Упр.111 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 111. 1) Изучите схемы СПП и охарактеризуйте способы связи придаточных в этих предложениях. Как вы думаете, в каких предложениях между придаточными частями могут стоять...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 111. 1) Изучите схемы СПП и охарактеризуйте способы связи придаточных в этих предложениях. Как вы думаете, в каких предложениях между придаточными частями могут стоять...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
111. 1) Изучите схемы СПП и охарактеризуйте способы связи придаточных в этих предложениях. Как вы думаете, в каких предложениях между придаточными частями могут стоять запятые, в каких — точки с запятой, а где нет знаков препинания?
Ответ 1
Способы связи придаточных в этих предложениях: а) последовательный, б) однородный, в) разные способы связи.
Между придаточными частями могут стоять запятые и точки с запятой в предложениях а) и в), в предложении б) нет знаков препинания.
Ответ 2
а)
Предложения связаны последовательным подчинением.
Между предложениями ставятся запятые.
б)
Предложения связаны при помощи однородного подчинения.
Между придаточными предложениями запятая не ставится.
в)
Сложное предложение с разными видами связи.
Между придаточными предложениями можно поставить как запятые, так и точки с запятой.
2) Прочитайте СПП, определите количество частей в каждом из них, найдите для каждого схему и назовите способы связи придаточных частей. Проанализируйте знаки препинания и сравните, в каких случаях вы правильно определили, используя схемы, расстановку знаков препинания в этих предложениях, а в каких — нет. Спишите предложения, объясняя орфограммы в словах со скобками и пропущенными буквами.
1. Чаще всего вспоминалось летнее сев...рное солнце, какое бывало в Петербурге, когда в холоди...ватый день оно л...ёт свет на син...ватый асфальт тр...туара, по которому метёт ветерок (А. Н. Толстой).
2. Чу...ство (не)ловкости, сков...нности и немоты (не)оставляло его и по...же, когда эк...паж в...ехал на асфальтир...ванную площадку маленького двора, в центре которого жиденькой струйкой бил крох...тный игруш...чный ф...нтанчик; когда поднимался он (в)след за Волковым по широкой мраморной лес...нице, ус...ланной мягким ковром с жарко начищ...иными медными прут...ями; когда высокую п...радную дверь ра...пахнул перед ними настоящий лакей в ливрее, с бакенбардами, в чулках, похожий на какую(то) иллюстрацию к английской детской книжке (Л. Пантелеев).
3. Он оказался одним из тех интересных и простых в общени... собеседников, с которыми приятно обсудить любую тему и у которых (на)готове всегда есть какая(нибудь) интересная история.
Ответ 1
Предложение 1 – 4 части, схема а); предложение 2 – 5 частей, схема в); предложение 3 – 3 части, схема б).
1) Чаще всего вспоминалось (поминки) летнее северное (словарное слово) солнце, какое бывало в Петербурге, когда в холодноватый день оно льёт (разделит. ь) свет на синеватый асфальт тротуара (словарное слово), по которому метёт ветерок (А. Н. Толстой).
2) Чувство (словарное слово) неловкости (стеснения), скованности (словарное слово) и немоты не оставляло (глагол) его и позже (опоздать), когда экипаж (словарное слово) въехал (разделит. ъ) на асфальтированную площадку маленького двора, в центре которого жиденькой струйкой бил крохотный игрушечный фонтанчик (словарное слово); когда поднимался чередование им-я) он вслед (предлог) за Волковым по широкой мраморной лестнице (словарное слово), устланной (устилать) мягким ковром с жарко начищенными (страд. прич. прош. вр., от глагола на -ить) медными прутьями (разделит. ь); когда высокую парадную (словарное слово) дверь распахнул с перед глухим п) перед ними настоящий лакей в ливрее, с бакенбардами, в чулках, похожий на какую-то иллюстрацию (сущ.
на -ция) к английской детской книжке (Л. Пантелеев).
3) Он оказался одним из тех интересных (словарное слово) и простых в общении (сущ. на -ие, П. п.) собеседников, с которыми приятно обсудить любую тему и у которых наготове (наречие) всегда есть какая-нибудь интересная (словарное слово) история.
Ответ 2
Определим количество частей в каждом СПП и найдём для каждого схему, назовём способы связи придаточных частей:
1. [Чаще всего вспоминалось летнее северное солнце]1, (какое бывало в Петербурге)2, (когда в холодноватый день оно льёт свет на синеватый асфальт тротуара)3, (по которому метёт ветерок)4.
В предложении 4 части, схема а).
2. [Чувство неловкости, скованности и немоты не оставляло его и позже]1, (когда экипаж выехал на асфальтированную площадку маленького двора)2, (в центре которого жиденькой струйкой бил крохотный игрушечный фонтанчик)3; (когда поднимался он вслед за Волковым по широкой мраморной лестнице, устланной мягким ковром с жарко начищенными медными прутьями)4; (когда высокую парадную дверь распахнул перед ними настоящий лакей в ливрее, с бакенбардами, в чулках, похожий на какую-то иллюстрацию к английской детской книжке)5.
В предложении 5 частей, схема в).
3. [Он оказался одним из тех интересных и простых в общении собеседников]1, (с которыми приятно обсудить любую тему)2 и (у которых наготове всегда есть какая-нибудь интересная история)3.
В предложении 3 части, схема б).
Объясним орфограммы в словах со скобками и пропущенными буквами:
1. Чаще всего вспоминалось (проверочное слово: поминки) летнее северное (словарное слово) солнце, какое бывало в Петербурге, когда в холодноватый (суффикс -оват- после твёрдого согласного) день оно льёт (разделительный мягкий знак перед гласной ё) свет на синеватый (суффикс -еват- после мягкого согласного) асфальт тротуара, (словарное слово) по которому метёт ветерок.
2. Чувство (словарное слово) неловкости, (можно подобрать синоним: стеснённость) скованности (проверочное слово: сковать) и немоты не (частица не с глаголами пишется раздельно) оставляло его и позже, (проверочное слово: опоздать) когда экипаж (словарное слово) въехал (разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной е) на асфальтированную (образовано от глагола «асфальтировать»; асфальтирую, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование -ова-/-ую) площадку маленького двора, в центре которого жиденькой струйкой бил крохотный (неизменяемый суффикс -от-) игрушечный (суффикс -ечн- после шипящего) фонтанчик; (словарное слово) когда поднимался (чередование -ним-/-ня-, после корня стоит суффикс -а-) он вслед (поднимался (куда?) вслед; наречия пишутся слитно) за Волковым по широкой мраморной лестнице, (словарное слово) устланной (проверочное слово: устилать) мягким ковром с жарко начищенными (образовано от глагола 2-го спряжения «начистить») медными прутьями; (разделительный мягкий знак перед гласной я) когда высокую парадную (словарное слово) дверь распахнул (приставка перед основой на глухой согласный) перед ними настоящий лакей в ливрее, с бакенбардами, в чулках, похожий на какую-то (суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) иллюстрацию (существительное на -ия) к английской детской книжке.
3. Он оказался одним из тех интересных (словарное слово) и простых в общении (существительное на -ие, предложный падеж) собеседников, с которыми приятно обсудить любую тему и у которых наготове (есть (где?) наготове; наречия пишутся слитно) всегда есть какая-нибудь (суффикс -нибудь с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) интересная (словарное слово) история.
3) Сравните предложения и сделайте вывод о том, всегда ли ставится запятая на границе между придаточными частями в СПП с несколькими придаточными. При каком условии может отсутствовать знак препинания? Когда между придаточными частями может использоваться точка с запятой?
Ответ 1
Запятая на границе между придаточными частями в СПП с несколькими придаточными ставится не всегда. При каком условии знак препинания может отсутствовать, если придаточные соединены одиночными сочинительными союзами и, да (= и), или. Точка с запятой между придаточными частями может использоваться, если они значительно распространены, включают другие знаки препинания и между ними нет одиночных сочинительных союзов и, да (= и), или.
Ответ 2
Запятая на границе между придаточными частями в СПП с несколькими придаточными не ставится в том случае, если эти придаточные относятся к одной главной части и соединены одиночными сочинительными союзами и, да (= и), или.
Точка с запятой может ставится между придаточными, подчинёнными одной главной части, если они значительно распространены, включают другие знаки препинания и между ними нет одиночных сочинительных союзов и, да (= и), или.
4) Выполните пунктуационный разбор предложения 2.
Ответ 1
2) Чувство неловкости,(1) скованности и немоты не оставляло его и позже,(2) когда экипаж въехал на асфальтированную площадку маленького двора,(3) в центре которого жиденькой струйкой бил крохотный игрушечный фонтанчик;(4) когда поднимался он вслед за Волковым по широкой мраморной лестнице,(5) устланной мягким ковром с жарко начищенными медными прутьями;(6) когда высокую парадную дверь распахнул перед ними настоящий лакей в ливрее,(7) с бакенбардами,(8) в чулках,(9) похожий на какую-то иллюстрацию к английской детской книжке.(10)
В конце повествовательного невосклицательного предложения ставится точка (10). Разделяющие знаки: (1), (7), (8), (9) – запятая ставится между однородными членами; (2) – запятая ставится перед подчинительным союзом между главной и придаточной частями; (3) – запятая ставится перед подчинительным союзом между двумя придаточными частями; (4) и (6) – точка с запятой ставится между частями сложного предложения. Выделяющие знаки: (5) – запятой выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Ответ 2
1. Чувство неловкости,(1) скованности и немоты не оставляло его и позже,(2) когда экипаж выехал на асфальтированную площадку маленького двора,(3) в центре которого жиденькой струйкой бил крохотный игрушечный фонтанчик;(4) когда поднимался он вслед за Волковым по широкой мраморной лестнице,(5) устланной мягким ковром с жарко начищенными медными прутьями;(6) когда высокую парадную дверь распахнул перед ними настоящий лакей в ливрее,(7) с бакенбардами,(8) в чулках,(9) похожий на какую-то иллюстрацию к английской детской книжке.(10)
(1-е часть: (что?) чувство; чувство (что делало?) не оставляло; чувство (какое?) неловкости, скованности и немоты; не оставляло (кого?) его; не оставляло (когда?) позже;
2-я часть: (что?) экипаж; экипаж (что сделал?) выехал; выехал (когда?) когда; выехал (куда?) на площадку двора; на площадку (какую?) асфальтированную; двора (какого?) маленького;
3-я часть: (что?) фонтанчик; фонтанчик (что делал?) бил; бил (где?) в центре; в центре (чего?) которого; бил (как?) струйкой; струйкой (какой?) жиденькой; фонтанчик (какой?) крохотный игрушечный;
4-я часть: (кто?) он; он (что делал?) поднимался; поднимался (когда?) когда; поднимался (за кем?) вслед за Волковым; поднимался (по чему?) по лестнице; по лестнице (какой?) широкой мраморной, устланной мягким ковром с жарко начищенными медными прутьями;
5-я часть: (кто?) лакей; лакей (что сделал?) распахнул; распахнул (когда?) когда; распахнул (что?) дверь; дверь (какую?) высокую парадную; распахнул (перед кем?) перед ними; лакей (какой?) настоящий, в ливрее, с бакенбардами, в чулках, похожий на какую-то иллюстрацию к английской детской книжке).
2.
3. В конце повествовательного предложения ставится точка (10).
4. Разделяющие знаки: запятая (1) разделяет однородными определения, связанные бессоюзной связью; запятая (2) ставится перед подчинительным союзом между главной и придаточной частями; запятая (3) ставится между подчинительным союзом между двумя придаточными частями; точка с запятой (4), (6) ставятся перед подчинительными союзами между придаточными осложнёнными частями; запятые (7), (8), (9) разделяют однородные определениями, связанные бессоюзной связью.
5. Выделительные знаки: запятая (5) выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением