Упр.110 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 110. Напишите диктант. Подчеркните в предложениях грамматические основы, обведите подчинительные союзы и союзные слова. Выполните синтаксический разбор одного СПП по...

Решение #2

Изображение 110. Напишите диктант. Подчеркните в предложениях грамматические основы, обведите подчинительные союзы и союзные слова. Выполните синтаксический разбор одного СПП по...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
110. Напишите диктант. Подчеркните в предложениях грамматические основы, обведите подчинительные союзы и союзные слова. Выполните синтаксический разбор одного СПП по своему выбору.
Ответ 1
Стоял март, сверху падал дождь, смешанный со снегом, и залеплял глаза. Дул резкий ветер. Было то самое время весеннего перелома, когда сама природа ещё не решила, держаться ли ей зимы или махнуть на неё рукой и переходить на лето. Тротуаров не было, у заборов лежали тяжёлые кучи осевшего снега, так что приходилось идти посередине улицы. Мне казалось, что городок совсем вымер. Это ощущение усиливалось оттого, что во всех окнах уже были потушены огни. Только на колокольне единственной церкви чуть слышно позванивал колокол, как будто кто-то игрался с веревкой. [Глядя на этот городок, затерянный в снежной пустыне, я невольно подумал о той страшной борьбе за существование], ( что заставила его первых обитателей бросить насиженные места и основать город в таких печальных болотистых местах).
Предложение: 1) повествовательное; 2) невосклицательное; 3) сложное, из 2 частей; 4) с подчинительной связью; 5) часть 1 – главная, часть 2 – придаточная определительная. СПП с придаточной определительной частью.
Ответ 2
Напишем диктант:
Стоял март, сверху падал дождь, смешанный со снегом, и залеплял глаза. Дул резкий ветер. Было то самое время весеннего перелома, когда сама природа ещё не решила, держаться ли ей зимы или махнуть на неё рукой и переходить на лето. Тротуаров не было, у заборов лежали тяжёлые кучи осевшего снега, так что приходилось идти посередине улицы. Мне казалось, что городок совсем вымер. Это ощущение усиливалось оттого, что во всех окнах уже были потушены огни. Только на колокольне единственной церкви чуть слышно позванивал колокол, как будто кто-то игрался с верёвкой. Глядя на этот городок, затерянный в снежной пустыне, я невольно подумал о той страшной борьбе за существование, что заставила его первых обитателей бросить насиженные места и основать город в таких печальных болотистых местах.
Подчеркнём в предложениях грамматические основы, обведём подчинительные союзы и союзные слова:
Стоял март, сверху падал дождь, смешанный со снегом, и залеплял глаза.
Дул резкий ветер.
Было то самое время весеннего перелома, когда сама природа ещё не решила, держаться ли ей зимы или махнуть на неё рукой и переходить на лето.
Тротуаров не было, у заборов лежали тяжёлые кучи осевшего снега, так что приходилось идти посередине улицы.
Мне казалось, что городок совсем вымер.
Это ощущение усиливалось оттого, что во всех окнах уже были потушены огни.
Только на колокольне единственной церкви чуть слышно позванивал колокол, как будто кто-то игрался с верёвкой.
Глядя на этот городок, затерянный в снежной пустыне, я невольно подумал о той страшной борьбе за существование, что заставила его первых обитателей бросить насиженные места и основать город в таких печальных болотистых местах.
Выполним синтаксический разбор СПП предложений:
[Было то самое время весеннего перелома]1, (когда сама природа ещё не решила)2, (держаться ли ей зимы или махнуть на неё рукой и переходить на лето)3.
(1-я часть: (что?) время; время (что делало?) было; время (чего:) перелома; время (какое?) то самое; перелома (какого?) весеннего;
2-я часть: (что?) природа; природа (что сделала?) не решила; природа (какая?) сама; не решила (когда?) когда; не решила (когда?) ещё;
3-я часть: (что делать?) держаться или махнуть и переходить; держаться (кому?) ей; держаться (чего?) зимы; махнуть (на что?) на неё; махнуть (чем?) рукой; переходить (на что?) на лето).
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 3 частей
4) с подчинительной связью
5) часть 1 - главная, часть 2 - придаточное определительное, часть 3 - придаточное изъяснительное.
СПП с последовательным подчинением.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Главная часть 1 и придаточная часть 2 разделяются запятой перед союзным словом когда. Придаточная часть 2 и придаточная часть 3 разделяются запятой.
7) Часть 1: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
8) Часть 2: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
9) Часть 3: двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное
[Тротуаров не было]1, [у заборов лежали тяжёлые кучи осевшего снега]2, (так что приходилось идти посередине улицы)3.
(1-я часть: (что делало?) не было; не было (чего?) тротуаров;
2-я часть: (что?) кучи снега; кучи снега (что делали?) лежали; лежали (где?) у забора; кучи (какие?) тяжёлые; снега (какого?) осевшего;
3-я часть: (что делало?) приходилось идти; приходилось идти (где?) посередине улицы).
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 3 частей
4) с разными видами связи: 1 и 2 предложения связаны бессоюзной связью, 2 и 3 - подчинительной
5) части 1 и 2 - главные, часть 3 - придаточное следствия.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Главная часть 1 и главная часть 2 разделяются запятой, так как они связаны бессоюзной связью. Главная часть 2 и придаточная часть 3 разделяются запятой перед союзом так что.
7) Часть 1: односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
8) Часть 2: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
9) Часть 3: односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное
[Мне казалось]1, (что городок совсем вымер)2.
(1-я часть: (что делало?) казалось; казалось (кому?) мне;
2-я часть: (что?) городок; городок (что сделал?) вымер; вымер (в какой степени?) совсем).
Предложение
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное из двух частей
4) с подчинительной связью, сложноподчинённое
5) СПП с придаточной изъяснительной частью: часть 1 - главная, часть 2 - придаточное изъяснительное
[... гл.]1, (что ...)2.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Запятая разделяет главную и придаточную части перед союзом что.
7) Часть 1 - односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
8) Часть 2 - двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[Это ощущение усиливалось оттого]1, (что во всех окнах уже были потушены огни)2.
(1-я часть: (что?) ощущение; ощущение (что делало?) усиливалось; ощущение (какое?) это; усиливалось (почему?) оттого;
2-я часть: (что?) огни; огни (что делали?) были потушены; были потушены (где?) в окнах; в окнах (каких?) всех; были потушены (когда?) уже).
Предложение
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное из двух частей
4) с подчинительной связью, сложноподчинённое
5) СПП с придаточной причины частью: часть 1 - главная, часть 2 - придаточная причины
[... оттого]1, (что ...)2.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Запятая разделяет главную и придаточную части перед второй частью подчинительного союза оттого что.
7) Часть 1 - двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
8) Часть 2 - двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[Только на колокольне единственной церкви чуть слышно позванивал колокол]1, (как будто кто-то игрался с верёвкой)2.
(1-я часть: (что?) колокол; колокол (что делал?) позванивал; позванивал (где?) на колокольне церкви; церкви (какой?) единственной; позванивал (как?) чуть слышно;
2-я часть: (кто?) кто-то; кто-то (что делал?) игрался; игрался (с чем?) с верёвкой).
Предложение
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное из двух частей
4) с подчинительной связью, сложноподчинённое
5) СПП с придаточной сравнительной частью: часть 1 - главная, часть 2 - придаточная сравнительная.
[]1, (как будто ...)2.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Запятая разделяет главную и придаточную части перед союзом как будто.
7) Часть 1 - двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
8) Часть 2 - двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[Глядя на этот городок, затерянный в снежной пустыне, я невольно подумал о той страшной борьбе за существование]1, (что заставила его первых обитателей бросить насиженные места и основать город в таких печальных болотистых местах)2.
(1-я часть: (кто?) я; я (что сделал?) подумал; подумал (что делая?) глядя на этот городок; городок (какой?) затерянный в снежной пустыне; подумал (как?) невольно; подумал (о чём?) о борьбе за существование; о борьбе (какой?) той страшной;
2-я часть: (что?) что; что (сделала?) заставила бросить и основать; заставила бросить (кого?) обитателей; обитателей (каких?) его первых; бросить (что?) места; места (какие?) насиженные; основать (что?) город; основать (где?) в болотистых местах; в местах (каких?) таких печальных).
Предложение
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное из двух частей
4) с подчинительной связью, сложноподчинённое
5) СПП с придаточной определительной частью: часть 1 - главная, часть 2 - придаточная определительная
[... сущ.]1, (что ...)2.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Запятая разделяет главную и придаточную части перед союзным словом что.
7) Часть 1 - двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным и причастным оборотами, полное.
8) Часть 2 - двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением