Параграфы 10-11 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
§ 10—11. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1918 – 1930-е гг.
Какие цели преследовали национально-освободительные движения в странах Востока?
- Достижение независимости от колониального господства европейских держав или избавление от внешнего влияния
- Преодоление экономической зависимости, создание собственной промышленности и развитие национальной экономики
- Сохранение национальной культуры и традиций в условиях иностранного давления
- Установление социальной справедливости, улучшение условий жизни населения
Объясните, почему сторонники независимости сжигали иностранные товары.
Сторонники независимости сжигали иностранные товары, включая японские, как символическое выражение протеста против иностранного влияния, экономической зависимости и политического подчинения Китая. Это было частью движения за бойкот товаров агрессоров, направленного на укрепление национального единства и сопротивление империалистической политике, особенно со стороны Японии, которая усиливала своё влияние в Китае после Первой мировой войны.
Как Первая мировая война и последующие события в мире повлияли на колонии и зависимые страны?
С одной стороны, европейские державы-победительницы получили возможность закабалить ещё бoльшую часть стран Азии и Африки, безнаказанно эксплуатируя их население и расхищая ресурсы.
С другой стороны, система колониального господства в период между двумя мировыми войнами стала всё чаще давать сбои. Её уже начал разрушать кризис, проявлявшийся в быстром росте национального самосознания. Они испытывали сильное влияние со стороны СССР, стран Европы и Америки — от марксизма и коммунизма до национализма и фашизма.
Европейская война на несколько лет отвлекла внимание Лондона, Парижа, Берлина, Брюсселя от зависимых территорий. Народы Азии и Африки почувствовали ослабление колониального режима. Это вызвало некоторый рост влияния новых социальных слоёв колоний. Они рассчитывали после окончания войны потребовать предоставления народам Азии и Африки прав и свобод, которые провозглашались европейцами как универсальные.
С чем было связано усиление агрессивной внешней политики Японии?
Богатые сырьевые запасы и отсутствие конкуренции со стороны других держав в этой части Азии позволили японской экономике быстро преодолеть хозяйственный спад 1920—1921 гг., а также справиться с последствиями катастрофического землетрясения 1923 г. (погибло 140 тыс. человек).
В этих условиях японские правящие круги, среди которых доминировали сторонники милитаризации страны и агрессивной внешней политики, взяли курс на пересмотр Версальско-Вашингтонской системы и захват новых территорий. Их лозунгами стали вытеснение европейцев из Азии и создание для всех азиатских народов «великой сферы совместного процветания», естественно, под контролем Токио.
Используя дополнительные материалы, подготовьте короткое сообщение о роли советских военных советников в Северном походе.
Советские военные советники сыграли значительную роль в поддержке Национально-революционной армии (НРА) Китая во время Северного похода (1926–1928 гг.), направленного на объединение страны под руководством Гоминьдана и свержение милитаристских правителей. Среди советников был Василий Блюхер, действовавший под псевдонимом Уральский.
Советские специалисты оказывали помощь в создании и обучении армии, внедряли современные методы ведения боевых действий, организовывали поставки оружия и техники. Они также содействовали формированию военно-политической структуры Гоминьдана, что укрепляло сотрудничество между коммунистами и националистами Китая.
Особое внимание уделялось разработке стратегий и тактики в ключевых сражениях Северного похода. Успехи НРА в значительной степени были связаны с советской поддержкой, которая укрепляла позиции Гоминьдана, способствуя объединению значительных территорий страны.
В чём, на ваш взгляд, заключались главные причины нестабильности в Китае в межвоенный период?
Анархия и беззаконие во многих провинциях Китая, политическое и экономическое присутствие японцев в стране вызвали массовые демонстрации городского населения, забастовки рабочих, крестьянские бунты
1. Почему началась новая волна протестов в Индии?
Надежды большинства населения на предоставление самоуправления не сбылись. Будучи аграрной частью Британской империи, Индия, тем не менее, создала собственную промышленность, опираясь на свою ресурсную базу. В то же время традиционализм, патриархальность, господство кастовой системы препятствовали быстрой модернизации индийского общества. В нём росли недовольство колониальной зависимостью от Великобритании и движение за суверенную государственность.
2. Что удалось и чего не удалось добиться индийцам?
Документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии» должен был стать временной конституцией страны. В соответствии с ним отменялась кастовая система, признавались демократические права и свободы, вводилось новое административное деление, предусматривались изменения в экономической и социальной областях. Однако этот документ не был принят англичанами. На протяжении последующих лет ИНК удалось добиться серьёзных результатов своим мирным сопротивлением колонизаторам: на местных выборах в 1937 г. его сторонники получили большинство голосов.
Какие события данного периода оказали влияние на Африку?
В 1921 г. была образована Коммунистическая партия Южной Африки, вошедшая в Коминтерн. Одновременно развивался панафриканизм — политическое течение, возникшее ещё на рубеже веков среди афроамериканской интеллигенции США.
В чём состояли особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в изучаемый период?
В основном роль Аргентины, Бразилии, Мексики, Чили свелась к выполнению военных заказов и поставкам сырья для Антанты. Это привело к расширению внешней торговли стран региона и к росту национальных промышленных предприятий, вытеснивших европейские компании. Место германских и британских капиталов заняли американские.
Как и в Европе, в странах Латинской Америки росло государственное регулирование экономики. Вводились высокие импортные пошлины, оказывалась финансовая помощь местным компаниям, проходила выборочная национализация предприятий частного сектора.
Политическая жизнь Латинской Америки представляла собой причудливую картину. В государствах, близких по типу развития, экономической модели и особенностям культуры, существовали различные режимы власти: от откровенно авторитарных, во главе которых стояли крупные земельные собственники и военные, до либеральных, демократических, руководимых представителями городской интеллигенции и национально ориентированными предпринимателями, которые стремились ускорить модернизацию своих стран. Под влиянием Коминтерна в регионе активно создавались коммунистические партии, которые быстро выходили на ведущие позиции в революционном движении.
1. Дайте характеристику режима Чан Кайши, выделите характерные черты.
- Укрепление личной власти и создание системы однопартийного правления под руководством Гоминьдана
- Использование репрессий против коммунистов, включая шанхайскую резню 1927 года
- Протекционизм в экономике, сосредоточение ресурсов в руках крупной буржуазии и бюрократии
- Противодействие японской агрессии при ограниченных мерах противостояния
- Опора на военную силу и бюрократический аппарат
2. «Управление нашей страной находится в руках бюрократии и военщины, против них и должна быть направлена революция», — утверждал Сунь Ятсен. Как эти задачи революции были связаны с преодолением раздробленности Китая и его зависимости от империализма?
Сунь Ятсен считал, что бюрократия и милитаризм препятствуют развитию Китая. Их устранение должно было способствовать централизация власти и уничтожение милитаристских кликов, устранение внутренних препятствий для сокращения влияние иностранных держав, и укрепить национальный суверенитет.
3. Почему Ганди проводил кампанию неповиновения британцам?
Махатма Ганди проводил кампании неповиновения британским властям из-за:
- Жестокости колониальной политики, включая репрессии и экономическую эксплуатацию
- Несправедливости законов, таких как "солевой закон", лишавший индийцев права добывать соль
- Стремления к достижению независимости Индии через мирные средства, что отражало принципы ненасилия (ахимсы)
4. Сравните события в Китае и Индии в 1920—1930-е гг. Как в избранных в 1920—1930-х гг. Китаем и Индией путях развития отразились различия между китайской и индийской цивилизациями?
Общее:
- Оба народа боролись против колониального или полуколониального режима
- Имели массовую поддержку населения и антимилитаристские настроения
Различия:
- В Китае борьба была связана с вооружённым сопротивлением (гражданская война, Великий поход), а в Индии преобладала ненасильственная борьба
- Китайский путь отражал конфуцианские традиции сильного государства и коллективного сопротивления, а Индия ориентировалась на духовные и религиозные методы
5. Выясните, почему в Китае поход соединений Красной армии коммунистов в 1934—1936 гг. получил название «Великий поход».
- Огромный масштаб: более 12 000 км через сложные географические условия
- Преодоление военной блокады и сохранение основных сил коммунистов
- Символ стойкости и решимости, ставший важным элементом коммунистической пропаганды
6. Каковы были причины усиления революционной борьбы в странах Латинской Америки?
- Экономическое неравенство и эксплуатация крестьян и рабочих
- Контроль экономик стран Латинской Америки иностранным капиталом (особенно США)
- Вдохновение успехами революций в других странах, включая мексиканскую революцию и события в СССР
- Усиление националистических настроений и желание освободиться от экономического и политического доминирования иностранных держав
Расположите в хронологической последовательности исторические события:
- начало революции в Китае — 1925 г
- начало Северного похода в Китае — 1926 г
- начало гражданской войны в Китае — 1927 г
- соляной поход в Индии — 1930 г
- начало Великого похода в Китае — 1934 г
1) В чём первый премьер-министр независимой Индии видит величие Ганди?
Джавахарлал Неру видит величие Ганди в его несокрушимой внутренней силе, простоте и искренности. Ганди был человеком с твёрдыми принципами, который внушал уважение благодаря своей стойкости, духовной мощи и способности излучать внутренний мир. Его личность и убеждённость вдохновляли окружающих, создавая вокруг него атмосферу доверия и уверенности.
2) Как вы думаете, благодаря чему учение Ганди обрело в Индии большую популярность — обаянию его личности или выдвинутым им идеям?
Ганди использовал понятный язык, говорил о нуждах простых людей и жил, следуя своим принципам. Индийцы, уставшие от насилия и угнетения, восприняли этот метод как альтернативу вооружённой борьбе. Идеи возрождения традиционных индийских ценностей, таких как производство ручной ткани (хади), объединили людей. Простота, аскетизм и преданность делу сделали Ганди символом национального единства и борьбы за независимость.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2—3 цели.
- Достижение независимости от колониального господства европейских держав или избавление от внешнего влияния
- Преодоление экономической зависимости, создание собственной промышленности и развитие национальной экономики
- Сохранение национальной культуры и традиций в условиях иностранного давления
- Установление социальной справедливости, улучшение условий жизни населения
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением