Упр.112 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 112. 1) Прочитайте предложения и назовите произведения А. С. Пушкина, из которых они взяты. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания, и объясните их выбор.1....
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 112. 1) Прочитайте предложения и назовите произведения А. С. Пушкина, из которых они взяты. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания, и объясните их выбор.1....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
112. 1) Прочитайте предложения и назовите произведения А. С. Пушкина, из которых они взяты. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания, и объясните их выбор.
1. Француз ей поклонился и сказал что надеется заслужить уважение даже если ему откажут в благосклонности2. 2. Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать и объявил что лошади присланные из Кистенёвки ожидали уже четвёртые сутки3. 3. Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком2 и подозрением. 4. А теперь так привыкла что и с места не тронусь как придут нам сказать что злодеи около крепости рыщут. 5. Хотя я не совсем был с ним согласен3 однако ж чувствовал что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы.
(А. Пушкин)
Ответ 1
Предложения 1 и 2 взяты из романа А. С. Пушкина «Дубровский», предложения 3, 4 и 5 – из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
1) Француз ей поклонился и сказал, что надеется заслужить уважение, даже если ему откажут в благосклонности2.
2) Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали уже четвёртые сутки3.
3) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком2 и подозрением.
4) А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут.
5) Хотя я не совсем был с ним согласен3, однако ж чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы.
(А. Пушкин)
Примечание: , – запятая между прост. предл. в составе сложного
, – запятая при обособленном определении
Предложения, в которых хотя бы одна из частей является односоставным предложением: 1–4.
Ответ 2
1. Француз ей поклонился и сказал, (запятая разделяет части сложного предложения) что надеется заслужить уважение, (запятая разделяет части сложного предложения) даже если ему откажут в благосклонности. (А.С. Пушкин. Дубровский)
2. Смотритель осведомился, (запятая разделяет части сложного предложения) куда надобно было ему ехать, (запятая разделяет части сложного предложения) и объявил, (запятая разделяет части сложного предложения) что лошади, (запятой выделяется причастный оборот) присланные из Кистенёвки, (запятой выделяется причастный оборот) ожидали уже четвёртые сутки. (А.С. Пушкин. Дубровский)
3. Очевидно было, (запятая разделяет части сложного предложения) что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)
4. А теперь так привыкла, (запятая разделяет части сложного предложения) что и с места не тронусь, (запятая разделяет части сложного предложения) как придут нам сказать, (запятая разделяет части сложного предложения) что злодеи около крепости рыщут. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)
5. Хоть я не совсем был с ним согласен, (запятая разделяет части сложного предложения) однако ж чувствовал, (запятая разделяет части сложного предложения) что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)
2) Подчеркните в предложениях грамматические основы. Укажите предложения, в которых хотя бы одна из частей является односоставным предложением.
Ответ 2
Подчеркнём грамматические основы:
1. Француз ей поклонился и сказал1), что надеется заслужить уважение2), даже если ему откажут в благосклонности3).
2. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать2), и объявил1), что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали уже четвёртые сутки3).
3. Очевидно было1), что Савельич передо мною был прав2) и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением3).
4. А теперь так привыкла1), что и с места не тронусь2), как придут нам сказать3), что злодеи около крепости рыщут4).
5. Хоть я не совсем был с ним согласен, однако ж чувствовал1), что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы2).
Укажем предложения, в которых хотя бы одна из частей является односоставным предложением:
1. Француз ей поклонился и сказал1), (двусоставное предложение) что надеется заслужить уважение2), (односоставное предложение) даже если ему откажут в благосклонности3). (односоставное предложение)
2. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать2), (односоставное предложение) и объявил1), (двусоставное предложение) что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали уже четвёртые сутки3). (двусоставное предложение)
3. Очевидно было1), (односоставное предложение) что Савельич передо мною был прав2) (двусоставное предложение) и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением3). (двусоставное предложение)
4. А теперь так привыкла1), (односоставное предложение) что и с места не тронусь2), (односоставное предложение) как придут нам сказать3), (односоставное предложение) что злодеи около крепости рыщут4). (двусоставное предложение)
5. Хоть я не совсем был с ним согласен, однако ж чувствовал1), (двусоставное предложение) что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы2). (двусоставное предложение)
Односоставные части есть в предложениях 1, 2, 3, 4.
3) Найдите в предложениях все глагольные формы и объясните орфограммы в их окончаниях и суффиксах.
Ответ 2
1. Француз ей поклонился (перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: поклониться) и сказал, (перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: сказать) что надеется (надеяться, 1 спряжение; француз (что делает?) надеется) заслужить (мягкий знак указывает на форму инфинитива) уважение, даже если ему откажут (отказать, 1 спряжение) в благосклонности.
2. Смотритель осведомился, (перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: осведомиться) куда надобно было ему ехать, (мягкий знак указывает на форму инфинитива) и объявил, (перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: объявить) что лошади, присланные (в суффиксах причастий пишется удвоенная нн) из Кистенёвки, ожидали (перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: ожидать) уже четвёртые сутки.
3. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил (перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: оскорбить) его упрёком и подозрением.
4. А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут (прийти, 1 спряжение) нам сказать, (мягкий знак указывает на форму инфинитива) что злодеи около крепости рыщут. (рыскать, 1 спряжение)
5. Хоть я не совсем был с ним согласен, однако ж чувствовал, (перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: чувствовать) что долг чести требовал (требую, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование -ова-/-ую; перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: требовать) моего присутствия в войске императрицы.
4) Оцените, насколько отсутствие знаков препинания мешает восприятию предложения. Сформулируйте вывод о роли знаков препинания в предложении, используя сложные предложения.
Ответ 1
Пунктуация помогает пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. Знаки препинания отмечают начало и конец предложения, а также место в предложении, где нужно сделать паузу. Если не использовать знаки препинания, то будет непонятно, где заканчивается одно предложение и начинается другое, где вопросительное предложение, а где восклицательное и т. д.
Ответ 2
Знаки препинания нужны для того, чтобы мы точно могли понять смысл предложения. То, что в устной речи возможно обозначить при помощи пауз в речи и мимики, на письме возможно только с помощью знаков препинания. Без знаков препинания нельзя понять смысл предложения, нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое, невозможно определить интонацию, с которой нужно читать то или иное предложение.
Ответ 1
1. Сутки3 – существительное.
2. Н. ф. – сутки.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое
4. Непостоянные признаки:
– только мн. ч.;
– в В. п.
5. Обстоятельство.
1. Согласен3 – прилагательное.
2. Н. ф. – согласный.
3. Постоянные признаки:
– качественное.
4. Непостоянные признаки:
– в краткой форме;
– в ед. ч.;
– в м. р.
5. Сказуемое.
Ответ 2
Морфемный разбор слова:
Благосклонности
1. Благосклонности (-ей, -ям) - имя существительное.
2. благосклонности > благо + склонность
3. благосклонности
Упрёком
1. Упрёком (-а, -у) - имя существительное.
2. упрёком > упрекнуть
3. упрёком
Морфологический разбор:
Сутки
1. Сутки - имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: сутки.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- 1 склонение
4. Непостоянные признаки:
- множественное число
- винительный падеж
5. В предложении является обстоятельством (ожидали (сколько?) сутки).
Согласен
1. Согласен - имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каков?).
2. Начальная форма: согласный.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- краткая форма
- единственное число
- мужской род
5. В предложении является частью составного именного сказуемого (я (что сделал?) был не совсем согласен).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением