыба, рыба-меч, морской кот, морской конь, морской ёж. 27) Всё огромное, всё страшное, не такое, как на земле.
28) — Где такая страна, которой нет? — спрашивал мальчик у больших.
29) — Отстань! — отвечали ему. 30) — Нигде.
31) Потом этот мальчик вырос и недавно рассказывал мне, как сидел в порту. 32) Но и теперь во сне часто качается на верхушке огромной мачты и чувствует, как ветер треплет ему волосы и несёт его корабль в страну «Нигде», о которой он будто бы и наяву тоскует, но только наяву не понимает, что тоскует именно по ней. (По Н. Тэффи)

Рассказ озаглавлен так, потому что героя рассказа во сне и наяву манила неизвестная страна под названием «Нигде».
Основная мысль текста – детские мечты, особенно не реализованные, остаются с человеком на всю его жизнь, продолжая волновать воображение. И очень важно уметь сохранить эту способность мечтать.
Заголовок – «Корабль в страну «Нигде».
Тип текста – повествование с элементами описания.: в тексте рассказывается о том, что происходило, а также описывается внешность героя (худенький, с вытянутой шеей, мордочка острая, напряжённая; ноздри раздуваются, глаза блестят и бегают, как у мышонка) корабль (пахнет рыбой, смолой и ещё чем-то пряным, волнующим, незнакомым; гладкие стены корабля кажутся неприступными, беспощадно-высокими; отражение волн дрожит сверкающей кружевной сеткой на его боках), подводный мир с высоты средней мачты (там, на дне, гуляют чудовища: одноглаз, восьминог, петух-рыба, пила-рыба, рыба-меч, морской кот, морской конь, морской ёж; всё огромное, страшное.). Структура текста соответствует структуре повествования: завязка (У пристани старого порта русского северного города, на связке канатов, сидел мальчик.), развитие действия (Он сначала сидел на тумбе, на которую накручивают причальные тросы, но его согнали грузчики. Он пересел подальше, но и оттуда согнали. …впитывает запахи; спрашивал; отвечали), кульминация (Один матрос рассказывал, что самое замечательное – это залезть на верхушку огромной средней мачты… И вот если смотреть оттуда, сверху, на мир, то увидишь необычайные вещи. – Где такая страна, которой нет? – спрашивал мальчик у больших. – Отстань! – отвечали ему. – Нигде.), развязка (Потом этот мальчик вырос… Но и теперь во сне часто качается на верхушке огромной мачты и чувствует, как ветер треплет ему волосы и несёт его корабль в страну «Нигде», о которой он будто бы и наяву тоскует, но только наяву не понимает, что тоскует именно по ней.).

2. На какой слог падает ударение в слове чудные? Изменится ли смысл слова, если поставить ударение на другой слог? Как называются такие слова?
В слове «чудные» ударение падает на первый слог, слово употреблено в значении «прелестные, дивные, вызывающие удивление, фантастические».
Если поставить ударение на второй слог в слове «чудные», то слово приобретёт значение «странные, необычные, чудаковатые, вызывающие недоумение».
Это омографы - слова, которые совпадают в написании, но разные по значению и произношению (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении).

3. Выпишите из текста слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
Раздуваются, разгружают, беспощадно-высокими, рассказывал.

4. Найдите в тексте слова с непроизносимой согласной в корне слова. Сформулируйте правило их написания.
Неизвестное (неизвестен), чувствует (словар. сл.).
Непроизносимые согласные – это звуки, которые не произносятся или плохо различаются при стечении согласных в слове.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, следует найти родственное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный звук слышался отчётливо.
Некоторые слова нельзя проверить предложенным способом. Такие слова являются словарными, их нужно запомнить.

5. Укажите слова с приставкой не-, которые без не- не употребляются.
1) незнакомым
2) небывалый
3) неприступный
4) неизвестное
5) необычайный
6) немножко
Объясните правописание других слов с не, встретившихся в тексте. Какому правилу оно подчиняется? Сформулируйте правила правописания не и ни с разными частями речи. Приведите примеры.
Не употребляются без «не-»: 3) неприступный; 5) необычайный; 6) немножко.
1) незнакомым (пишется слитно, так как нет противопоставления)
2) небывалый (= фантастический)
4) неизвестное (пишется слитно, так как нет противопоставления)

«НЕ-» пишется слитно:
• со всеми словами, которые без «не-» не употребляются: неряха, невзрачный, ненавидеть, негодуя;
• с существительными, прилагательными, наречиями на «-о», которые можно заменить синонимом без «не-»: неприятель (враг), неплохой (хороший), невысок (низок), недалеко (близко);
• с полными причастиями, не имеющими зависимых слов: неподстриженные кустарники, нераспечатанное письмо;
• в неопределенных и отрицательных местоимениях без предлога: некто, нечто, некоторый, некого, нечего;
• в отрицательных наречиях: негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем;
• в приставке «недо-» с глаголами, прилагательными и существительными: суп недосолили, за ребенком недосмотрели.
Следует отличать приставку «недо-» от сочетания частицы «не» со словами с приставкой: Так мы и не достали билетов на премьеру. Зрители не досмотрели спектакль до конца.
«НЕ» пишется раздельно:
• с глаголами, деепричастиями и краткими причастиями (за исключением тех, которые без «не-» не употребляются): не спешить, не спеша, не стрижены (но ненавидеть, недоумевая);
• с краткими прилагательными с оттенком долженствования: не рад, не должен, не согласен, не намерен, а также в наречии не замужем;
• с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не выше, не умнее, не красивее; с не меньшим (успехом);
• с числительными: не один, не пятьдесят, не двое, не первый;
• с наречиями-сказуемыми в безличном предложении: не жаль, не поздно, не жарко;
• с полными причастиями, если при них есть зависимые слова: не сделанное вовремя задание, так и не сыгранная музыкальная пьеса;
• со всеми частями речи, если к ним относится противопоставление с союзом «а»: не длинный, а короткий; не высок, а низок; не стриженый, а бритый.
Прилагательные или наречия на «-о», связанные противительным союзом «но», пишутся с «не-» слитно, если противопоставляются разные признаки: недорогой, но красивый костюм; негромко, но выразительно.
• с существительными, прилагательными, наречиями на «-о», если при них есть местоимение или наречие с «ни» или если «не» входит в состав усилительных отрицаний «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не»: ничуть не красивый, отнюдь не дешево.
С причастиями (если при них нет других зависимых слов), прилагательными, наречиями на «о» «не» пишется слитно, если к ним относятся слова «совсем», «совершенно», «очень», «весьма», «крайне», «чрезвычайно» и т. д., которые усиливают степень качества: совсем непростое решение, поступить крайне неосторожно, весьма непродуманное предложение. Но: совершенно не продуманное комиссией предложение.
«Не» пишется раздельно в отрицательных местоимениях с предлогами: не с кем, не для кого, не от кого, не для чего, не с чем.

6. Выпишите из текста слова с приставкой при-. Каким правилом регулируется их правописание? Приведите примеры слов с приставкой пре-.
Пристань (приближение), причальные (приближение), привык (словар. сл.), неприступными (приближение), пришёл (приближение).
Приставка «при-» пишется, если обозначает:
1. Пространственную смежность, близость: прибрежный, пришкольный.
2. Приближение, присоединение: приехать, прислониться, приклеить.
3. Неполноту действия: притворить дверь, пригнуть, приукрасить.
4. Доведение действия до конца: примирить, придумать.
Приставка «пре-» пишется, если имеет значение:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: прескверный, предлинный, преобладать.
2. Значение, близкое к смыслу приставки «пере-»: превращать, преображать, преграда.

7. Найдите в тексте глаголы-исключения. Почему они являются исключениями? Поставьте эти глаголы в форму 3-го л. мн. ч. Сколько основ можно выделить у глагола? Запишите основы данных глаголов и попробуйте образовать от них все возможные причастия. От каких глаголов не удалось образовать причастия? Почему?
Согнали, услышать, смотреть, увидишь.
Это глаголы-исключения, которые оканчиваются на «-ать» и «-еть» в начальной (неопределённой) форме, но относятся ко II спряжению.
Согнали – согнавший, согнанный (от глаголов сов. вида не образуются причастия наст. вр.).
Услышать – услышавший, услышанный (от глаголов сов. вида не образуются причастия наст. вр.).
Смотреть – смотрящий, смотревший.
Увидишь – увидевший, увиденный (от глаголов сов. вида не образуются причастия наст. вр.).

8. Укажите четвёртое «лишнее».
раздуваются острый близко
блестят пряный мало
бегают кружевной подальше
отстань чудесный тихо
Раздуваются, блестят, бегают, отстань – лишнее слово «отстань», так как это глагол повелительного наклонения, остальные – глаголы настоящего времени.
Острый, пряный, кружевной, чудесный – лишнее слово «кружевной», так как это относительное прилагательное, остальные – качественные прилагательные.
Близко, мало, подальше, тихо – лишнее слово «подальше», так как это наречие в сравнительной степени, остальные наречия употреблены без степени сравнения.

9. Объясните написание наречий на о — а.
Сначала (от прилагательного «начальный» с помощью одновременного присоединения приставки «с-» и суффикса «-а»), подальше (на конце наречий после шипящих без ударения пишется «-е»), оттуда (от наречия «туда» с помощью приставки «от-»), ещё (искл.), недавно (от прилагательного «недавний» с помощью суффикса «-о»).

10. Пишутся слитно (в одно слово) наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своём составе существительные «верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век».
11. Слово использовано в значении «у взрослых». Это существительное. Автор использует это слово, чтобы подчеркнуть, что герой произведения, главное действующее лицо – маленький мальчик.
12. Эти слова являются контекстными синонимами.
13. Очень высокий, необычайно большой.
14. Чем-то пряным, чем-то волнующим.
15. И всё морское дно видно, как на ладони.
16. Дно моря – остальные словосочетания нельзя перестроить по тому же принципу.
17. Лексический повтор используется автором для концентрации на образе моря, чтобы читателю стало понятно, насколько море важно для главного героя.
Словосочетания называют морских обитателей.
18. Канарские острова, пересел подальше, на его боках, услышать имя.

19. Укажите вид сказуемого в предложении 25.
1) простое глагольное
2) составное глагольное
3) составное именное
И всё морское дно видно, как на ладони.
3) составное именное сказуемое.

20. Определите вид односоставного предложения 9.
1) определённо-личное 3) неопределённо-личное
2) обобщённо-личное 4) безличное
Пахнет рыбой, смолой и ещё чем-то пряным, волнующим, незнакомым.
4) безличное

21. Соотнесите номера предложений и их характеристики.
1) 6 – В) обобщённо-личное
2) 14 – Б) неопределённо-личное
3) 9 – Г) безличное
4) 23 – А) определённо-личное
5) 25 – Г) безличное

22. Найдите в тексте неполные предложения. С какой целью они используются? Как могли бы выглядеть полные реплики?
Неполные предложения:
– Из Ямайки. (Корабль пришёл из Ямайки.)
Или с Явы, или с Канарских островов. (Корабль пришёл с Явы, или с Канарских островов.)
–Нигде. (Нигде нет такой страны, которой нет.)
Неполные предложения употреблены в речи матросов. Автор тем самым хочет показать, что им некогда, они заняты работой, им некогда отвлекаться по пустякам.

23. Объясните дефисное написание слов в предложении 26. Являются ли эти слова одиночными приложениями с определяемым словом или обозначают понятие, термин?
Петух-рыба, пила-рыба, рыба-меч – эти слова пишутся через дефис, так как образованы сложением слов без соединительной гласной. Это термины.

24. Укажите, в каком предложении определения являются однородными. Объясните пунктуацию при них.
1)1 2)12 3)13 4)19
Определения являются однородными в предложении:
4) 9: Пахнет рыбой, смолой и ещё чем-то пряным, волнующим, незнакомым.
Определения связаны с помощью интонации перечисления, без союзов, поэтому разделяются запятыми.

25. Выпишите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Объясните пунктуацию в этом предложении. Сделайте его синтаксический разбор. Составьте схему.
Там, на дне, гуляют чудовища: одноглаз, восьминог, петух-рыба, пила-рыба, рыба-меч, морской кот, морской конь, морской ёж.
Предложение простое (грам. основа - гуляют чудовища: одноглаз, восьминог, петух-рыба, пила-рыба, рыба-меч, морской кот, морской конь, морской ёж), повеств., невосклиц., утвердит., двусост., распростр., полное, осложнено уточняющим обст. места, однородными подлежащими с обобщающим словом.
Однородные определения находится после определяемого слова, поэтому перед ними ставится двоеточие. Однородные подлежащие связаны с помощью интонации перечисления, без союзов, поэтому разделяются запятыми.

26. Найдите в тексте вводные слова. Что они означают? Как они выделены в предложении?
Может быть, (возможность) поймали его сеткой и держат.
Но есть, наверное, (неуверенность) ещё какое-то, неизвестное, имя, которое можно услышать только в самом глубоком сне.
Во-первых, (последовательность изложения мыслей) сам корабль покажется маленьким, как подставка.
Вводные слова в предложениях выделяются запятыми.

27. В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но есть,(1) наверное,(2) ещё какое-то,(3) неизвестное,(4) имя,(5) которое можно услышать только в самом глубоком сне.
Цифры, обозначающие запятые при вводном слове – 1, 2.

28. Какими средствами выражено в тексте сравнение? Какими членами предложения являются сравнительные обороты с союзом как? Объясните пунктуацию при них.
Глаза блестят и бегают, как у мышонка, … (сравнение выражено сравнительным оборотом с союзом «как»);
отражение волн дрожит сверкающей кружевной сеткой (сравнение выражено сущ. в форме творительного падежа);
корабль покажется маленьким, как подставка (сравнение выражено сравнительным оборотом с союзом «как»);
всё морское дно видно, как на ладони (сравнение выражено сравнительным оборотом с союзом «как»);
всё не такое, как на земле (сравнение выражено сравнительным оборотом с союзом «как»);
Но и теперь во сне часто качается на верхушке огромной мачты и чувствует, как ветер треплет ему волосы и несёт его корабль в страну «Нигде» … (сравнение выражено сравнительным придаточным предложением с союзом «как»).

29. Выполните лексический анализ выделенных слов.

30. Перечитайте последний абзац. Как вы понимаете слова страна «Нигде»? О чём тоскует мальчик? Какова его сокровенная мечта? Как вы думаете, почему автор считает, что герой этого рассказа «наяву не понимает, что тоскует именно по ней»?
Страна «Нигде» – это сказочное, волшебное место, где все счастливы. Мальчик тоскует по своей несбывшейся сокровенной мечте – сесть на корабль и уплыть в эту далёкую прекрасную страну. Только во сне он видит себя на верхушке огромной мачты, чувствует, как ветер треплет ему волосы и несёт его корабль в страну «Нигде». Давно уже став взрослым, он поведал о своей мечте автору и о том, что тоскует будто бы даже и наяву о недосягаемой стране «Нигде», хотя и не понимает наяву, что тоскует именно о ней.

31. Как вы думаете, чем мечта отличается от плана, намерения? О чём мечтаете вы? Была ли у вас мечта, которая исполнилась? Напишите об этом рассказ, используя предложения с однородными членами и вводными словами.
Сочинение
Мечта
Счастлив человек, который умеет мечтать. О чём? Да о чём угодно. Можно мечтать о новом смартфоне, о крутой причёске, о путешествиях по родной стране или по всему миру, о полёте на Луну или на Марс. А можно мечтать сладкой булочке, которую можно купить на перемене в буфете.
Конечно же, мечты бывают разные: реальные и нереальные, далёкие и близкие, осуществимые и неосуществимые. Мечта может так и остаться мечтой, если ничего не предпринимать для её осуществления. Для того чтобы мечта стала реальностью, к ней надо планомерно идти.
Вот, например, мечтала я о новом смартфоне. Кому-то это может показаться смешным: подумаешь, смартфон. Вот айфон – это круто! Да, не спорю, можно и об айфоне мечтать. Но я прекрасно понимаю, что для нашей семьи это очень дорого, и мечтать я могу долго, а результат будет нулевой. Смартфон для меня – мечта, несомненно, достижимая. Только для этого надо потрудиться. Мы с родителями решили, что часть денег они мне дадут при условии, что учебный год я закончу с отличием (а я вполне это могу). Ну а часть денег я заработаю сама на летних каникулах.
Да, мне пришлось подналечь на учёбу, и вот они годовые оценки – все пятёрки! Летом, конечно, хочется отдыхать: гулять с друзьями, загорать на пляже, играть в волейбол, купаться. Но у меня была цель, тем более что часть пути уже пройдена! Я устроилась промоутером в торговый центр и в течение лета посетителям то раздавала листовки с рекламой какого-либо продукта, то предлагала продегустировать то чай, то кофе, то майонез, то кетчуп. Работа несложная, да и работала я неполный день, так что успевала и с друзьями пообщаться. И, по правде сказать, работать мне понравилось. Тем более, что каждый день приближал меня к моей мечте. И вот настал тот день, когда я бережно держу в руках тот самый новенький смартфон, мою мечту! Сбылось!
Ничего невозможного нет. Надо только поставить цель и медленно, но верно идти к ней, не отступая и не сворачивая с намеченного пути. И всё получится!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением