Параграф 12 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)

Изображение § 12. Международные отношения в 1930-е гг. Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?Во-первых, политика умиротворения агрессора, проводимая Англией и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
§ 12. Международные отношения в 1930-е гг.
Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?
Во-первых, политика умиротворения агрессора, проводимая Англией и Францией, только поощряла агрессивные действия Германии и Италии. Надежда на то, что уступки смогут избежать войны, оказалась ошибочной.
Во-вторых, Версальская система, установленная после Первой мировой войны, ослабла, а её нарушение со стороны Германии не встретило должного сопротивления.
В-третьих, отсутствовало единство среди великих держав. Недоверие между западными странами и СССР не позволило создать эффективный антивоенный союз.
Какие факты нашли отражение в карикатуре?
Карикатура изображает поддержку нацизма со стороны монополий и промышленников, которые способствовали приходу Гитлера к власти.
Через образы и символику карикатура подчеркивает репрессивный и антигуманистический характер нацистского режима. Карикатура отражает советский взгляд на фашизм как на угрозу всему миру, что совпадало с официальной позицией СССР.
О чём свидетельствуют слова Шахта?
Он указывает на то, что иностранные компании, такие как американская "Дженерал Моторс", активно вкладывались в немецкую промышленность, которая производила вооружение для нацистской Германии. Инвестиции иностранных корпораций в германскую экономику демонстрируют, что финансовая выгода для этих компаний была важнее осознания последствий укрепления нацистского режима.
Шахт подчеркивает, что перевооружение Германии стало возможным не только благодаря внутренним усилиям, но и за счет международной экономической поддержки.
В чём автор карикатуры видит причины краха попыток сохранения мира?
Конференция по разоружению проходит в условиях, когда на деле страны лишь наращивают вооружения, что символизирует «пышное дерево вооружений». Планы по разоружению выброшены в мусорное ведро, что указывает на формальный характер переговоров и неспособность участников достичь реальных результатов.
1. Какую роль сыграл мировой экономический кризис в нарастании международной напряженности?
Мировой экономический кризис до предела обострил ситуацию в Германии, США, других западных государствах. Для Гитлера преодоление кризиса тесно увязывалось с ликвидацией «пут Версаля». Нацисты заявляли, что все беды коренятся в «несправедливом» мире, заключённом после Первой мировой войны. В германском обществе возобладала реваншистская милитаристская идея, утверждавшая, что величие и процветание Третьего рейха невозможны без ликвидации Версальских договорённостей.
2. Почему западные державы лояльно отнеслись к приходу Гитлера к власти?
Владельцы промышленных корпораций США считали, что новая большая война им не навредит, а, напротив, поможет окончательно преодолеть экономический кризис, — благо, Соединенные Штаты находятся далеко от Европы.
3. Сформулируйте основные задачи внешнеполитического курса гитлеровской Германии.
Ещё в 1925 г. Гитлер провозгласил возрождение средневековой германской политики «дранг нах остен» («натиск на восток»), по направлению к «необъятным просторам России». Нацистский лидер и его сообщники собирались не просто покорить, но стереть с лица земли нашу страну. За счёт захваченных ресурсов России нацисты собирались обеспечить неограниченное снабжение немцев. Часть немцев-«арийцев» намечалось расселить в качестве господствующей расы на советской территории.
Желание Германии покорить «восточное пространство» стало одной из основных причин Второй мировой войны. Завоевательные замыслы германских нацистов и их союзников простирались на весь мир. Гитлер планировал покорить всю Европу, захватить вместе с Италией английские и французские колонии в Африке, уничтожить Советский Союз и встретиться в центре Евразии с наступающими японскими войсками. США и страны Латинской Америки также должны были подчиниться диктату Германии.
Объясните, почему Черчилль считал, что борьба за мир была проиграна в 1935 г.
Восстановление обязательной воинской повинности в Германии и расширение её вооруженных сил стало прямым нарушением ограничений, наложенных Версальским договором. Эти действия означали, что Германия готовилась к реваншу и к новой войне.
Вместо решительных санкций или противодействия Великобритания пошла на уступки, подписав Англо-германское морское соглашение. Это легализовало восстановление немецкого флота, подрывая международные договоры и показывая слабость гарантов Версальского порядка. Политика умиротворения, выразившаяся в прощении нарушений и в уступках, позволила Гитлеру укрепить военный и политический потенциал Германии, что сделало её агрессивную экспансию неизбежной.
Черчилль считал, что в 1935 году Германия еще не обладала достаточной мощью, чтобы противостоять объединенным действиям демократических стран. Решительные действия в этот момент могли бы предотвратить Вторую мировую войну.
Каковы были последствия бездействия англо-французских войск в начале Второй мировой войны?
Отсутствие противодействия со стороны «западных демократий» распаляло аппетиты агрессоров. В гражданской войне в Испании 1936—1939 гг. Италия и Германия открыто поддержали мятеж генерала Франко. Следующей жертвой агрессоров стала Австрия, к которой Германия применила насильственное присоединение (аншлюс). Таким образом, бездействия англо-французских войск в начале Второй мировой войны привели к завоеваниям разных стран и нарастании военной мощи Германии.
Почему автор считает, что отстранение СССР от событий вокруг Чехословакии в 1938 г. имело фатальные последствия?
Исключение Советского Союза из переговоров в Мюнхене подорвало возможности коллективной безопасности в Европе. Мюнхенское соглашение, заключенное без участия СССР, удовлетворило территориальные амбиции Гитлера, позволив ему присоединить Судетскую область и разрушить Чехословакию как государство. Это укрепило уверенность Гитлера в безнаказанности и поощрило дальнейшие агрессивные действия.
В чём, по вашему мнению, состояла главная причина ошибки Чемберлена?
Главная ошибка Чемберлена заключалась в его политике умиротворения, направленной на предотвращение войны путем уступок агрессору. Он ошибочно считал, что удовлетворение территориальных требований Гитлера (в частности, передача Судетской области) обеспечит долгосрочный мир. Однако такие уступки лишь укрепили Германию, подорвали доверие к Великобритании среди её потенциальных союзников и поощрили дальнейшую агрессию, что в конечном итоге привело к войне.
Объясните мнение американского посла о последствиях Мюнхенских соглашений.
Американский посол считал, что Мюнхенские соглашения нанесли серьёзный урон международному положению Франции и Великобритании. Франция потеряла влияние и доверие союзников, став второстепенной державой, а Англия утратила престиж и уважение, подорвав свою репутацию как защитника европейского порядка. Эти уступки укрепили нацистскую Германию и продемонстрировали слабость западных демократий, что сделало неизбежным дальнейшее расширение агрессии Гитлера и подрыв международной безопасности.
1. Почему Мюнхенское соглашение называли сговором?
Лидеры Англии и Франции при посредничестве Муссолини договорились о личной встрече с Гитлером в Мюнхене. Представители Чехословакии, приглашённые в Мюнхен, были вынуждены за закрытыми дверями ждать решения судьбы своей страны «великими державами». Главным «архитектором» Мюнхенского соглашения был Чемберлен и те круги британской элиты, которые были ориентированы на сохранение и упрочение господства Англии в своей колониальной империи.
2. Докажите, что аншлюс Австрии и присоединение Судетской обл. Чехословакии свидетельствовали о начале экспансионистской политики Германии.
Германия открыто нарушила Версальский договор, запрещавший объединение с Австрией и аннексию территорий. Германия действовала агрессивно и ультимативно, игнорируя принципы суверенитета. Эти действия стали этапами подготовки к захвату Чехословакии и Польши, что развязало Вторую мировую войну.
Почему Черчилль выступал за заключение военного соглашения с СССР?
Черчилль понимал, что нацистская Германия представляет серьезную угрозу миру в Европе, и только объединение крупных держав могло остановить её экспансию. Сотрудничество между Великобританией, Францией и СССР укрепило бы коллективную оборону против возможных актов агрессии со стороны Германии или её союзников.
Черчилль видел, что изоляция СССР от переговоров, как в Мюнхене в 1938 году, привела к ослаблению системы коллективной безопасности.
Он предостерегал, что отказ от сотрудничества с СССР может подтолкнуть советское правительство к соглашению с Германией, что и произошло в августе 1939 года.
Используя дополнительные материалы, подготовьте справку о боях на Халхин-Голе.
Бои на реке Халхин-Гол между Монголией и японской Маньчжурией стали крупным вооружённым конфликтом между СССР и Японией. Этот конфликт не был официально объявленной войной, но имел значительное военно-политическое значение.
Конфликт начался из-за споров о границе между Монголией (союзником СССР) и Маньчжоу-го (марионеточным государством Японии). Японская сторона претендовала на территорию западнее реки Халхин-Гол.
Японские войска вторглись на спорную территорию, что вызвало ответные действия Монгольской народно-революционной армии и советских войск. Советскими силами командовал Георгий Жуков, продемонстрировавший высокую тактическую подготовку. Ключевой операцией стал масштабный удар советско-монгольских войск с охватом японской группировки с флангов. Это привело к окружению и уничтожению значительных сил противника.
По разным оценкам, японцы потеряли около 60 тысяч человек, советские и монгольские войска — около 18 тысяч.
Конфликт завершился победой СССР, что укрепило безопасность Монголии. В апреле 1941 года стороны заключили Пакт о нейтралитете. После поражения на Халхин-Голе Япония переключила своё внимание на южное направление, что стало одной из причин нападения на США в 1941 году. Этот конфликт стал важным этапом в карьере Георгия Жукова, который впоследствии возглавил многие ключевые операции Великой Отечественной войны.
1. Каковы были последствия Мюнхенской конференции 1938 г.?
В марте 1939 г. войска вермахта вступили в Прагу. На месте Чехии был создан «протекторат Богемии и Моравии». По указке из Берлина была также провозглашена «независимость» Словакии, которая стала государством под властью фашистов. Тогда же Германия заставила Литву передать ей район Мемеля (Клайпеды). В марте Германия навязала Румынии кабальное экономическое соглашение, а в апреле Италия оккупировала Албанию.
2. Почему переговоры в Москве в августе 1939 г. оказались безуспешными?
В августе 1939 г. военные миссии Англии и Франции прибыли для переговоров в Москву. Но у англичан не было даже полномочий для ведения этих переговоров. В инструкции главе британской делегации предписывалось вести диалог «весьма медленно». Тогда же германское посольство в Лондоне сообщило в Берлин: «Военная миссия скорее имеет своей задачей установить боеспособность советской армии, чем заключить оперативное соглашение». Советская сторона, напротив, относилась к переговорам со всей серьёзностью. Но Москве требовалась реальная, а не декларативная военная конвенция. Глава советской делегации К. Ворошилов поставил принципиальный вопрос о пропуске Красной Армии через Польшу и Румынию для удара по немцам. Москва обоснованно считала, что без такого разрешения «оборона против агрессии обречена на провал». Начальник советского Генштаба Б. Шапошников представил план коалиционных действий в случае войны. Английской и французской делегациям ответить было нечего. Переговоры зашли в тупик.
1. Составьте хронологическую таблицу «Основные события международных отношений 1933—1939 гг.».
2. Используя карту, охарактеризуйте важнейшие события, происходившие в Европе в межвоенный период.
- Укрепление Германии: аншлюс Австрии, ремилитаризация Рейнской области, захват Чехословакии
- Образование оси Берлин–Рим–Токио: сотрудничество фашистских режимов
- Гражданская война в Испании: поддержка Германии и Италии установления диктатуры Франко
- Мюнхенское соглашение: уступки агрессору со стороны западных держав
3. Можно ли считать, что после прихода к власти Гитлера и укрепления нацистского режима в Германии новая мировая война стала неизбежной? Своё мнение аргументируйте.
Да, война стала практически неизбежной:
- Цели Гитлера включали пересмотр Версальского договора, расширение «жизненного пространства» для Германии
- Политика умиротворения позволила Германии укрепиться и начать агрессию
- Экономический кризис
- Противостояние демократии, фашизма и коммунизма усиливало напряжённость
4. Приведите факты, свидетельствующие, что в 1930-е гг. на международной арене для СССР складывалась неблагоприят-ная обстановка.
- Угроза со стороны Германии: рост её военной мощи и экспансии
- Конфликт с Японией: военные столкновения на Халхин-Голе и в районе озера Хасан
- Изоляция СССР: отсутствие союзников, игнорирование его предложений о коллективной безопасности
- Гражданская война в Испании: СССР поддерживал республиканцев, но столкнулся с противодействием фашистских держав
5. В чём состояли причины, заставлявшие западные державы придерживаться политики умиротворения агрессора?
- Страх новой войны после травмы Первой мировой
- Поддержка антикоммунизма (Германия воспринималась как барьер против СССР)
- Экономический кризис, ограничивавший возможности подготовки к войне
Могли они, по вашему мнению, проводить иную политику?
Западные страны могли проводить другую политику. Они могли проводить своевременное сдерживание Германии, вводить против нее санкции и сотрудничать с СССР.
6. Почему «мюнхенская политика» Англии и Франции потерпела крах? В чём состояла главная ошибка сторонников этой политики? Своё мнение аргументируйте.
«Мюнхенская политика» Англии и Франции потерпела крах, потому что уступки Германии не остановили её агрессию, а лишь укрепили её позиции. Главной ошибкой было неверие в возможность коллективного сопротивления и отказ от сотрудничества с СССР. Политика умиротворения позволила Гитлеру безнаказанно расширить тер-риторию Германии, подорвала доверие союзников и подготовила почву для Второй мировой войны. Вместо сдерживания агрессора лидеры Англии и Франции стремились избежать конфликта любой ценой, что привело к усилению угрозы.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- захват Японией Маньчжурии — 1931-1932 гг
- начало японо-китайской войны — 1937 г
- аншлюс Австрии — март 1938 г
- конфликт на оз. Хасан — июль 1938 г
- занятие Германией Судетской обл. — октябрь 1938 г
- захват Германией Чехии — март 1939 г
- заключение советско-германского договора о ненападении — 23 августа 1939 г
- начало конфликта на р. Халхин-Гол — сентябрь 1939 г
Рассмотрите английскую и советскую карикатуры и ответьте на вопросы.
1) Как СССР и западные страны представляли итоги Мюнхенской конференции?
СССР воспринимали итоги Мюнхенской конференции как сдачу Чехословакии Гитлеру, а западные страны представляли эти итоги как сохранение хрупкого мира в Европе.
2) Какая из карикатур оказалась более адекватной, исходя из последующих событий?
Я думаю, наиболее адекватной оказалась карикатура из СССР, так как она показывает агрессивные намерения Гитлера, что подтверждается его дальнейшими действиями (захват Польши и нападение на СССР).
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав основную, на ваш взгляд, причину.
Во-первых, политика умиротворения агрессора, проводимая Англией и Францией, только поощряла агрессивные действия Германии и Италии. Надежда на то, что уступки смогут избежать войны, оказалась ошибочной.
Во-вторых, Версальская система, установленная после Первой мировой войны, ослабла, а её нарушение со стороны Германии не встретило должного сопротивления.
В-третьих, отсутствовало единство среди великих держав. Недоверие между западными странами и СССР не позволило создать эффективный антивоенный союз.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением