Упр.163 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Выразительно прочитайте тексты из произведений Владимира Алексеевича Солоухина, выделяя голосом интонационные особенности предложений. Определите тему, которая их...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Выразительно прочитайте тексты из произведений Владимира Алексеевича Солоухина, выделяя голосом интонационные особенности предложений. Определите тему, которая их объединяет. Что волнует, интересует автора? Как он говорит об этом в первом тексте? А во втором? Какова основная мысль этих текстов? Определите их тип. Докажите, что вы рассуждали верно.
I. 1) Красиво издали глядеть на людей, которые косят! 2) Хорошо любоваться и вблизи на умелого, ладного косца! 3) Эти равномерные, экономные взмахи косой, это ритмическое разворачивание плеч, когда коса отводится назад, замахивается медленно, словно пружина сжимается при этом, которая потом стремительно, резко толкнёт косу в обратную сторону, а косец припадёт на правую ногу и на правый бок, да ещё и выдохнет вслух: «Х-ха!»
4) Рубаха на груди распахнута, лицо и шея запотели, и отблески зари лежат на лице: хоть сейчас пиши картину.
5) Но вот что странно. 6) Как только сам возьмёшь косу и станешь в ряд, тотчас куда-то пропадают и окрестности, и облака. 7) Весь мир сужается, в нём остаётся жёлтое деревянное окосье, кривое синеватое лезвие косы, по желобку которого, смывая травяную мелочь, бежит роса, небольшой участочек стоящей травы, которую предстоит срезать, да ещё время от времени серый брусок, скользящий по нежному жалу то с той, то с другой стороны. 8) А если и вскинешь голову и оглянешься по сторонам или посмотришь туда, где должен оканчиваться прокос, то, как назло, именно в этот момент затечёт в глаза струйка горячего пота, и застит белый свет, и защиплет глаза так, что какие уж тут облака и окрестности! («Капля росы»)
II. 9) Почему с давних пор самой любимой работой и самой любимой порой в деревне был сенокос? 10) Потому, что он из всех крестьянских работ проводился сообща, объединял всех, сдружал, коллективизировал. 11) Весь год копались крестьяне каждый на своём клочке, а в сенокос выходили в одно место всем селом, или, как это называлось, всем миром, становились друг за дружкой, тягались (соревновались) друг с дружкой, в минуты отдыха балагурили. 12) Это было как праздник. 13) Туда и обратно шли с песнями. («Владимирские просёлки»)
Тексты Владимира Алексеевича Солоухина объединяет тема сенокоса.
Автора волнует умелый, слаженный труд людей. Его интересует, почему сенокос всегда был самой любимой работой и самой любимой порой в деревне.
В первом тексте он говорит об этом так: «Красиво издали глядеть на людей, которые косят! Хорошо любоваться и вблизи на умелого, ладного косца! Эти равномерные, экономные взмахи косой, это ритмическое разворачивание плеч, когда коса отводится назад, замахивается медленно, словно пружина сжимается при этом, которая потом стремительно, резко толкнёт косу в обратную сторону, а косец припадёт на правую ногу и правый бок, да ещё и выдохнет вслух: «Х-ха!».
Во втором тексте об этом говорится об этом так: «… он из всех крестьянских работ проводился сообща, объединял всех, сдружал, коллективизировал. Весь год копались крестьяне каждый на своём клочке, а в сенокос выходили в одно место всем селом, или, как это называлось, всем миром, становились друг за дружкой, тягались (соревновались) друг с дружкой, в минуты отдыха балагурили. Это было как праздник.»
Основная мысль этих текстов – сенокос, самая любимая народом работа, объединяет, сдружает и коллективизирует всех.
Тип первого текста – описание: даётся общее впечатление (Красиво издали глядеть на людей, которые косят!), затем описываются детали косьбы (равномерные, экономные взмахи косой; ритмическое разворачивание плеч; коса отводится назад, замахивается медленно, словно пружина сжимается; стремительно, резко толкнёт косу в обратную сторону), описание косца (рубаха на груди распахнута; лицо и шея запотели; отблески зари лежат на лице), собственных впечатлений от косьбы (куда-то пропадают и окрестности, и облака; весь мир сужается; жёлтое деревянное окосье; кривое синеватое лезвие косы, по желобку которого, смывая травяную мелочь, бежит роса; небольшой участочек стоящей травы, который предстоит срезать; серый брусок, скользящий по нежному жалу; вскинешь голову и оглянешься по сторонам – затечёт в глаза струйка горячего пота, и застит белый свет, и защиплет глаза так, что какие уж тут окрестности).
Тип второго текста – рассуждение: тезис (Почему с давних пор самой любимой работой и самой любимой порой в деревне был сенокос?), доказательства (из всех крестьянских работ проводился сообща, объединял всех, сдружал, коллективизировал; в сенокос выходили в одно место всем селом, или, как это называлось, всем миром, становились друг за дружкой, тягались (соревновались) друг с дружкой, в минуты отдыха балагурили), вывод (Это было как праздник. Туда и обратно шли с песнями.)
2. Дайте фонетическую запись выделенных букв.
Любоваться [ц:а], сжимается [ж:], окрестности [сн].
3. Замените просторечное слово застить стилистически нейтральным синонимом (см. текст I, предложение 8).
Застить – закрывать, застилать.
4. Из предложений 2, 3 и 8 выпишите слова с орфограммой -тся и -тъся в глаголах. Объясните их правописание, сформулируйте правило.
Любоваться (что делать? инфинитив), отводится (что делает? гл. 3-го л.), замахивается (что делает? гл. 3-го л.), сжимается (что делает? гл. 3-го л.), оканчиваться (что делать? инфинитив).
В возвратных глаголах, оканчивающихся на «-тся» или «-ться», пишем «ь», если к глаголу можно задать вопрос «что делать?» или «что сделать?», так как это глагол неопределённой формы (инфинитив). Если в вопросе отсутствует мягкий знак: «что делает (сделает)?», «что делают (сделают)?», то в глаголе пишется «-тся» (без мягкого знака), так как это глагол 3-го лица.
5. Будут ли являться текстовыми синонимами слова объединять и коллективизировать; равномерные и ритмические?
Слова «объединять» и «коллективизировать»; «равномерные» и «ритмические» являются текстовыми синонимами.
6. Охарактеризуйте слова тягались, балагурили, копались. Выполните их лексический разбор.
7. Объясните, как вы понимаете смысл выражения всем миром.
8. Найдите в тексте антонимы к словам вблизи, медленно.
Вблизи – издали.
Медленно – стремительно, резко.
9. Найдите синоним к слову любоваться.
Любоваться – глядеть.
10. К какому виду относится сказуемое должен оканчиваться (прокос)?
1) простое глагольное
2) составное глагольное
3) составное именное
Сказуемое «должен оканчиваться (прокос)» является составным глагольным.
11. Как вы думаете, какую роль выполняет вопросительное предложение во втором тексте?
Вопросительное предложение во втором тексте является риторическим вопросом, служащим для привлечения внимания читателей или слушателей; также является тезисом текста-рассуждения.
12. Укажите вид односоставного предложения 5.
1) определённо-личное 3) неопределённо-личное
2) обобщённо-личное 4) безличное
Пятое предложения является двусоставным:
Но вот что странно.
13. Укажите, какому предложению соответствует характеристика: простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми.
1)3 2)4 3)6 4)11
Характеристика «простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми» соответствует одиннадцатое предложение6
Весь год копались крестьяне каждый на своём клочке, а в сенокос выходили в одно место всем селом, или, как это называлось, всем миром, становились друг за дружкой, тягались (соревновались) друг с дружкой, в минуты отдыха балагурили.
14. Выпишите из текста предложение с однородными подлежащими, соединёнными повторяющимся союзом и. Составьте их схему. Объясните пунктуацию.
(Как только сам возьмёшь косу и станешь в ряд), (запятая разделяет части сложного предложения) [тотчас пропадают и окрестности, (запятая разделяет однородные подлежащие, соединённые повторяющимся союзом «и») и облака].
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением