Упр.165 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из повести «Чучело» выразительно, выделяя голосом интонационные особенности предложений. Определите тему и основную мысль текста. Сформулируйте...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из повести «Чучело» выразительно, выделяя голосом интонационные особенности предложений. Определите тему и основную мысль текста. Сформулируйте её.
Тема текста – возвращение Николая Ивановича в дом своего детства.
Основная мысль текста – родной дом не забывается, он всегда живёт в памяти.
1) Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом. 2) Сердце у него заколотилось. 3) Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым шагом пересёк улицу, вошёл во двор, стал отрывать доски от заколоченных окон. 4) Он думал: главное — отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью. 5) Каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него не просто дом, а его жизнь и колыбель. 6) По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. 7) И ещё когда Николай Николаевич был маленьким, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах. 8) Это были бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. 9) Дамы и господа в причудливых костюмах. 10) Женщины в расшитых золотом платьях со шлейфами... в высоких причёсках. 11) Мужчины в ослепительно белых, голубых, зелёных мундирах с высокими стоячими воротниками, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами. 12) Портрет знаменитого генерала Раевского, в парадном мундире, при многочисленных орденах... 13) И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым. (По В. Железникову)
2. Являются ли однокоренными слова зажил, жизнью, живут, живые? Докажите.
Зажил, жизнью, живут, живые – эти слова являются однокоренными, так как у них общий корень «-жи-»; они имеют общее значение, связанное со словом «жизнь».
3. Выпишите из текста слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн».
Заколоченных, развешанных.
4. Найдите и выпишите антонимы.
Заколоченных – отколотить, большим – маленьким, приезжающие – уезжающие; контекстуальные антонимы: бабы и мужики – дамы и господа, в домотканых одеждах – в причудливых костюмах, «живые люди» - те, которые были на картинах.
5. В каком значении в тексте употребляется прилагательное твёрдый:
1) Сохраняющий свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного.
2) Жёсткий, крепкий.
3) Устойчивый, прочный.
Прилагательное «твёрдый» употреблено в тексте в третьем значении: «устойчивый, прочный».
6. Можно ли считать текстовыми синонимами слова?
а) бабы, дамы, женщины
б) мужики, мужчины
Можно считать текстовыми синонимами слова:
а) бабы, дамы, женщины, так как они обозначают лиц женского пола;
б) мужики, мужчины, так ка они обозначают лиц мужского пола.
7. Укажите «лишнее» слово в каждом столбике. Объясните, почему оно «лишнее».
увидел постоянный пахнущий
заколотилось парной свежевымытый
отдышался заколоченный приезжающий
открывать бесчисленный уезжающий
Увидел, заколотилось, отдышался, открывать – лишнее слово «открывать», так как это неопределённая форма глагола (инфинитив), остальные слова – глаголы прошедшего времени.
Постоянный, парной, заколоченный, бесчисленный – лишнее слово «заколоченный», так как это причастие, остальные слова – прилагательные.
Пахнущий, свежевымытый, приезжающий, уезжающий - лишнее слово «свежевымытый», так как это прилагательное, остальные слова – причастия.
8. Найдите в тексте синтаксически несвободные словосочетания. Какое значение они выражают?
Живые люди (= живущие люди), люди с картин (= изображения людей).
9. Укажите предложение, в котором одним из однородных членов предложения является составное глагольное сказуемое.
а) 1 6) 3 в) 5 г) 7
В третьем предложении один из однородных членов является составным глагольным сказуемым:
Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым шагом пересёк улицу, вошёл во двор, стал отрывать доски от заколоченных окон.
10. Выпишите из текста предложение с двумя рядами однородных членов. Подчеркните их. Составьте схемы.
Это были бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами.
11. Укажите предложение, в котором однородные члены предложения соединены двойным союзом.
а) 3 6) 5 в) 7 г) 13
В предложении семь однородные члены соединены двойным союзом:
И ещё когда Николай Николаевич был маленьким, то всегда думало, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.
12. Найдите в тексте предложение с обособленным согласованным определением. Объясните пунктуацию при нём.
И ещё когда Николай Николаевич был маленьким, то всегда думало, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах. (Обособленное определение выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова.)
13. Дайте схемы рядов однородных членов предложения 11.
Мужчины в ослепительно белых, голубых, зелёных мундирах с высокими стоячими воротниками, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.
14. Укажите, какое из предложений не является двусоставным,
а) 2 6) 8 в) 12
Не является двусоставным предложение двенадцать:
Портрет генерала Раевского, в парадном мундире, при многочисленных орденах…
15. Назовите вид односоставных предложений 9, 10, 11, 12.
а) определённо-личное
б) неопределённо-личное
в) обобщённо-личное
г) назывное
Предложения 9, 10, 11, 12 являются назывными, так как главный член во всех этих предложениях – подлежащее.
16. Выполните синтаксический разбор предложения 6.
По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами.
Предложение простое (грам. основа – дом казался большим, просторным, пахнущим), повеств., невосклиц., утвердит., двусост., распростр., полное, осложнено однород. сказуемыми, однород. дополнениями.
17. Выполните лексический разбор выделенных слов.
18. Как вы понимаете смысл предложения 5? Объясните.
Предложение 5 передаёт сильнейшее волнение человека (каждая жилка дрожала у него внутри), через много лет вернувшегося в свой родной дом. В этом доме прошло его детство, здесь когда-то жили его родные – папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры. С этим домом связано очень многое (был для него не просто дом, а его жизнь и колыбель).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением