Итоги Главы 3 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
1. Составьте тесты (в каждом тесте должно быть 4 элемента) по истории Второй мировой войны, требующие соотнести:
• ключевые даты и события;
Даты:
1. 7 декабря 1941 г.
2. 1 сентября 1939 г.
3. 6 июня 1944 г.
4. 8 мая 1945 г.
События:
а) нападение Германии на Польшу
б) нападение Японии на Пёрл-Харбор
в) высадка союзников в Нормандии
г) День Победы в Европе
Ответ: 1 — б, 2 — а, 3 — в, 4 — г
• страны и события в этих странах;
Страны:
1. СССР
2. Великобритания
3. Германия
4. Япония
События:
а) операция «Барбаросса»
б) оборона Москвы
в) бомбардировка Хиросимы
г) Битва за Британию
Ответ: 1 — б, 2 — г, 3 — а, 4 — в
• исторических деятелей и факты их биографий;
Исторический деятель:
1. Иосиф Сталин
2. Франклин Рузвельт
3. Уинстон Черчилль
4. Адольф Гитлер
Факт:
а) руководитель СССР в годы войны
б) президент США в годы войны
в) премьер-министр Великобритании
г) лидер нацистской Германии
Ответ: 1 — а, 2 — б, 3 — в, 4 — г
• понятия и их определения;
Понятия:
1. Антигитлеровская коалиция
2. Холокост
3. Ленд-лиз
4. Блицкриг
Определения:
а) молниеносная война
б) геноцид еврейского народа
в) программа поставок вооружения США союзникам
г) союз против Германии и её союзников
Ответ: 4 — а, 2 — б, 3 — в, 1 — г
• причины и последствия.
Причины:
1. Капитуляция Германии
2. Тегеранская конференция
3. Атомные бомбардировки Японии
4. Нападение Германии на СССР
Последствия:
а) начало Великой Отечественной войны
б) капитуляция Японии
в) координация союзников
г) конец войны в Европе
Ответ: 4 — а, 3 — б, 2 — в, 1 — г
2. Напишите эссе на одну из тем:
1) «Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима, — то, что мир забудет, что было такое место» (Г. Аппель, узник Освенцима);
Освенцим, также известный как Аушвиц, стал символом самой большой трагедии ХХ века — Холокоста. В этом концентрационном лагере нацистская Германия совершала массовые убийства евреев, цыган, советских военнопленных и других «неугодных» режиму. Ужасы Освенцима нельзя измерить только числом жертв — это место стало символом бесчеловечности, потери моральных ориентиров и краха человеческого достоинства.
Почему важно помнить об Освенциме? Как сказал бывший узник лагеря Герман Аппель, забвение — это самая большая опасность. Когда общество забывает о подобных трагедиях, оно рискует повторить их. История учит тому, что равнодушие и молчание позволяют злу процветать. Холокост стал возможным во многом из-за бездействия и страха, и сегодня задача всех поколений — не допустить повторения этих ошибок.
Освенцим — это предупреждение. Памятные мероприятия, мемориалы, музеи и образовательные программы напоминают человечеству о последствиях нацизма и расовой ненависти. Помнить о Холокосте — значит бороться с проявлениями ксенофобии, расизма и антисемитизма в современном мире. Каждый человек должен осознавать, что сохранение памяти об Освенциме — это шаг к мирному будущему, где подобные трагедии невозможны.
2) «Спите спокойно, ошибка не повторится» (надпись на Мемориале жертвам бомбардировки в Хиросиме);
Мемориал в Хиросиме, посвящённый жертвам атомной бомбардировки 6 августа 1945 года, — это символ мира и раскаяния. В результате первого в истории применения атомного оружия погибли десятки тысяч мирных жителей, а сам город превратился в руины. Последствия этого удара стали не только физическими, но и моральными: человечество осознало, какую разрушительную силу может нести научный прогресс, если он служит войне.
Надпись на мемориале выражает обещание, что подобная трагедия больше не повторится. Однако вопрос, действительно ли уроки Хиросимы были усвоены, остаётся открытым. После войны началась гонка ядерных вооружений, и мир оказался в состоянии холодной войны, где угроза применения атомного оружия сохранялась. Тем не менее именно трагедия Хиросимы стала отправной точкой для движения за разоружение и ядерное нераспространение.
Хиросима напоминает, что мирное будущее возможно только при отказе от применения оружия массового уничтожения. Это урок о необходимости дипломатии, взаимопонимания и ответственности мировых лидеров перед человечеством. Память о жертвах Хиросимы служит напоминанием о цене войны и важности сохранения мира.
3) «Я освобождаю людей от отягощающих ограничений разума, от грязных и унизительных самоистязаний химеры, именуемой совестью и моралью» (А. Гитлер);
Адольф Гитлер, лидер нацистской Германии, воплотил в себе идею тотального подавления свободы и морали ради достижения политических целей. Его слова о «освобождении» людей от разума и совести отражают суть нацистской идеологии: уничтожение критического мышления и моральных принципов ради безусловного подчинения режиму. Власть нацистов базировалась на пропаганде, страхе и насилии, что позволило им подчинить миллионы людей своей воле.
Главная опасность такой идеологии — в создании общества, где человек перестаёт быть личностью и становится лишь инструментом в руках власти. Именно это произошло в Германии 1930-х годов, когда массовая пропаганда лишила людей способности критически оценивать происходящее. В результате нацисты смогли развязать войну и совершить геноцид, уничтожая миллионы невинных людей.
Этот урок истории важен и сегодня. Общество должно помнить о том, как легко манипулировать сознанием людей, подавляя их разум и совесть. Только критическое мышление, моральные ценности и уважение к человеческому достоинству способны предотвратить повторение подобных трагедий. Свобода разума и совести — основа мира и справедливости.
4) «Выиграна война, но не мир» (А. Эйнштейн).
После окончания Второй мировой войны мир остался далеко не стабильным. Победа над фашизмом была важнейшим достижением, однако глобальные противоречия между странами-союзниками быстро привели к началу холодной войны. СССР и США, бывшие союзники по антигитлеровской коалиции, стали идеологическими противниками. Этот новый конфликт определял международную политику на десятилетия вперёд.
Эйнштейн говорил о том, что настоящая победа — это не только военный успех, но и установление справедливого мира. После войны миллионы людей остались без крова, экономика Европы лежала в руинах, а новые конфликты угрожали миру. Создание ООН стало шагом к поддержанию стабильности, но противоречия между странами не позволили избежать всех конфликтов.
Эссе Эйнштейна актуально и сегодня. Мир можно выиграть только через диалог, уважение к правам человека и международное сотрудничество. Победа в войне важна, но только мирное урегулирование конфликтов способно обеспечить безопасность и процветание для будущих поколений.
3. Охарактеризуйте все этапы Второй мировой войны.
Начальный этап (1939—1941): Германия захватила Польшу, Францию и ряд других стран. Началась Великая Отечественная война.
Коренной перелом (1942—1943): победы СССР под Сталинградом и Курском изменили ход войны. Союзники открыли второй фронт в Африке.
Заключительный этап (1944—1945): открытие второго фронта в Нормандии, освобождение Европы и капитуляция Германии и Японии.
4. Перечислите основные антифашистские восстания. Какие из них окончились успехом, а какие — поражением? Почему?
- Варшавское восстание (1944): окончилось поражением из-за нехватки поддержки
- Словацкое восстание (1944): также подавлено
- Восстание в Югославии: успех благодаря поддержке партизан и союзников
- Восстание в концлагере Собибор: победа заключённых и побег
Поражения часто были вызваны недостатком ресурсов и поддержки, но они показали силу сопротивления.
5. В исторической науке существует точка зрения, что «поражения Германии во Второй мировой войне были прежде всего вызвано недостатками и пороками существующего в ней политического режима». Докажите эту точку зрения.
Нацистский режим отличался тоталитаризмом и жёстким контролем, что мешало гибкости в управлении и стратегическом планировании. Пропаганда создавала иллюзию всесилия, но реальные экономические и военные ошибки приводили к провалам. Репрессии против инакомыслящих лишали Германию талантов и критического мышления, что ослабило её в войне.
6. Сформулируйте главные итоги Второй мировой войны.
Красная Армия не только разгромила основные силы агрессоров, но и освободила (полностью или частично) 13 стран Европы и Азии. После окончания войны СССР восстановил западные границы 1941 г. (с некоторыми изменениями в пользу воссозданной Польши), получил по договорённости с союзниками часть Восточной Пруссии с г. Кёнигсбергом. По соглашению с правительством Чехословакии в 1945 г. Советскому Союзу передавалась Подкарпатская Русь. В результате советско-финского договора к СССР отошла область у города Петсамо (Печенга). На Дальнем Востоке СССР возвратил утраченные ранее Российской империей Южный Сахалин и Курильские острова.
В Германии, согласно решениям Потсдамской конференции, был установлен оккупационный режим 4 держав. Запрещалась деятельность нацистской партии. Контрольный механизм предусматривал, что верховную власть в стране будут осуществлять главнокомандующие вооружёнными силами СССР, США, Великобритании и Франции, каждый в своей зоне оккупации. Репарации с Германии предстояло взимать каждой стороне также со своей зоны оккупации.
После 1945 г. в Южной и Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах планеты Советский Союз воспринимался в качестве примера для подражания. Рост национально-освободительного движения по всему миру предопределял скорое крушение колониальной системы. В государствах Восточной Европы к власти приходили левые правительства, которые ориентировались на Москву.
Вторая мировая война стала самым важным и трагическим событием XX столетия. Она затронула весь мир, практически все страны и народы, принесла человечеству огромные жертвы и разрушения. Война и её последствия оказали влияние на мировую экономику, социальную сферу, духовное развитие, повседневную жизнь миллионов людей.
Сформулируйте ответ на главный вопрос урока и обоснуйте его 2—3 аргументами.
Цели Германии и её союзников во Второй мировой войне:
- Германия: создание «великого германского рейха», завоевание жизненного пространства («Лебенсраум») на Востоке, уничтожение «неугодных» народов, установление мирового господства
- Италия: восстановление Римской империи, контроль над Средиземным морем и расширение территории в Африке
- Япония: создание «Великой восточноазиатской сферы сопроцветания», контроль над азиатскими территориями и Тихим океаном
Причины поражения:
- Германия и её союзники не могли конкурировать с экономической мощью антигитлеровской коалиции
- Открытие нескольких фронтов (на Востоке, Западе и в Африке) ослабило силы нацистского блока
- Неправильные решения, такие как вторжение в СССР и недооценка зимы и советских ресурсов
- Сотрудничество СССР, США и Великобритании обеспечило превосходство в ресурсах, технике и численности войск
1. «Оружие Победы». Выберите какой-либо вид военной техники времён Второй мировой войны и подготовьте постер или презентацию по данной теме.
Танк Т-34 — символ победы советского народа в Великой Отечественной войне и одна из самых значимых разработок советского ВПК. Его разработка началась в конце 1930-х годов под руководством Михаила Кошкина. Танк отличался высокой маневренностью, мощным вооружением и надежной броней. В начале войны Т-34 значительно превосходил немецкие танки, что сыграло ключевую роль в битвах, особенно в сражении под Москвой и Сталинградом.
Главное преимущество Т-34 заключалось в уникальной компоновке: наклонная броня значительно уменьшала вероятность пробития снарядами. Благодаря дизельному двигателю В-2 танк обладал высокой надежностью и экономичностью. Огромное значение имела его универсальность — модификации позволяли использовать Т-34 на протяжении всей войны.
Т-34 стал не только техническим достижением, но и символом героизма советских танкистов. Его массовое производство обеспечило превосходство на фронтах и стало решающим фактором в победе над врагом. Впоследствии его признали одним из лучших танков Второй мировой войны.
2. «Полководцы». Подготовьте сообщение об одном из военачальников Второй мировой войны. Для выбора: Г. Жуков, К. Рокоссовский, И. Конев (СССР); Д. Эйзенхауэр, Д. Макартур (США); Б. Монтгомери (Великобритания).
Георгий Константинович Жуков — выдающийся советский военачальник, внёсший огромный вклад в победу над фашизмом. Он начал войну в должности начальника Генерального штаба и стал главнокомандующим фронтами в ключевых сражениях Великой Отечественной войны. Жуков сыграл решающую роль в битве за Москву, где его организаторские способности и тактический гений позволили остановить наступление немецких войск.
В дальнейшем Жуков руководил операцией по разгрому немецких войск под Сталинградом и стал одним из главных стратегов Курской битвы. Его действия привели к первому крупному поражению вермахта, что стало переломным моментом войны. Также Жуков был одним из командующих при штурме Берлина в 1945 году, завершив войну на территории Германии.
Жукова отличали не только блестящие военные таланты, но и умение вдохновлять войска. Его личное участие в боях и жесткая дисциплина обеспечивали высокий моральный дух армии. После войны он стал символом советского военного искусства и получил звание маршала Советского Союза.
3. «Эмигранты и советские люди — герои Сопротивления». Подготовьте сообщение об одном из таких участников движения Сопротивления.
Зоя Космодемьянская — одна из первых женщин-героев Советского Союза, ставшая символом сопротивления нацистской оккупации. Родившись в Тамбовской области, она вступила в комсомол и вскоре добровольно присоединилась к партизанскому движению. В 1941 году Зоя была направлена в тыл врага с заданием по уничтожению инфраструктуры оккупантов в деревне Петрищево.
Выполнив часть задания, она была схвачена немецкими солдатами. Несмотря на жестокие пытки, Зоя отказалась выдать информацию о своих товарищах и продолжала призывать к борьбе против врага даже перед казнью. Ее мужество стало известным по всей стране, а её последний призыв — «Не боюсь умирать. За нами победа!» — вдохновил тысячи людей на борьбу.
Подвиг Зои Космодемьянской стал символом несгибаемого духа и патриотизма советского народа. Её образ был увековечен в многочисленных памятниках, литературных произведениях и кинофильмах, а её имя навсегда осталось в истории как пример героизма и самопожертвования.
4. «Торговля с врагом». Подготовьте сообщение о связях американских предпринимателей с гитлеровской Германией накануне и в годы Второй мировой войны.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, некоторые американские компании и предприниматели поддерживали деловые связи с нацистской Германией. Одним из наиболее известных примеров является компания IBM, которая предоставляла технологии для учета населения в Третьем рейхе. Ford Motor Company, возглавляемая Генри Фордом, также имела филиалы в Германии и продолжала вести бизнес до начала войны.
Особенно известен случай с Union Banking Corporation, связанной с финансированием немецких предприятий, включая нацистскую партию. Некоторые историки утверждают, что часть американского бизнеса была заинтересована в поддержке экономических связей с Германией из-за выгоды и отсутствия немедленных угроз.
После вступления США в войну все подобные связи были разорваны. Тем не менее, этот период остаётся предметом споров и исследований, так как он поднимает вопросы о моральной ответственности бизнеса в условиях нарастающей мировой угрозы.
1. Прочитайте отрывок из радиообращения У. Черчилля 22 июня 1941 г. и ответьте на вопросы.
1) Какие обещания содержит речь?
Черчилль ясно заявляет, что Великобритания намерена продолжать борьбу до полного уничтожения Гитлера и его режима. Он подчеркивает, что никакие компромиссы или переговоры с нацистским руководством невозможны. Черчилль обещает сражаться на суше, на море и в воздухе, пока не будет достигнута победа.
Какое это имело значение для складывания антигитлеровской коалиции?
Эти обещания имели важное значение для формирования антигитлеровской коалиции. Речь подчеркнула решимость Великобритании вести войну до конца и показала готовность к сотрудничеству с другими странами, включая СССР и США. Принципы безусловной капитуляции Гитлера и отказа от переговоров способствовали объединению союзников на основе общей цели — уничтожения нацизма.
2) Данная речь считается образцом ораторского мастерства. Какие риторические приёмы использует автор?
Повторение (анафора): фраза «Мы будем сражаться» повторяется несколько раз, что подчеркивает решимость и неизбежность борьбы.
Эмоциональный призыв: слова о «свободе народов» и «избавлении от ига» обращаются к чувствам слушателей, вызывая патриотизм и надежду на освобождение.
Полемический характер: Черчилль противопоставляет решимость Великобритании жестокости Гитлера, создавая контраст между добром и злом.
Религиозный мотив: упоминание «с Божьей помощью» придает речи моральную легитимность и вдохновляет слушателей на борьбу за правое дело.
2. Прочитайте отрывок из Акта о безоговорочной капитуляции Германии и ответьте на вопросы.
1) Почему капитуляция Германии называлась безоговорочной? Найдите дополнительную информацию в Интернете по запросу «безоговорочная капитуляция Германии» и ответьте на эти вопросы.
Капитуляция Германии называлась безоговорочной потому, что она предусматривала полное и немедленное прекращение боевых действий без каких-либо условий со стороны Германии. Немецкие вооружённые силы обязаны были подчиниться всем требованиям союзников, включая разоружение и передачу оружия. Это исключало возможность Германии вести переговоры или диктовать свои условия. Такая форма капитуляции гарантировала полный контроль союзников над ситуацией и исключала повторение ошибок Первой мировой войны, когда Версальский мир был воспринят как компромисс.
2) Почему в Европе День Победы празднуется 8 мая, а в России и некоторых странах бывшего СССР — 9 мая?
В Европе День Победы отмечают 8 мая, так как Акт о безоговорочной капитуляции Германии вступил в силу в 23:01 по центрально-европейскому времени 8 мая 1945 года. В это время в Москве уже наступило 9 мая из-за разницы в часовых поясах.
Советский Союз официально принял капитуляцию в ночь на 9 мая, и именно в этот день была объявлена победа. Поэтому в России и некоторых других странах бывшего СССР День Победы празднуется 9 мая, что символизирует вклад Советского Союза в победу над фашизмом.
3. Прочитайте отрывок из работы историка В. Зимонина о причинах капитуляции Японии и ответьте на вопросы.
1) Какие факты, по мнению автора, доказывают, что атомная бомбардировка не сыграла решающей роли в капитуляции Японии?
Император Японии узнал о характере удара по Хиросиме только 8 августа, спустя несколько дней после бомбардировки, и именно тогда заявил о невозможности продолжения войны.
Японский народ не сразу узнал о трагедии Хиросимы и Нагасаки, а те, кто узнал, не выразили массовой реакции в первые дни.
Атомные бомбардировки сами по себе не привели к немедленной капитуляции и не заменили важности массовых армий.
2) Что заставило Японию согласиться на безоговорочную капитуляцию?
Решающим фактором стало вступление СССР в войну против Японии 9 августа 1945 года. Советские войска начали стремительное наступление в Маньчжурии и Корее, что создало безвыходное положение для Японии. На экстренном заседании японского правительства премьер-министр Судзуки заявил, что советское вмешательство делает невозможным продолжение войны. Быстрый разгром японских войск на континенте окончательно лишил Токио надежд и привёл к решению о капитуляции.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением