Параграфы 13-14 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)

Изображение § 13—14. Развитие науки и культуры в 1914—1930-х гг. Каково было влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период?Научные достижения этого времени...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
§ 13—14. Развитие науки и культуры в 1914—1930-х гг.
Каково было влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период?
Научные достижения этого времени привели к масштабным изменениям в повседневной жизни и подготовили почву для будущих технологических революций. Культура межвоенного времени стала отражением социальных и политических перемен. В искусстве получили развитие такие направления, как модернизм, экспрессионизм и сюрреализм, которые выражали стремление к переосмыслению традиционных ценностей и поиску новых форм самовыражения. Эти течения часто были реакцией на трагедию Первой мировой войны и стремлением к осмыслению человеческого опыта.
1. Перечислите важнейшие научные открытия и технические достижения изучаемого периода.
Принцип выработки электроэнергии был открыт британским учёным М. Фарадеем ещё в конце 1820 — начале 1830-х гг. В 1869 г. бельгиец З. Грамм изобрёл производящую электричество динамо-машину. На основе законов Г. Ома научились передавать электроэнергию на расстояние и приводить в движение электродвигатели. Решающую роль здесь сыграло усовершенствование русским ученым М. Доливо-Добровольским электродвигателя, а также разработка им способов передачи электроэнергии по металлическим проводам.
Русский учёный А. Лодыгин изобрёл лампу накаливания, которую усовершенствовал американец Т. Эдисон. Большое значение имело создание П. Яблочковым трансформатора.
Американец А. Белл в 1876 г. создал телефон, через год в США уже действовала первая телефонная станция. Открытие немцем Г. Герцем радиоволн привело к созданию русским А. Поповым радио.
Ещё одним символом второй промышленной революции стал двигатель внутреннего сгорания. Его создание связано с деятельностью француза Э. Ленуара, немцев Г. Отто и Р. Дизеля. В 1880-е гг. были построены первые автомобили.
В 1903 г. поднялся в воздух первый самолёт. Это был «Флаер» американцев братьев У. и О. Райт.
В начале XX в. активно изучали структуру атома, открыли кванты, начали разработку квантовой механики (исследования А. Беккереля, супругов Пьера и Марии Кюри, М. Планка, Н. Бора и др.). Стремление к познанию мира привело к открытию первых элементарных частиц, из которых состоит атом: электрона (1897 г., Дж. Томсон), протона (1919 г., Э. Розерфорд), нейтрона (1932 г., Дж. Чедвик). В 1905 г. появилась специальная теория относительности, а в 1916 г. — общая теория относительности А. Эйнштейна, предлагавшие оригинальную версию понимания пространства, времени и движения.
В начале XX в. активно изучали структуру атома, открыли кванты, начали разработку квантовой механики (исследования А. Беккереля, супругов Пьера и Марии Кюри, М. Планка, Н. Бора и др.). Стремление к познанию мира привело к открытию первых элементарных частиц, из которых состоит атом: электрона (1897 г., Дж. Томсон), протона (1919 г., Э. Розерфорд), нейтрона (1932 г., Дж. Чедвик). В 1905 г. появилась специальная теория относительности, а в 1916 г. — общая теория относительности А. Эйнштейна, предлагавшие оригинальную версию понимания пространства, времени и движения.
В медицине больших успехов достигли микробиология и фармакология. В 1922 г. впервые успешно был применён инсулин, разработанный канадцем М. Бантингом. Огромное значение имело открытие англичанином А. Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина.
2. Какие из изобретений того периода продолжают широко использовать в наше время?
- Электрификация
- Самолеты
- Автомобили
- Бытовая техника
- Атомная структура (атомная промышленность и энергетика)
- Искусственные материалы
В чём состоит главное преимущество конвейера?
Внедрение такого метода позволяло сократить издержки на обучение рабочих и резко повышало производительность труда. Теорию Тейлора стал широко использовать на своих автомобильных заводах американский промышленник Г. Форд. Форд также решил не экономить на рабочих, а напротив, повысил им зарплаты, компенсируя этим однообразный и рутинный труд на конвейере. Это не только способствовало привлечению на заводы Форда работников, но и делало их потенциальными покупателями произведённых ими автомобилей, Рост продаж резко повысил прибыли Форда.
Как художник передаёт ужас газовой атаки?
Пейзаж и атмосфера: изображение густого, удушающего газового облака, окутывающего всё вокруг, создаёт ощущение безысходности и страха. Тусклые и мрачные цвета подчёркивают смертельную угрозу.
Люди в сцене – солдаты, падающие или пытающиеся спастись, выражают панику и страдание. Их позы, жесты, искажённые от страха лица подчёркивают ужас происходящего.
Контраст: между беззащитностью людей и всепоглощающим газом создаётся ощущение, что природные и технологические силы превосходят человеческую волю.
Перечислите новые виды вооружений и военной техники, появившиеся в изучаемый период.
- Автоматическое стрелковое оружие
- Подводные лодки
- Химическое оружие
- Самолеты
- Танки
В чём состояла новизна проекта Ле Корбюзье по сравнению с городами того периода?
Выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье развивал принцип функционализма, в соответствии с которым всё в здании должно служить конкретным нуждам человека. Спроектированные архитектором дома, общественные здания и даже церкви предоставляют человеку как можно больше пространства. На крышах домов архитектор размещал сады. Линии его зданий, если это требовалось, причудливо изгибались. Ле Корбюзье мечтал об удобных городах, застроенных небоскрёбами. На практике же бурное строительство небоскрёбов велось только в США.
1. Как социально-экономические изменения влияли на развитие культуры?
Рубеж XIX—XX вв. в Европе характеризуется «кризисом жизни», обусловленным трансформацией существующей системы ценностей. Это привело к революционным изменениям в культуре и искусстве, в том числе к появлению новых художественных течений. Так, наряду с символизмом и модерном, формировавшимися с конца XIX в., в европейском и русском искусстве развиваются тенденции модернизма.
2. В чём состояли особенности архитектуры изучаемого периода?
Архитектура начала XX в. находилась под воздействием стиля модерн (функциональность, орнаментальность, цветочный декор, синтез искусств) вплоть до начала Первой мировой войны.
Тенденции рационализма в модернизме начала XX в. обусловили формирование конструктивизма и функционализма в архитектуре, стремящихся, в соответствии с потребностями современников, к простоте и лёгкости сооружений, в создании которых использовались новые материалы и технологии.
В чём состояли особенности упомянутых в параграфе течений в искусстве?
Для живописи модернизма характерны плоскостность, орнаментальность целого с включёнными в ткань произведения иллюзионистическими и натуралистическими деталями.
В 1920-е гг. расцветает возникшее на грани веков течение, получившее название авангардизм. Авангардисты, отказываясь от традиционных норм искусства, стремились найти его новые формы, соответствующие духу технического прогресса и последних достижений науки.
Абстракционисты, увлечённые промышленной революцией, создавали образы людей и природы в виде геометрических фигур и вообще были готовы отказаться от изображения реальности, сведя её к квадратным линиям и кубическим формам (кубизм).
Другим успешно развивавшимся авангардистским течением был сюрреализм (надреализм). В его основе лежал принцип отказа от традиционной логики и обращение к психологическим идеям о подсознании (М. Эрнст, А. Масон, Ж. Арп, Дж. Миро).
Назовите наиболее известных писателей изучаемого периода. Читали ли вы какие-нибудь из их произведений?
Поиски нового — сюжетов, образов, языковых выразительных средств — характерны для творчества М. Пруста, Ф. Кафки. В середине 1920-х гг. в поле литературы входит новое понятие «магический реализм», характерный ранее для немецкой архитектуры и изобразительного искусства, он станет одним из ведущих направлений в мировой литературе XX в. (Х. Борхес, Г. Маркес и др.).
Во многих литературных произведениях этого периода звучала острая критика капиталистического образа жизни. Пьеса немецкого драматурга Б. Брехта «Трёхгрошовая опера» показывала «дно», изнанку процветающих городов. К теме нравственного разложения западного общества обратился и американский писатель Т. Драйзер. В романе «Американская трагедия» он прослеживал путь среднего американца к преступлению и наказанию. Немецкий писатель Э. М. Ремарк главной темой творчества избрал величайшее потрясение в жизни своего «потерянного поколения» — бессмысленную кровавую бойню Первой мировой войны («На Западном фронте без перемен»). Об этом же писали американец Э. Хемингуэй в романе «Прощай, оружие!», англичанин Р. Олдингтон в романе «Смерть героя» и др.
Из всех этих произведений мне удалось прочитать только «На Западном фронте без перемен». Эта книга интересна тем, что мы можем посмотреть на события Первой мировой войны с точки зрения европейцев.
Узнайте о судьбе актёра, сыгравшего в этом фильме малыша Джона.
Актёр Джеки Куган, сыгравший малыша Джона в фильме Чарли Чаплина «Малыш», стал одной из первых звёзд-детей Голливуда. Однако его ранний успех сопровождался финансовыми проблемами: заработанные в детстве миллионы были растратены его матерью и отчимом. Это привело к созданию закона Кугана (Coogan Act), который защищает доходы детей-актёров.
Во взрослом возрасте Куган продолжил актёрскую карьеру, но с меньшим успехом. Его наиболее известной ролью стала роль дяди Фестера в популярном телесериале «Семейка Аддамс» (1964–1966). Куган умер в 1984 году, оставив след как в истории кино, так и в законодательстве, касающемся прав детей-актёров.
Чем, на ваш взгляд, объясняется популярность кинематографа?
После Первой мировой войны кинематограф превратился в общедоступное развлечение. Звук сделал кино более действенным, позволил использовать его для пропаганды тех или иных идей. Лидером по количеству снимаемых фильмов стал Голливуд — американская «фабрика грёз», изначально специализировавшаяся на массовой кинопродукции — мелодрамах, вестернах, мюзиклах и др. (режиссёры Д. Гриффит, Т. Инс, актёры М. Пикфорд, Б. Китон и др.). Большинство американских фильмов заканчивались хеппи-эндом — счастливым концом. Зрители шли в кинотеатры, чтобы отвлечься от повседневных проблем и трудностей.
Каковы особенности музыкальной культуры изучаемого периода?
Западноевропейская музыкальная культура в конце ХIХ — начале XX в. испытывает влияние романтизма, это, в частности, ощущается в творчестве композиторов Чехии, Польши, Венгрии, Финляндии. Однако в Австрии, Италии, Франции, России в ответ на кризис романтизма формировались новые направления, которые уже развивались в пространстве литературы и живописи.
Новый этап в развитии западноевропейской музыки связан с экспрессионизмом (от франц. expression — выражение). Экспрессионистская манера позволяла выразить переживания человека, испытывающего страх и ужас перед несовершенством жизни, дисгармонией, царящей в окружающем мире, что порождало новые концепции и образы в музыкальных произведениях.
В 1920—1930-е гг. на смену экспрессионизму приходит неоклассицизм («новый классицизм»), что обусловлено желанием композиторов вернуться к ясности мышления, гармонии и фактуры музыкального произведения, лаконизму и стройности его структуры, мелодизму, характерному для XVI—XVIII вв.
В целом музыкальная культура Старого и Нового Света демонстрировала в первой половине XX в. многообразие национальных традиций, в том числе за счёт обращения к фольклору, джазу, который обрёл популярность не только в музыкально-развлекательной индустрии, но и был востребован в сфере академической музыки («Рапсодия в стиле блюз», опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина и др.), что значительно расширяло арсенал её средств выразительности.
В чём состояли особенности культуры в нацистской Германии и фашистской Италии?
Сложившиеся в Европе в 1920—1930-е гг. фашистские авторитарные режимы широко использовали культуру для распространения своих идей среди широких слоёв населения. Сфера культуры попала под полный контроль государства. Часть деятелей культуры оказалась в эмиграции, другие стали сотрудничать с режимом.
В гитлеровской Германии поощрялась проза, вошедшая в историю немецкой литературы под названием «Кровь и почва», романы и повести на исторические темы, сюжеты из жизни современной немецкой деревни, утверждающие идеалы «почвенности» и «народности». Немецкое киноискусство было полностью поставлено под контроль государства. Третий рейх выдвинул новых архитекторов, ставших основателями особого «имперского стиля». Одним из примеров этой архитектуры служит комплекс сооружений Имперского комплекса съездов нацистской партии в Нюрнберге, ставший одной из главных строек страны.
В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций. Официальными направлениями архитектуры стали неоклассицизм и символизм.
В чём состояли причины возрождения Олимпийских игр?
В 1891 г. прошёл первый чемпионат Европы по лёгкой атлетике. Многие полагали, что спортивные соревнования между представителями разных стран могут заменять вооружённые столкновения между ними. Рост интереса к истории породил идею возрождения Олимпийских игр. Этому способствовали и археологические раскопки в древнегреческом г. Олимпии.
1. Как технологическая революция повлияла на изменение роли науки в жизни общества? Приведите конкретные примеры. Каковы были её важнейшие достижения?
Технологическая революция значительно усилила роль науки в жизни общества, превратив её в основу для технического прогресса и модернизации. Примеры включают использование теории относительности Эйнштейна в развитии атомной энергетики, внедрение конвейерного производства на предприятиях Генри Форда, что изменило промышленное производство, а также открытие антибиотиков, таких как пенициллин, что революционизировало медицину. Наука стала основой инноваций, от транспорта (развитие авиации) до связи (изобретение радио).
2. Как культура и искусство в первой половине ХХ в. реагировали на происходившие в обществе перемены? Подтвердите это суждение примерами.
Например, движение модернизма откликалось на изменения в восприятии времени и пространства, появление абстракционизма (Малевич, Кандинский) выражало новые подходы к восприятию реальности. В литературе Франц Кафка отразил отчуждение и кризис личности в эпоху перемен, а в кино Чарли Чаплин показал драму и абсурд индустриального общества.
3. Назовите ценности, которые стали утверждаться в общественном сознании в межвоенный период.
Межвоенный период утвердил ценности коллективной безопасности, социальных реформ, национального самосознания и идеологии, таких как коммунизм и фашизм. В массовом сознании начали укрепляться идеи равенства, прогресса через технологии, а также культурного национализма.
4. Сформулируйте основные различия между художественными течениями реализма и модернизма.
Реализм сосредоточен на объективном отражении жизни, поднимая социальные проблемы и изображая персонажей с их повседневными заботами (например, творчество Льва Толстого или Гюстава Курбе). Модернизм, напротив, акцентировал субъективный взгляд, экспериментировал с формой, нарушал традиционные каноны (работы Джеймса Джойса или Сальвадора Дали).
5. Культуру межвоенного периода называют массовой. Объясните почему. Какие произведения того времени можно отнести к массовой культуре, а какие — к элитарной?
Культуру межвоенного периода называют массовой из-за её доступности широким слоям общества благодаря радио, кино и дешёвой печати. Примеры массовой культуры — фильмы Чарли Чаплина, джазовая музыка. Элитарная культура в это время включает работы таких мастеров, как Джеймс Джойс (литература) или Сальвадор Дали (искусство).
6*. Назовите направления в искусстве и отдельные произведения изучаемого периода, в которых наиболее ярко проявилось характерное для периода модернизма стремление автора представить свой личный, неповторимый взгляд на мир.
Направления модернизма, такие как сюрреализм (работы Сальвадора Дали, «Постоянство памяти») или экспрессионизм (Эдвард Мунк, «Крик»), представляют уникальный взгляд автора на мир, выражая внутренние чувства и переживания через формы, цвет и композицию.
7. Назовите известных вам российских представителей символизма в поэзии и изобразительном искусстве.
В поэзии символизм представлен Александром Блоком, Андреем Белым, в изобразительном искусстве — Михаилом Врубелем. Эти авторы стремились передать идеалы прекрасного, духовного и таинственного.
8. Объясните особенности стиля модерн на примере одного из произведений живописи или архитектуры.
Стиль модерн характеризуется плавностью линий, органичностью форм, использованием новых материалов. Примером является Дом с химерами в Киеве (архитектор Владислав Городецкий), который объединяет скульптурные элементы и декоративные детали с функциональностью.
9. Выделите главные черты искусства авангарда на примере одного из произведений по вашему выбору.
Искусство авангарда отличалось стремлением разрушить традиционные формы, внедрить новые средства выразительности. На примере «Чёрного квадрата» Казимира Малевича видна концептуальность, минимализм и отказ от привычной изобрази-тельности в пользу философской идеи.
10*. Узнайте, что было спроектировано и что построено по проектам Ле Корбюзье в СССР.
В СССР по проекту Ле Корбюзье построено здание Центросоюза в Москве (1928–1936). Этот проект демонстрирует принципы функционализма, использования стекла и железобетона, отвечая идеалам социалистической урбанизации.
11*. Составьте сравнительную характеристику развития культуры в зарубежных странах и СССР в 1920—1930-е гг. Выпишите черты сходства и различия.
Сходства:
- Развитие авангарда
- Популяризация кино
- Использование искусства для социальной пропаганды.
Различия:
- В СССР искусство подчинили идеологии социализма (соцреализм), тогда как в западных странах сохранилась большая свобода экспериментов (модернизм, сюрреализм)
- Элитарная культура на Западе развивалась параллельно с массовой, тогда как в СССР акцент был на массовом искусстве
Используя словари, объясните смысл понятия «экспрессионизм».
Экспрессионизм — это художественное направление, возникшее в начале ХХ века, которое стремится выразить субъективные эмоции, внутренние переживания и искажённое восприятие реальности.
Приведите примеры произведений в этом стиле в разных сферах искусства.
- Живопись: «Крик» Эдварда Мунка
- Литература: пьеса «Ваал» Бертольта Брехта
- Кино: фильм «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине
- Музыка: «Пьеро-Лунатик» Арнольда Шёнберга
Рассмотрите фотографии 2 архитектурных произведений межвоенного периода и ответьте на вопросы.
1) К каким архитектурным стилям относятся эти произведения?
Вилла «Савой» Ле Корбюзье относится к стилю модернизма (интернационального стиля). Чилехаус Фрица Хёгера выполнен в стиле экспрессионизма.
2) Укажите характерные черты каждого стиля.
Характерные черты модернизма:
- Чёткие геометрические формы и функциональность
- Использование новых материалов
- Принцип минимализма
- Прямые линии, открытые пространства, максимальное использование естественного света
Характерные черты экспрессионизма:
- Эмоциональная выразительность и необычные формы
- Акцент на декоративных элементах
- Использование кирпича или камня в сложных, часто острых формах
- Влияние готической архитектуры и стремление к динамике
- Необычные, иногда символические формы
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2—3 примера.
Научные достижения этого времени привели к масштабным изменениям в повседневной жизни и подготовили почву для будущих технологических революций. Культура межвоенного времени стала отражением социальных и политических перемен. В искусстве получили развитие такие направления, как модернизм, экспрессионизм и сюрреализм, которые выражали стремление к переосмыслению традиционных ценностей и поиску новых форм самовыражения. Эти течения часто были реакцией на трагедию Первой мировой войны и стремлением к осмыслению человеческого опыта.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением