Итоги Главы 2 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
1. Составьте тесты по всемирной истории 1918—1938 гг. (в каждом тесте должно быть 4 элемента), требующие соотнести:
• ключевые даты и события;
Даты:
1) 1929 г.
2) 1933 г.
3) 1938 г.
4) 1922 г.
События:
a) приход Гитлера к власти в Германии;
b) аншлюс Австрии;
c) мировой экономический кризис;
d) приход фашистов к власти в Италии.
Ответ: 1 — c
2 — a
3 — b
4 — d
• страны и события в этих странах;
Страна:
1) СССР
2) США
3) Германия
4) Турция
Событие:
a) начало "Нового курса" Рузвельта;
b) индустриализация и коллективизация;
c) провозглашение республики под руководством Ататюрка;
d) принятие Нюрнбергских расовых законов.
Ответ: 1 — b
2 — a
3 — d
4 — c
• исторических деятелей и факты их биографий;
Деятель:
1) Франклин Рузвельт
2) Мустафа Кемаль Ататюрк
3) Махатма Ганди
4) Адольф Гитлер
Факты из биографий:
a) возглавил борьбу за независимость Индии;
b) инициировал реформы в Турции;
c) разработал "Новый курс" для выхода из кризиса;
d) написал книгу "Моя борьба".
Ответ: 1 — c
2 — b
3 — a
4 — d
• причины и последствия.
Причины:
1) Великая депрессия
2) Мюнхенское соглашение
3) приход Гитлера к власти
4) индустриализация в СССР
Последствия:
a) ускоренный рост советской промышленности;
b) захват Судетской области Чехословакии;
c) экономический спад и рост безработицы;
d) начало агрессивной внешней политики Германии.
Ответ: 1 — c
2 — b
3 — d
4 — a
2. Напишите эссе на одну из следующих тем:
1) «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Ганди);
Махатма Ганди, выдающийся лидер национально-освободительного движения Индии, глубоко верил в силу ненасилия. Его утверждение, что победа через насилие равносильна поражению, потому что она краткосрочна, подчеркивает фундаментальный принцип, на котором строилась его борьба за независимость Индии.
Насилие разрушает основу доверия между людьми и государствами, порождает новые конфликты и месть. История полна примеров, когда насильственные революции и войны создавали лишь иллюзию прогресса. Например, насильственные действия в ходе гражданской войны в России привели к установлению авторитарного режима, а Версальский мирный договор после Первой мировой войны, основанный на принуждении и унижении Германии, лишь подготовил почву для новой войны.
Ганди же продемонстрировал, что мирное сопротивление может быть более мощным инструментом изменений. Его кампании ненасильственного неповиновения, такие как бойкот британских товаров и марш солидарности за соль, показали миру, как можно достигать политических целей без крови и насилия. В конечном счёте, Индия обрела независимость в 1947 году, а его идеи ненасилия вдохновили лидеров гражданских движений по всему миру, таких как Мартин Лютер Кинг-младший в США и Нельсон Мандела в Южной Африке.
Таким образом, Ганди утверждает, что истинная победа достигается через мир, поскольку только она может быть долгосрочной и основываться на прочном согласии. Его слова актуальны и сегодня, когда человечество сталкивается с конфликтами, которые требуют не силы оружия, а силы разума и сострадания.
2) «Патриот любит свой народ, а националист ненавидит все остальные» (Клемансо);
Жорж Клемансо, один из лидеров Франции в годы Первой мировой войны, выделял важное различие между патриотизмом и национализмом. Патриотизм — это чувство любви и гордости за свою страну, желание её процветания, а национализм — это идея превосходства своей нации над другими, которая часто приводит к агрессии и конфликтам.
В межвоенный период национализм стал одной из главных причин роста напряженности в Европе. Фашистские режимы Италии и Германии под руководством Муссолини и Гитлера сделали национализм основой своей политики. Гитлер использовал идею о превосходстве арийской расы для оправдания агрессии против других народов, что привело к аннексии Австрии, захвату Судетской области и, в конечном счёте, к Второй мировой войне.
В то же время патриотизм сыграл положительную роль в национальных движениях за независимость. Например, борьба турецкого народа под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка была движима именно любовью к своей стране, желанием модернизировать её и освободить от иностранного господства.
Таким образом, слова Клемансо подчёркивают, что патриотизм объединяет народ, а национализм сеет вражду. История показывает, что мировое сообщество должно стремиться к уважению культур и сотрудничеству, а не к конфликту и доминированию.
3) «История свободы — это история сопротивления» (Вильсон);
Вудро Вильсон, президент США и один из авторов Версальского мирного договора, подчеркивал, что борьба за свободу всегда сопряжена с сопротивлением угнетению и несправедливости. Его слова отражают суть исторического процесса, где каждое значимое завоевание свобод рождалось через усилия тех, кто противостоял несправедливости.
Ярким примером являются революции, которые изменили ход истории. Французская революция 1789 года стала символом сопротивления абсолютизму и борьбы за права человека. В XX веке борьба за свободу проявилась в национально-освободительных движениях, таких как борьба Индии против британского колониализма. Махатма Ганди возглавил это движение, демонстрируя, что сопротивление может быть мирным и в то же время эффективным.
Вильсон также мог говорить о сопротивлении тоталитарным режимам. В 1930-е годы мир видел, как люди противостояли нацистской и фашистской угрозе. Например, подпольное движение в Германии, движение Сопротивления во Франции, а также героизм народов, выступавших против оккупации, стали важной страницей истории свободы.
Таким образом, слова Вильсона напоминают, что свобода — это не дар, а достижение, требующее постоянной борьбы и мужества. История свободы — это история людей, которые не боялись идти против несправедливости ради будущего.
4) «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало» (Рузвельт);
Франклин Рузвельт, президент США, произнёс эти слова в период Великой депрессии, когда миллионы американцев оказались в бедности. Его идея о том, что подлинный прогресс общества измеряется заботой о самых уязвимых, стала основой его политики "Нового курса".
"Новый курс" включал создание рабочих мест, поддержку фермеров и социальное страхование. Эти меры не только помогли многим людям пережить кризис, но и заложили основу для будущего социального обеспечения в США. Рузвельт стремился построить общество, где благосостояние распределялось более справедливо.
Эти слова остаются актуальными и сегодня. В современном мире, где разрыв между бедными и богатыми увеличивается, истинный прогресс определяется не только экономическим ростом, но и тем, как общества решают проблемы бедности, безработицы и неравенства. Рузвельт напоминал, что успешное государство — это то, которое обеспечивает достойные условия жизни для всех своих граждан.
5) «Чтобы построить новое государство, о деяниях прежнего надо забыть» (Ататюрк);
Мустафа Кемаль Ататюрк, лидер Турции в начале XX века, видел необходимость полного разрыва с прошлым для построения современного государства. После падения Османской империи он инициировал ряд масштабных реформ, которые изменили политическую, социальную и культурную жизнь Турции.
Ататюрк отказался от религиозной основы государства, провозгласив Турцию светской республикой. Он ввёл латинский алфавит, заменив арабский, что способствовало модернизации образования. Были упразднены феодальные традиции, и началось строительство промышленной экономики.
Его слова подчёркивают, что иногда для движения вперёд необходимо отказаться от старых структур и традиций. Турция под руководством Ататюрка стала примером того, как решительные реформы могут преобразить страну, создавая новые возможности для её граждан.
6) «Мы потерпели поражение без войны» (Черчилль, 1938 г.);
В 1938 году Черчилль произнёс эти слова, критикуя Мюнхенское соглашение, которое позволило Гитлеру аннексировать Судетскую область Чехословакии. Великобритания и Франция, пытаясь избежать войны, выбрали политику умиротворения агрессора.
Однако эта политика не принесла мира. Гитлер воспринял уступки как слабость и продолжил свою экспансию, что привело к началу Второй мировой войны. Черчилль считал, что предотвратить войну можно было только через твёрдую позицию и сдерживание агрессора, а не через уступки.
Эти слова остаются напоминанием о том, что стремление избежать конфликта любой ценой иногда приводит к ещё большему кризису. Решительные действия в начале кризиса могли бы предотвратить катастрофу.
7) «Пушки вместо масла!» (Гесс).
Фраза Рудольфа Гесса, одного из высокопоставленных лидеров нацистской Германии, «пушки вместо масла» стала символом милитаризации государства, в котором приоритет отдавался оружию и армии за счёт благосостояния граждан. Это выражение ярко характеризует идеологию нацистского режима, где всё общество мобилизовалось для подготовки к войне, и экономические ресурсы направлялись на военные нужды, а не на социальные потребности.
После прихода к власти в 1933 году Адольф Гитлер и его соратники начали политику перевооружения Германии, нарушая условия Версальского договора. Огромные средства вкладывались в создание армии, танков, самолётов и строительства укреплений, таких как линия Зигфрида. Одновременно с этим гражданское население сталкивалось с нехваткой товаров первой необходимости, высоким уровнем эксплуатации и ограничением личных свобод.
Политика «пушек вместо масла» обеспечила быстрое восстановление военной мощи Германии, но привела к обострению социальных проблем. Уровень жизни большинства немцев оставался низким, хотя нацистская пропаганда пыталась убедить их в том, что национальная мощь важнее личного комфорта. Военная экономика создавала видимость занятости, но основой её успеха были принудительный труд и милитаризация общественной жизни.
Эта политика также показала, как приоритеты государства определяют его судьбу. Германия временно укрепила свои позиции как агрессивная военная сила, но к 1945 году страна оказалась разрушена, а её население переживало гуманитарную катастрофу.
Выражение Гесса остаётся уроком того, что общество, которое ставит войну выше благосостояния своих граждан, в конечном итоге сталкивается с тяжёлыми последствиями. Баланс между обороной и развитием человеческого капитала является ключевым фактором устойчивого развития любого государства.
3. Объясните особенности экономического развития западных государств в 1918—1938 гг.
После Первой мировой войны западные страны столкнулись с экономическими трудностями: инфляцией, безработицей и долгами. В 1929 году началась Великая депрессия, которая затронула весь мир. США предприняли меры в рамках "Нового курса" Рузвельта, включавшие реформы в сельском хозяйстве, индустрии и банковской системе.
Европа также искала выход из кризиса. В Германии нацисты использовали экономические трудности для укрепления своей власти, что привело к милитаризации экономики. Во Франции и Великобритании проводились социальные реформы, направленные на стабилизацию ситуации. Однако глобальные противоречия и нехватка международного сотрудничества способствовали подготовке к новой войне.
Сформулируйте ответ на главный вопрос урока и обоснуйте его 2—3 аргументами.
Главной особенностью исторического развития в 1918—1938 гг. было противоречивое сосуществование процессов модернизации и кризисов. Этот период характеризовался как стремлением к политическому, социальному и экономическому обновлению, так и нарастанием конфликтов, которые привели ко Второй мировой войне.
После Первой мировой войны возникли попытки стабилизировать международные отношения (создание Лиги Наций, Версальско-Вашингтонская система), однако экономический кризис 1929 года, рост национализма и авторитарных режимов (нацистская Германия, фашистская Италия, милитаристская Япония) подорвали эти усилия.
Наука и культура совершили прорывы, но массовая культура и пропаганда также стали инструментами контроля и манипуляции. В результате этот период стал временем подготовки к глобальному конфликту, где устремления к миру и прогрессу не смогли преодолеть силы милитаризма и агрессии.
1. «Кино 1920—1930-х гг.» — рассказ о знаменитых фильмах и о том, что сделало их знаменитыми.
Кино 1920—1930-х годов стало временем значительных перемен в мировой кинематографии, когда киноискусство стало доступным массовому зрителю и развивалось в самых разных направлениях. Одним из крупнейших событий того времени стала работа немого кино и переход к звуковому кино в конце 1920-х годов. Одним из самых знаменитых фильмов этого периода стал «Носферату» (1922), режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау, который стал символом немецкого экспрессионизма. В нём была использована оригинальная камера, свет и тени, чтобы создать атмосферу страха и зловещей таинственности.
Одним из самых знаменитых и любимых фильмов этого времени стал «Малыш» (1921), в котором Чарли Чаплин сыграл своего легендарного персонажа «маленького бродягу». Это был первый полнометражный фильм с его участием, и он привлёк внимание зрителей не только своей юмористической составляющей, но и глубокой эмоциональной драмой.
К 1930-м годам с развитием звукового кино на экраны вышел «Король говорит!» (1939), который заслужил признание за блестящую работу актёров и социальную значимость, так как затронул тему речи и власти.
2. «Художники 1920—1930-х гг.» — рассказ о знаменитых художниках и их творчестве (по выбору).
Художники 1920—1930-х годов продолжали развивать и обогащать искусство новыми стилями, среди которых наиболее яркими были кубизм, сюрреализм, абстракционизм и экспрессионизм.
Одним из выдающихся художников того времени был Пабло Пикассо, чьи работы в стиле кубизма изменили восприятие искусства. Его картина «Герника» (1937) стала знаковым произведением, выражавшим ужасы войны и фашистской агрессии.
Другим значимым художником был Сальвадор Дали, чьи сюрреалистические работы, такие как «Твердые часы» (1931), стали символами психического напряжения и искажения реальности.
Особое место в искусстве 1920—1930-х годов занимал Василий Кандинский, основатель абстракционизма, чьи картины, такие как «Композиция X» (1939), стали важными шагами в развитии абстрактного искусства.
3. «Архитектура 1920—1930-х гг.» — рассказ о знаменитых архитекторах.
Архитектура 1920—1930-х годов была временем экспериментирования и поисков новых форм, что привело к появлению новых течений, таких как конструктивизм, функционализм и международный стиль.
Ле Корбюзье, основатель функционализма, предложил принципы рационального подхода к проектированию зданий. Его знаменитая Вилла Савой (1928—1930) в Франции стала примером идеального дома с использованием новых строительных материалов и минималистичного подхода. Он также предложил концепцию «градостроительного плана», где город должен был быть функциональным и гармоничным.
Баухаус, школа архитектуры в Германии, сыграла ключевую роль в развитии архитектуры того времени. Вальтер Гропиус и Лудвиг Мис ван дер Рое создавали проекты зданий, которые отражали идеи функционализма и стремления к технологическим инновациям, таких как здание «Баухаус» в Дессау (1925).
4. Сунь Ятсен и Махатма Ганди: сходство и различие.
Сунь Ятсен и Махатма Ганди были выдающимися лидерами, борющимися за независимость своих стран, но их подходы к политическим и социальным проблемам отличались.
Оба стремились освободить свои страны от иностранного господства, стремясь к национальной независимости. Сунь Ятсен был основателем Китайской Республики и боролся против маньчжурской династии, а Ганди выступал за независимость Индии от Великобритании. Оба лидера придерживались идеи национального единства и социальной справедливости.
Однако их методы были разными. Сунь Ятсен был сторонником националистических и революционных методов, активно поддерживал вооружённую борьбу против иностранных оккупантов и коррупции в Китае. В отличие от него, Ганди был приверженцем мирных средств борьбы, таких как ненасильственное сопротивление и бойкот британских товаров. Ганди провозгласил философию ахимсы (ненасилия), в то время как Сунь Ятсен верил в необходимость революционных преобразований и создание сильного центрального правительства.
1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о Версальской мирной конференции Ллойд Джорджа и ответьте на вопросы.
1) Почему автор говорит об идеализме Вильсона, хотя тот предлагает «практическую схему»?
Вильсон был идеалистом, потому что его предложения о Лиге Наций и принципах мирного сотрудничества были ориентированы на высокие моральные идеалы, несмотря на стремление предложить практическую схему для их реализации. Однако достижение таких целей в условиях политических интересов было трудно осуществимо.
2) Как вы можете объяснить реакцию Клемансо?
Реакция Клемансо отражает его скептицизм и прагматизм. Он сосредоточился на реальных целях безопасности Франции, не веря в возможность реализации идеалистичных планов Вильсона в мире, где преобладали политические расчёты.
2. Прочитайте отрывки из послания президента Рузвельта конгрессу США от 17 мая 1933 г. и ответьте на вопросы.
1) Перечислите основные мероприятия «Нового курса» в экономике и социальной сфере.
- Сокращение рабочей недели при сохранении достойной оплаты труда
- Создание механизма для предотвращения нечестной конкуренции и перепроизводства
- Программа «прямой занятости», направленная на общественное строительство
- Вложения в инфраструктуру для создания рабочих мест
2) На основании источника дайте оценку роли государства в решении экономических проблем.
Оценка роли государства в решении экономических проблем: В предложениях Рузвельта государство играет ключевую роль в регулировании экономики, обеспечении занятости и поддержке социальной стабильности. Его действия направлены на прямую помощь гражданам через создание рабочих мест и контроль за экономической деятельностью, что свидетельствует о готовности вмешиваться в экономику для борьбы с Великой депрессией.
3) Найдите противоречия в политике «Нового курса». С чем могла быть связана противоречивость предлагаемых мероприятий?
Противоречия могут быть связаны с одновременным применением антиконкурентных мер и государственной поддержкой рынка. С одной стороны, действия, такие как ограничение рабочей недели, могут снизить продуктивность и повысить затраты для бизнеса. С другой стороны, массовое строительство и государственные инвестиции могут вызвать увеличение государственного долга или инфляцию. Эти противоречия свидетельствуют о сложности и компромиссном характере предлагаемых мер.
3. Прочитайте отрывки из советско-французского и советско-чехословацкого договоров (1935), ответьте на вопросы.
1) Какой документ рассматривался как основополагающий при заключении советско-французского договора?
Основополагающим документом при заключении советско-французского договора был Статут Лиги Наций. В договоре упоминается обязательство обеих сторон соблюдать положения статей 10, 12, 13 и 15 Статута Лиги Наций, которые касаются обеспечения мира и предотвращения войны между государствами-членами Лиги.
2) Объясните выражение «предмет невызванного нападения».
Выражение «предмет невызванного нападения» означает, что одно из государств (СССР или Франция) может стать целью агрессии со стороны другого государства без провокации, то есть в случае, если оно не нарушало международных обязательств и не провоцировало нападение. Это подчеркивает, что нападение является агрессией, а не ответом на какие-либо действия жертвы нападения.
3) Объясните, как должны поступать СССР и Франция в случае военной угрозы либо в случае нападения на одно из государств.
Если одно из государств — СССР или Франция — становится объектом военной угрозы или нападения, они обязуются немедленно начать консультации для принятия мер, направленных на соблюдение положений Лиги Наций. В случае агрессии они должны немедленно оказать друг другу помощь и поддержку, что включает в себя военные действия в поддержку пострадавшего государства.
4) Объясните, как должны поступать СССР и Чехословакия в случае нападения на одно из государств.
В случае невызванного нападения на одно из государств — СССР или Чехословакию — обе стороны обязуются оказать друг другу немедленную помощь и поддержку. Однако важное уточнение: обязательства взаимной помощи будут действовать только в том случае, если помощь пострадавшему государству будет предоставлена также Францией, что подчеркивает важность участия Франции в этих договорах для выполнения обязательств.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением