Упр.167 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из рассказа «Шуруп». Определите его тему и основную мысль. В чём особенность раскрытия этой темы? Озаглавьте текст так, чтобы заголовок раскрывал и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из рассказа «Шуруп». Определите его тему и основную мысль. В чём особенность раскрытия этой темы? Озаглавьте текст так, чтобы заголовок раскрывал и тему, и основную мысль. Назовите тип этого текста. Докажите. По каким признакам вы это определили? А к какому стилю вы его отнесёте? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваш ответ.
1) Просёлочной дорогой шагал Шуруп — конопатый, курносый парнишка, каких пачками выпускают ремесленные училища. 2) Зимний форменный бушлат нараспашку, в руке старенькая шапка-ушанка, подбитая загадочным сизо-голубым зверем. 3) На ногах Шурупа обыкновенные рабочие ботинки с железными заклёпками по бокам. 4) В таких чечётку выколачивать, конечно, трудновато, но топать по ненакатанному просёлку даже очень ловко, особенно если хорошенько расшагаться.
5) Шуруп нёс шапку-ушанку за одно ухо и шлёпал ею по штанине при каждом шаге. 6) Идёт Шуруп, помахивает шапкой. 7) Хорошее настроение у Шурупа! 8) Начальник участка отпустил его домой на целых пять дней. 9) «Вот тебе, — говорит, — два дня майских, один выходной и два дня от меня лично. За то, что в дело вникаешь». 10) Правда, Шуруп числится в бригаде всего только стажёром. 11) Но это по приказу, а если так, то никакой разницы нет.
12) В боковом кармане бушлата его первая получка. 13) Он даже и не посчитал, сколько там. 14) Куда было важнее сознавать, что они наконец есть и что он заработал их собственными руками.
15) «Надо купить матери подарок к празднику, — размышлял Шуруп. — Приеду в город — сразу домой не пойду, а сперва похожу по магазинам. Чтоб домой прямо с подарком. Только что купить? Конфет коробку? Каких-нибудь подороже. Чтоб лентой были перевязаны. Да разве она съест сама? Возьмёт штучку-две, а остальные отдаст Витьке. А тому только подавай: в один раз всё съест. Может быть, сумочку? Или платье?.. Красивое, цветами. Вот будет рада!» 16) Шурупу было приятно мысленно одевать мать во всё новое: он представил, как мать, волнуясь, розовея лицом, будет примерять подарки перед зеркалом, и от этих мысленных картин проникался к самому себе чувством честно заслуженного уважения. 17) «Носи, мать, на здоровье, — скажет он. — Заработаю ещё — лучше куплю». (18) Ему было приятно дарить матери разные хорошие вещи.
19) Это было для него целое открытие. 20) Раньше он этого не знал, потому что не был ещё рабочим человеком. 21) Он перебирал в уме множество разных вещей, которые хотелось бы принести матери. 22) В мире много всего хорошего, и всё это хочется отдать сразу. (По Е. Носову)

Тема отрывка из рассказа Е. Носова «Шуруп» - Шуруп, выпускник ремесленного училища, стажёр, получивший первую зарплату, идёт домой на целых пять дней.
Основная мысль – хорошо быть рабочим человеком, получать заработанные собственными руками деньги и радовать маму, близких людей подарками.
Особенность раскрытия темы в том, что автор подробно описывает героя, радостно шагающего просёлочной дорогой, прежде чем сообщить, что идёт он домой на целых пять дней, что получил первую зарплату и собирается купить подарок матери. Автор использует прямую речь, чтобы более точно передать мысли и мечты героя.
Заголовок – «Рабочий человек».
Тип текста – повествование с элементами описания и рассуждения. Для повествования характерна динамичность, развитие действия, что передаётся в тексте с помощью глаголов (шагал, идёт, помахивает, размышлял, перебирал). В тексте использовано описание внешности героя (конопатый, курносый парнишка; зимний форменный бушлат нараспашку; в руке старенькая шапка-ушанка, подбитая загадочным сизо-голубым зверем; на ногах обыкновенные рабочие ботинки с железными заклёпками по бокам). Рассуждение автор использует в той части, где Шуруп размышляет, что подарить матери: тезис (Надо купить матери подарок к празднику.), аргументы (Только что купить? Конфет коробку? Каких-нибудь подороже. Чтоб лентой были перевязаны. Да разве она съест сама? Возьмёт штучку-две, а остальные отдаст Витьке. А тому только подавай: в один раз всё съест. Может быть, сумочку? Или платье? Красивое, цветами.), вывод (Вот будет рада!)
Стиль текста – художественный. Цель текста – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов. Для писателя важно создать целостную картину с помощью языковых средств средств: эпитетов (конопатый, курносый парнишка; форменный бушлат; старенькая шапка-ушанка; загадочным сизо-голубым зверем), метафор (пачками выпускают; чечётку выколачивать); эмоционально окрашенной лексики (парнишка, старенькая, хорошенько), разговорной лексики (шлёпал, вникаешь, сперва).

2. Найдите и выпишите слова с непроизносимыми согласными. Объясните их написание.
К празднику (празден), чувством (словар. сл.), честно (честен).

3. Сформулируйте правило, которому подчиняется написание слов магазин, ботинки, конфеты, карман.
Написание слов «магазин, ботинки, конфеты, карман» нельзя проверить ударением, их правописание следует запомнить.

4. Из предложения 16 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. От чего зависит её написание?
В предложении 16 нет слов с чередующейся гласной в корне. Есть похожее слово «примерять», которое проверяется словом «примерка».

5. Найдите в предложениях слова с суффиксами оценки. Какие это суффиксы? Для чего они используются?
Парнишка, старенькая, хорошенько, штучку, сумочку.
Данные суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение, помогают передать личное отношение автора к герою, а также помогают почувствовать состояние героя, его доброту, любовь к матери.

6. Выпишите из текста слова, правописание которых подчиняется правилу: «В суффиксах прилагательных -онн-//-енн- пишется нн». Выделите в них суффиксы.
Ремесленные (от «ремесло»), форменный (от «форма»), мысленных (от «мысль»).

7. Выполните лексический анализ выделенных слов.

8. Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к слову топать.
Топать – шагать.

9. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике. Объясните свой выбор.
шагал приеду сознавать подбитый
выпускают возьмёт купить перевязан
нёс носи одевать заслуженный
шлёпал заработаю волнуясь ненакатанный
Шагал, выпускают, нёс, шлёпал – лишнее слово «выпускают», так как это глагол настоящего времени, остальные слова – глаголы прошедшего времени.
Приеду, возьмёт, носи, заработаю – лишнее слово «носи», так как это глагол повелительного наклонения, остальные слова – глаголы изъявительного наклонения.
Сознавать, купить, одевать, волнуясь – лишнее слово «волнуясь», так как это деепричастие, остальные слова – глаголы.
Подбитый, перевязан, заслуженный, ненакатанный – лишнее слово «перевязан», так как это причастие в краткой форме, остальные слова – причастия в полной форме.

10. Укажите, в каких предложениях есть синтаксически несвободные словосочетания, обозначающие количество.
1) 5 2) 8 3) 12 4) 14
Синтаксически несвободные словосочетания, обозначающие количество:
1) 5 – Шуруп нёс шапку-ушанку за одно ухо и шлёпал ею по штанине при каждом шаге.
2) 8 – Начальник участка отпустил его домой на целых пять дней.

11. Определите вид сказуемого в предложении 11.
1) простое глагольное
2)составное глагольное
3) составное именное
Вид сказуемого в предложении 11:
1) простое глагольное - Но это по приказу, а если так, то никакой разницы нет.

12. Укажите, какому предложению соответствует характеристика: простое, повествовательное, восклицательное, односоставное назывное, распространённое, неосложнённое.
1)2 2)3 3)7 4)12
Характеристика: простое, повествовательное, восклицательное, односоставное, назывное, распространённое, неосложнённое – соответствует предложению:
3) 7 – Хорошее настроение у Шурупа!

13. Из предложений 2—4 выпишите неоднородные определения вместе с определяемыми словами. Как влияет на постановку знаков препинания то, что они являются неоднородными?
Зимний форменный бушлат; загадочным сизо-голубым зверьком; обыкновенные рабочие ботинки.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое определение относится к сочетанию определяемого слова с первым определением.

14. В предложении 2 найдите обособленное согласованное определение. Выпишите его вместе с определяемым словом, объясните постановку знаков препинания.
Шапка-ушанка, /подбитая загадочным сизо-голубым зверем/.
Согласованное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова всегда выделяется запятыми.

15. В приведённом предложении из текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В таких чечётку выколачивать,(1) конечно,(2) трудновато,(3) но топать по ненакатанному просёлку очень даже ловко,(4) особенно если хорошенько расшагаться.
Запятые при вводном слове: 1,2.

16. Какие особенности лексики этого текста вы можете отметить?
Особенности лексики данного текста в простоте выражения мыслей, в использовании разговорных, диалектных, эмоционально окрашенных слов (конопатый, курносый, парнишка, старенькая, выколачивать, топать, ловко, хорошенько, расшагаться, шлёпал, по штанине и др.). Это помогает автору приблизить нас к тому, что он изображает, а также помогает понять и раскрыть образ героя через его мысли, через речь.

17. Найдите и выпишите слова с чн и чк. Почему в этих сочетаниях не пишется ъ?
Просёлочной, пачками, загадочным, конечно, лично, получка, штучку, сумочку.
Буквосочетания «чк», «чн» пишутся без разделяющего их мягкого знака, так как [ч’] всегда мягкий, поэтому обозначение мягкости на письме не требуется.

18. Как характеризуют Шурупа его планы? Как он относится к заработанным деньгам? Что для него оказалось важнее? Что стало для него открытием?
Планы Шурупа характеризуют его с положительной стороны. Ему было не так важно, сколько он заработал. Важнее было осознавать, что у него наконец есть деньги, что заработал он их собственными руками и потратить может по своему усмотрению. На первые заработанные деньги он решает купить матери подарок. Для него стало открытием то, что теперь он сможет дарить матери разные хорошие вещи, помогать семье. И это было приятно.

19. Напишите сочинение-рассуждение, в котором выскажите своё отношение к герою этого отрывка.
Сочинение
Мне понравился Шуруп – герой одноимённого рассказа Е. Носова. Шуруп – обыкновенный парнишка. Он недавно устроился на работу после окончания ремесленного училища и уже хорошо себя зарекомендовал. Именно поэтому начальник участка к двум праздничным и одному выходному дню добавил ещё два дня от себя.
Шуруп получил первую зарплату. Его отношение к заработанным деньгам вызывает уважение: для него было важно, что он их заработал собственными руками. И он решает купить подарок маме. Ему было приятно осознавать, что теперь, став рабочим человеком, он сможет дарить матери разные хорошие вещи, сможет радовать её. У него даже мысли не возникло, чтобы потратить их только на себя.
Я думаю, что эта история очень поучительна для современных молодых людей, многие из которых потребительски относятся к жизни, считая, что им все и всё должны. Носов показывает нам, что рабочий человек заслуживает уважения, что деньги, заработанным собственным трудом, поднимают самооценку, делают человека более уверенным. Ненавязчиво автор подводит нас к мысли о том, что мама – самый близкий и дорогой человек, о котором надо всегда помнить.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением