Упр.111 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 111. 1) Изучите схемы СПП и охарактеризуйте способы связи придаточных в этих предложениях. Как вы думаете, в каких предложениях между придаточными частями могут стоять...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
111. 1) Изучите схемы СПП и охарактеризуйте способы связи придаточных в этих предложениях. Как вы думаете, в каких предложениях между придаточными частями могут стоять запятые, в каких — точки с запятой, а где нет знаков препинания?
Способы связи придаточных в этих предложениях: а) последовательный, б) однородный, в) разные способы связи.
Между придаточными частями могут стоять запятые и точки с запятой в предложениях а) и в), в предложении б) нет знаков препинания.
2) Прочитайте СПП, определите количество частей в каждом из них, найдите для каждого схему и назовите способы связи придаточных частей. Проанализируйте знаки препинания и сравните, в каких случаях вы правильно определили, используя схемы, расстановку знаков препинания в этих предложениях, а в каких — нет. Спишите предложения, объясняя орфограммы в словах со скобками и пропущенными буквами.
1. Чаще всего вспоминалось летнее сев...рное солнце, какое бывало в Петербурге, когда в холоди...ватый день оно л...ёт свет на син...ватый асфальт тр...туара, по которому метёт ветерок (А. Н. Толстой).
2. Чу...ство (не)ловкости, сков...нности и немоты (не)оставляло его и по...же, когда эк...паж в...ехал на асфальтир...ванную площадку маленького двора, в центре которого жиденькой струйкой бил крох...тный игруш...чный ф...нтанчик; когда поднимался он (в)след за Волковым по широкой мраморной лес...нице, ус...ланной мягким ковром с жарко начищ...иными медными прут...ями; когда высокую п...радную дверь ра...пахнул перед ними настоящий лакей в ливрее, с бакенбардами, в чулках, похожий на какую(то) иллюстрацию к английской детской книжке (Л. Пантелеев).
3. Он оказался одним из тех интересных и простых в общени... собеседников, с которыми приятно обсудить любую тему и у которых (на)готове всегда есть какая(нибудь) интересная история.
Предложение 1 – 4 части, схема а); предложение 2 – 5 частей, схема в); предложение 3 – 3 части, схема б).
1) Чаще всего вспоминалось (поминки) летнее северное (словарное слово) солнце, какое бывало в Петербурге, когда в холодноватый день оно льёт (разделит. ь) свет на синеватый асфальт тротуара (словарное слово), по которому метёт ветерок (А. Н. Толстой).
2) Чувство (словарное слово) неловкости (стеснения), скованности (словарное слово) и немоты не оставляло (глагол) его и позже (опоздать), когда экипаж (словарное слово) въехал (разделит. ъ) на асфальтированную площадку маленького двора, в центре которого жиденькой струйкой бил крохотный игрушечный фонтанчик (словарное слово); когда поднимался чередование им-я) он вслед (предлог) за Волковым по широкой мраморной лестнице (словарное слово), устланной (устилать) мягким ковром с жарко начищенными (страд. прич. прош. вр., от глагола на -ить) медными прутьями (разделит. ь); когда высокую парадную (словарное слово) дверь распахнул с перед глухим п) перед ними настоящий лакей в ливрее, с бакенбардами, в чулках, похожий на какую-то иллюстрацию (сущ.
на -ция) к английской детской книжке (Л. Пантелеев).
3) Он оказался одним из тех интересных (словарное слово) и простых в общении (сущ. на -ие, П. п.) собеседников, с которыми приятно обсудить любую тему и у которых наготове (наречие) всегда есть какая-нибудь интересная (словарное слово) история.
3) Сравните предложения и сделайте вывод о том, всегда ли ставится запятая на границе между придаточными частями в СПП с несколькими придаточными. При каком условии может отсутствовать знак препинания? Когда между придаточными частями может использоваться точка с запятой?
Запятая на границе между придаточными частями в СПП с несколькими придаточными ставится не всегда. При каком условии знак препинания может отсутствовать, если придаточные соединены одиночными сочинительными союзами и, да (= и), или. Точка с запятой между придаточными частями может использоваться, если они значительно распространены, включают другие знаки препинания и между ними нет одиночных сочинительных союзов и, да (= и), или.
4) Выполните пунктуационный разбор предложения 2.
2) Чувство неловкости,(1) скованности и немоты не оставляло его и позже,(2) когда экипаж въехал на асфальтированную площадку маленького двора,(3) в центре которого жиденькой струйкой бил крохотный игрушечный фонтанчик;(4) когда поднимался он вслед за Волковым по широкой мраморной лестнице,(5) устланной мягким ковром с жарко начищенными медными прутьями;(6) когда высокую парадную дверь распахнул перед ними настоящий лакей в ливрее,(7) с бакенбардами,(8) в чулках,(9) похожий на какую-то иллюстрацию к английской детской книжке.(10)
В конце повествовательного невосклицательного предложения ставится точка (10). Разделяющие знаки: (1), (7), (8), (9) – запятая ставится между однородными членами; (2) – запятая ставится перед подчинительным союзом между главной и придаточной частями; (3) – запятая ставится перед подчинительным союзом между двумя придаточными частями; (4) и (6) – точка с запятой ставится между частями сложного предложения. Выделяющие знаки: (5) – запятой выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением