Упр.113 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 113. 1) Прочитайте предложения. Объясните, какие знаки препинания пропущены на границах частей СПП и внутри них.1. Он уже минут через несколько весь закрасневшись...

Решение #2

Изображение 113. 1) Прочитайте предложения. Объясните, какие знаки препинания пропущены на границах частей СПП и внутри них.1. Он уже минут через несколько весь закрасневшись...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
113. 1) Прочитайте предложения. Объясните, какие знаки препинания пропущены на границах частей СПП и внутри них.
1. Он уже минут через несколько весь закрасневшись начал было уверять довольно простодушно что это совсем не новая шинель что это так что это старая шинель.
2. Он приблизился к тому месту где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне её домами которая глядела страшною пустынею.
3. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников его видели всё на одном и том же месте в том же положении в той же самой должности тем же чиновником для письма так что потом уверились что он видно так и родился на свет уже совершенно готовым в вицмундире и с лысиной на голове. 4. За стеной был слышен шум и говор которые вдруг сделались ясными и звонкими когда отворилась дверь и вышел лакей с подносом уставленным опорожнёнными стаканами сливочником и корзиною сухарей. 5. Я не знаю когда ты будешь благоразумнее когда ты будешь вести себя как прилично благовоспитанной девице когда ты будешь знать что такое хорошие правила и солидность в поступках.
(Н. Гоголь)
Ответ 1
На границах частей СПП и внутри них пропущены запятые и точка с запятой.
Ответ 2
1. Он уже минут через несколько весь закрасневшись начал было уверять довольно простодушно, (запятая разделяет части сложного предложения) что это совсем не новая шинель, (запятая разделяет части сложного предложения) что это так, (запятая разделяет части сложного предложения) что это старая шинель.
2. Он близился к тому месту, (запятая разделяет части сложного предложения) где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне её домами, (запятая разделяет части сложного предложения) которая глядела страшною пустынею.
3. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, (запятая разделяет части сложного предложения) его видели всё на одном и том же месте, (запятая между однородными обстоятельствами) в том же положении, (запятая между однородными обстоятельствами) в той же самой должности, (запятая между однородными дополнениями) тем же чиновником для письма, (запятая разделяет части сложного предложения) так что потом уверились, (запятая разделяет части сложного предложения) что он, (запятой выделяется вводное слово) видно, (запятой выделяется вводное слово) так и родился на свет уже совершенно готовым, (запятая между однородными определениями) в вицмундире и с лысиной на голове.
4. За стеной был слышен шум и говор, (запятая разделяет части сложного предложения) которые вдруг сделались ясными и звонкими, (запятая разделяет части сложного предложения) когда отворилась дверь и вышел лакей с подносом, (запятой выделяется причастный оборот) уставленным опорожнёнными стаканами, (запятая между однородными дополнениями) сливочником и корзиною сухарей.
5. Я не знаю, (запятая разделяет части сложного предложения) когда ты будешь благоразумнее, (запятая разделяет части сложного предложения) когда ты будешь вести себя как прилично благовоспитанной девице, (запятая разделяет части сложного предложения) когда ты будешь знать, (запятая разделяет части сложного предложения) что такое хорошие правила и солидность в поступках.
2) Выпишите СПП, в которых придаточные части связаны способом последовательного подчинения и разделены запятыми. Обведите в этих предложениях союзы и союзные слова, подчеркните грамматические основы.
Ответ 1
2) Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне её домами, которая глядела страшною пустынею.
4) За стеной был слышен шум и говор, которые вдруг сделались ясными и звонкими, когда отворилась дверь и вышел лакей с подносом, уставленным опорожнёнными стаканами, сливочником и корзиною сухарей.
Ответ 2
2. Он близился к тому месту1), (к месту (какому?) где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне её домами2), (с площадью (какой?) которая глядела страшною пустынею3).
4. За стеной был слышен шум и говор1), (шум и говор (какие?) которые вдруг сделались ясными и звонкими2), (когда?) когда отворилась дверь3) и вышел лакей с подносом, уставленным опорожнёнными стаканами, сливочником и корзиною сухарей4).
При последовательном подчинении каждая часть сложного предложения подчиняется предыдущей части.
3) Выпишите СПП, в котором придаточные части связаны способом однородного подчинения, составьте его схему.
Ответ 1
1) Он уже минут через несколько, весь закрасневшись, начал было уверять довольно простодушно, что это совсем не новая шинель, что это так, что это старая шинель.
Ответ 2
1. Он уже минут через несколько весь закрасневшись начал было уверять довольно простодушно1), что это совсем не новая шинель2), что это так3), что это старая шинель4).
При однородном подчинении одной главной части подчиняются несколько однородных придаточных частей.
4) Выпишите оставшиеся предложения и выполните синтаксический разбор одного из них. В каком предложении придаточные части можно разделить точкой с запятой?
Ответ 1
3) (Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников)1, [его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма]2, (так что потом уверились)3, (что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове)4.
Предложение: 1) повествовательное; 2) невосклицательное; 3) сложное, из 4 частей; 4) с подчинительной связью; 5) часть 1 –придаточная уступки, часть 2 – главная, часть 3 – придаточная следствия к части 2, часть 4 – придаточная изъяснительная к части 3. СПП с параллельным и последовательным подчинением.
5) Я не знаю, когда ты будешь благоразумнее, когда ты будешь вести себя, как прилично благовоспитанной девице; когда ты будешь знать, что такое хорошие правила и солидность в поступках.
Точкой с запятой разделяются придаточные части в предложении № 5.
Ответ 2
3. (Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников)1), [его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма]2), (так что потом уверились)3), (что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове)4).
(1-я часть: (что делало?) переменялось; переменялось (кого?) директоров и начальников; начальников (каких?) всяких;
2-я часть: (что делали?) видели; видели (кого?) его; видели (где?) всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же должности; в должности (какой?) самой; видели (кем?) чиновником для письма; чиновником (каким?) тем;
3-я часть: (что сделали?) уверились; уверились (когда?) потом;
4-я часть: (кто?) он; он (что сделал?) родился на свет; родился на свет (каким?) готовым, в вицмундире и с лысиной на голове; готовым (в какой степени?) совершенно).
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 4 частей
4) с разными видами связи: 1, 2 и 3 части связаны параллельным подчинением, 3 и 4 – последовательным.
5) часть 2 - главная, часть 1 - придаточное уступки, 3 часть – придаточное следствия, часть 4 – придаточное изъяснительное.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Придаточная часть 1 и главная часть 2 разделяются запятой перед главной частью. Главная часть 2 и придаточная часть 3 разделяются запятой перед союзом так что. Придаточная часть 3 и придаточная часть 4 разделяются запятой перед союзом что.
7) Часть 1: односоставное, безличное, распространённое, осложнено однородными дополнениями, полное.
8) Часть 2: односоставное, неопределённо-личное, распространённое, осложнено однородными обстоятельствами, полное
9) Часть 3: односоставное, неопределённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
10) Часть 4: двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями и вводным словом, полное.
5. [Я не знаю]1), (когда ты будешь благоразумнее)2), (когда ты будешь вести себя как прилично благовоспитанной девице)3), (когда ты будешь знать)4), (что такое хорошие правила и солидность в поступках)5).
(1-я часть: (кто?) я; я (что делаю?) не знаю;
2-я часть: (кто?) ты; что (что будешь делать?) будешь благоразумнее; будешь благоразумнее (когда?) когда;
3-я часть: (кто?) ты; ты (что будешь делать?) будешь вести себя; будешь вести себя (как?) как прилично девице; девице (какой?) благовоспитанной; будешь вести себя (когда?) когда;
4-я часть: (кто?) ты; ты (что будешь делать?) будешь знать; будешь знать (когда?) когда;
5-я часть: (что?) правила и солидность в поступках; правила и солидность в поступках (что такое?) что такое; правила (какие?) хорошие).
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 5 частей
4) с разными видами связи: 1, 2, 3 и 4 части связаны однородным подчинением, 4 и 5 – последовательным.
5) часть 1 - главная, части 2, 3, 4, 5 - придаточные изъяснительные.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Главная часть 1 и придаточная часть 2 разделяются запятой перед союзным словом когда. Придаточная часть 2 и придаточная часть 3 разделяются запятой перед союзным словом когда. Придаточная часть 3 и придаточная часть 4 разделяются запятой перед союзным словом когда. Придаточная часть 4 и придаточная часть 5 разделяются запятой перед союзным словом что.
7) Часть 1: двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
8) Часть 2: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
9) Часть 3: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
10) Часть 4: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
11) Часть 5: двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, полное.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением