Параграф 9 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
§ 9. Рост международной напряжённости в 1930-е гг. Гражданская война в Испании
Каковы были основные причины и в чём состояло значение гражданской войны в Испании?
Основные причины:
- Социально-экономическое неравенство: глубокие противоречия между богатыми землевладельцами и бедным крестьянством, рабочими
- Политическая нестабильность: борьба между монархистами, республиканцами, анархистами и коммунистами
- Реформы Второй Республики (1931–1936): земельные, военные и образовательные реформы вызвали сопротивление элит
- Религиозный конфликт: противостояние между светскими реформаторами и католической церковью
Значение:
- Идеологическая битва: война стала символом борьбы между фашизмом, коммунизмом и демократией
- Гуманитарные последствия: огромные жертвы среди мирного населения и разрушения (например, Герника)
- Долговременные последствия для Испании: установление диктатуры Франко (1939–1975) и изоляция страны от международной политики на десятилетия
1. Какие факты свидетельствуют о том, что Германия готовилась к войне?
В 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций. В 1935 г. была введена всеобщая воинская повинность, что являлось грубым нарушением Версальских соглашений.
Был принят напряжённый 4-летний план развития военной промышленности. Под руководством Геринга создание первоклассной авиации произошло в сжатые сроки. Он возглавил также государственный концерн «Герман Геринг», ядро которого составила собственность концерна «Тиссен».
На военные нужды работали все отрасли промышленности. В 1935—1936 гг. Германия отбросила прежние ограничения в области производства военной техники и строительства флота. За короткое время было налажено производство самолётов, танков, подводных лодок, артиллерии. В 1936 г. германский вермахт (сухопутные вооружённые силы) занял демилитаризованную зону вдоль р. Рейн.
2. Почему Великобритания и Франция не стали противодействовать росту германской мощи?
Великобритания и Франция не решились противодействовать росту германской военной мощи и стали проводить политику умиротворения реваншистов. Эти страны не желали нести связанные с войной затраты, не хотели новых жертв, надеясь, что сумеют договориться с Гитлером. Кроме того, многие западные политики полагали, что германскую агрессию удастся направить против СССР.
3. Как изменилась позиция Коминтерна по сравнению с 1920 - ми гг.?
В 1930-х годах, на фоне усиления фашизма и нацизма в Европе, позиция Коминтерна изменилась. На VII конгрессе Коминтерна (1935 г.) была принята новая стратегия: призыв к созданию Народных фронтов — широких коалиций коммунистов, социалистов и демократических сил для борьбы против фашизма. Эта политика отразила отход от догматизма 1920-х годов и признание необходимости сотрудничества с другими антифашистскими движениями.
Выясните перевод лозунга «No pasaran!». Узнайте, кто пользовался этим лозунгом.
Лозунг «No pasaran!» переводится с испанского как «Они не пройдут!».
Этот боевой клич стал символом антифашистской борьбы и использовался сторонниками Испанской республики во время Гражданской войны в Испании (1936–1939). Лозунг приобрел популярность благодаря речам коммунистки Долорес Ибаррури, известной как Ла Пасионария. Она призывала защитников республики противостоять наступлению фашистских войск генерала Франко.
Позже лозунг стал международным символом сопротивления фашизму и использовался в антифашистских движениях по всему миру.
1. Что способствовало успеху левых сил в Испании?
Республиканские власти не сумели провести социальные реформы, которых ожидал народ. Крестьяне не получили землю, тяжёлым оставалось положение рабочих, в стране продолжало править неподконтрольное народу чиновничество. Своим положением не были довольны и национальные меньшинства — каталонцы и баски. Анархисты поднимали рабочих и крестьян на восстания. Это ослабляло либеральное правительство, потому что за анархистами шли сотни тысяч рабочих. К власти пришли консерваторы. В Испании росла популярность фашизма, была создана фашистская партия «Фаланга».
В 1934 г. доведённые до отчаяния тяжёлыми условиями труда рабочие в нескольких регионах страны начали всеобщую забастовку, которая переросла в вооружённое восстание. Разрозненные выступления были подавлены войсками под командованием Ф. Франко.
2. За что выступали противники Народного фронта? Почему они решились на мятеж против демократически избранного правительства?
Испания раскололась на 2 лагеря: сторонников радикальных реформ, входивших в партии Народного фронта, массовые профсоюзы, и тех, кто противился разрыву с прошлым. К последним примкнули испанские фашисты, считавшие, что в стране необходимо установить диктатуру, подавить рабочее движение и провести преобразования по итальянскому или немецкому образцу. Много сторонников диктатуры было среди генералов и офицеров.
Они решились на мятеж, потому что положение в стране было сложным, а политическая система не стабильна.
1. Какие преобразования были проведены под руководством левых сил?
Крестьяне объединялись в кооперативы и начали трудиться совместно. Коллективизация в большинстве случаев проводилась добровольно. Рабочие создали на предприятиях демократически избранные органы самоуправления, которые наладили производство.
Сначала регулирование экономики взяли на себя массовые профсоюзы, а затем к решению этой задачи подключились и государственные органы. С помощью профсоюзов между городом и деревней были налажены торговля и безденежный продуктообмен.
2. Какую позицию в отношении событий в Испании заняли ведущие державы Западной Европы и СССР?
Со страны Запада, приверженные идее умиротворения, объявили о политике невмешательства в гражданскую войну и отказались продавать оружие республиканцам. Они боялись, что испанская революция перекинется в их страны. В международный комитет по невмешательству вступили также Германия, Италия и СССР. Но фашистские государства, на словах обещая прекратить поддержку Франко, на деле продолжали участвовать в войне. С осени 1936 г. и СССР начал поставлять республиканцам оружие. В Испанию были отправлены лётчики, танкисты, военные советники. Добровольцы-антифашисты со всего мира вступали в интернациональные бригады, сражавшиеся против франкистов.
Используя дополнительные материалы, подготовьте короткое сообщение о судьбах испанских детей, эвакуированных в СССР.
Во время Гражданской войны в Испании (1936–1939) тысячи детей были эвакуированы за границу, чтобы спасти их от войны. Среди них около 3 тысяч испанских детей нашли приют в Советском Союзе.
Советское правительство обеспечило им жилье, питание и образование. Многие дети жили в специальных интернатах, где их обучали испанскому языку, культуре и одновременно знакомили с советскими ценностями. Их называли «детьми войны».
После окончания войны в Испании и прихода к власти Франко, большинство из них не смогли вернуться на родину из-за репрессий. Многие испанские дети остались в СССР, получили образование и связали свою судьбу с этой страной. Однако их жизнь была омрачена трагедиями: во время репрессий 1930-х годов некоторые воспитатели и учителя были арестованы как «враги народа», а в годы Великой Отечественной войны они испытали новые испытания.
Лишь в 1950–1960-х годах некоторые из них смогли вернуться в Испанию, но многие предпочли остаться в СССР, где уже создали семьи и нашли новый дом.
Найдите в дополнительных источниках объяснение смысла этой картины.
Картина Пикассо "Герника" (1937) изображает разрушения, которые немецкие самолеты совершили при бомбардировке города Герника во время Гражданской войны в Испании. Она является символом ужаса войны и разрушения, на ней изображены искаженные фигуры людей и животных, воплощающие страдания и хаос, вызванные бомбежкой. Картина демонстрирует насилие, смерть и боль, а также критику фашистской агрессии. Ответ художника немецкому офицеру подчеркивает ответственность нацистов за жестокие действия, отраженные на картине.
1. Из-за чего возникли разногласия в Народном фронте?
Коммунисты во главе с Х. Диасом, правое крыло социалистов и либералы считали, что в интересах сплочения народа необходимо отказаться от революционных преобразований, отобрать предприятия у рабочих коллективов и передать их государству. Анархисты и левое крыло Испанской социалистической рабочей партии во главе с Кабальеро полагали, что такие меры разочаруют трудящихся и ослабят республику. Левые также выступали против вмешательства СССР во внутренние дела Испании
Как эти разногласия повлияли на ход и исход гражданской войны в Испании?
Противоречия в Народном фронте постепенно нарастали и в мае 1937 г. вылились в вооружённые столкновения между сторонниками коммунистов и анархистов в Барселоне. В 1938 г. франкисты рассекли республиканскую территорию надвое, а в начале 1939 г. захватили Каталонию, отрезав республиканцев от границы с Францией. В 1939 г. сторонники прекращения вооружённой борьбы подняли мятеж в Мадриде, что окончательно развалило республиканский фронт. Фашисты одержали победу, республика пала.
2. Каковы были последствия поражения испанских республиканцев?
После захвата власти Франко развязал в стране массовый террор. Диктатор восстановил монархию, но передать власть королю завещал лишь после своей смерти. Каудильо (такой аналогичный титулам «дуче» и «фюреру» титул принял Франко) возглавив «Фалангу», осуществлял политику, подобную фашистской, но более осторожную.
1. Что свидетельствовало о нарушении Германией Версальских соглашений и начале широкомасштабной подготовки Гитлера к войне? Почему державы — гаранты Версальского договора игнорировали эти нарушения?
Германия нарушала Версальский договор, начав тайное перевооружение, восстановление военной промышленности, создание люфтваффе (военно-воздушных сил), а также введя обязательную военную службу в 1935 году. Символическим актом стало ремилитаризация Рейнской зоны в 1936 году.
Страны-гаранты Версальского договора (Франция и Великобритания) игнорировали эти нарушения из-за страха новой войны, своей экономической слабости и желания умиротворить Гитлера.
2. Какие мероприятия испанских революционеров не имели аналогов при проведении реформ в других странах в 1930-х гг.?
Испанские революционеры провели реформы, которые включали национализацию земли и промышленности, коллективизацию сельского хозяйства и передачу контроля над предприятиями рабочим комитетам. Эти меры имели беспрецедентный характер и были направлены на коренное изменение социальной структуры общества.
3. Почему Испанская республика потерпела поражение?
- Разобщенность республиканских сил (коммунисты, анархисты, социалисты)
- Мощная поддержка Франко со стороны Германии и Италии
- Недостаток вооружения и ресурсов у республиканцев
- Международная изоляция республики
4. Почему либеральные и социал-демократические правительства стран Запада не оказали помощи Испании в борьбе с фашизмом?
Либеральные и социал-демократические правительства стран Запада не вмешивались, опасаясь распространения коммунизма, нарастающего влияния СССР и осложнения отношений с Германией и Италией. Великобритания и Франция придерживались политики невмешательства.
5. Укажите на карте «Гражданская война в Испании» районы, в которых франкистам удалось закрепиться в июле 1936 г.
Почему Франко не мог победить без поддержки фашистских государств?
Германия и Италия предоставили Франко самолеты, войска и вооружение, что было решающим в борьбе против республиканцев.
Покажите, каким образом падение Каталонии предопределило падение Испанской Республики.
Завоевание Каталонии в начале 1939 года означало утрату последнего крупного оплота республиканцев. Потеря важнейшего промышленного и стратегического региона сделала дальнейшее сопротивление невозможным, что привело к капитуляции республики.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- подавление восстания рабочих в Испании — 1923 г
- выход Германии из Лиги Наций — 1933 г
- VII конгресс Коминтерна — 1935 г
- битва под Гвадалахарой — 1937 г
- захват франкистами Каталонии — 1939 г
Объясните, почему союз между Германией, Италией и Японией получил название «Антикоминтерновский пакт».
Союз между Германией, Италией и Японией получил название «Антикоминтерновский пакт» потому, что его первоначальной целью была декларация борьбы с коммунизмом, представленным Коминтерном (Коммунистическим интернационалом).
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и приведите 2—3 причины и значения.
Основные причины:
- Социально-экономическое неравенство: глубокие противоречия между богатыми землевладельцами и бедным крестьянством, рабочими
- Политическая нестабильность: борьба между монархистами, республиканцами, анархистами и коммунистами
- Реформы Второй Республики (1931–1936): земельные, военные и образовательные реформы вызвали сопротивление элит
- Религиозный конфликт: противостояние между светскими реформаторами и католической церковью
Значение:
- Идеологическая битва: война стала символом борьбы между фашизмом, коммунизмом и демократией
- Гуманитарные последствия: огромные жертвы среди мирного населения и разрушения (например, Герника)
- Долговременные последствия для Испании: установление диктатуры Франко (1939–1975) и изоляция страны от международной политики на десятилетия
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением