Упр.104 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 104. 1) Дополните предложения подходящими придаточными частями с союзом чтобы из рамки. Запишите полученные СПП, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 104. 1) Дополните предложения подходящими придаточными частями с союзом чтобы из рамки. Запишите полученные СПП, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
104. 1) Дополните предложения подходящими придаточными частями с союзом чтобы из рамки. Запишите полученные СПП, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид придаточных.
а) чтобы найти и отметить на карте расположение (не)пр...ятельских сооружений; б) чтобы в случае над...бности его
б...тарея могла сразу, с первых же выстрелов, перейти на пор...жение, не тратя драгоце(н/нн)ого времени на повторную пристрелку; в) чтобы этой паузой не во...пользовались немцы;
г) чтобы Ваня не валял дурака и возвр...щался; д) чтобы иметь какой(нибудь) опр...делённый х...рактер; е) чтобы её легко можно было найти; ж) чтобы посылать мальчика в разве...ку
1. А задание это заключалось2 в том (...). 2. Не может быть (...).
3. Ему хотелось добиться2 (...). 4. Он разрешил оставить Ваню у разве...чиков, но он н...чего не говорил о том (...). 5. Тот мальчик был ещё слишком мал (...). 6. На всякий случай покричав во все стороны (...) ефрейтор Биденко пр...ступил к поискам по всем правилам вое(н/нн)ой науки. 7. Записка была свёрнута тр...угольником и положена в наружный карман г...мнастёрки с таким ра...чётом1 (...).
(По В. Катаеву)
2) Найдите СПП, в котором придаточная часть включает обособленные члены предложения, подчеркните в обеих частях все члены предложения.
3) Найдите в главных частях все деепричастия и причастия, обозначьте в них суффиксы.
Ответ 1
1) А задание это заключалось2 в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских (вражеских; словарное слово) сооружений (словарное слово). – придаточное изъяснительное
2) Не может быть, чтобы этой паузой не воспользовались с перед глухим п) немцы. – придаточное изъяснительное
3) Ему хотелось добиться2, чтобы в случае надобности (словарное слово) его батарея (словарное слово) могла сразу, с первых же выстрелов, перейти на поражение (словарное слово), не тратя драгоценного (нн на стыке корня и суффикса) времени на повторную пристрелку. – придаточное изъяснительное
4) Он разрешил оставить Ваню у разведчиков (разведать), но он ничего (отриц. мест., безударн. приставка) не говорил о том, чтобы посылать мальчика в разведку (разведать). – придаточное изъяснительное
5) Тот мальчик был ещё слишком мал, чтобы иметь какой-нибудь (определённый (словарное слово) характер (словарное слово). – придаточное изъяснительное
6) На всякий случай во все стороны, чтобы Ваня не валял дурака и возвращался (возврат), ефрейтор Биденко приступил (значение приставки – приближение) к поискам по всем правилам военной (нн на стыке корня и суффикса) науки. – придаточное изъяснительное
7) Записка была треугольником (сложное сущ. с соединит. гласной е) и в наружный карман гимнастёрки (словарное слово) с таким расчётом1 с перед глухим ч), чтобы её легко можно было найти. – придаточное определительное
(По В. Катаеву)
Расчётом1 [ращотам] 3 слога
р – [р] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, безударный
с – [щ’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный
ч – [–] – не образует звука в данном слове
ё – [о] – гласный, ударный
т – [т] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
о – [а] – гласный, безударный
м – [м] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
8 б., 7 зв.
Ответ 2
1)
Запишем полученные СПП, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:
1. А задание это заключалось в том, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы найти и отметить на карте расположение (чередование –лож-/-лаг-, перед согласным ж пишется гласная о) неприятельских (можно заменить синонимом: враждебных) сооружений. (словарное слово)
2. Не может быть, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы этой паузой не воспользовались (приставка перед основой на глухой согласный) немцы.
3. Ему хотелось добиться, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы в случае надобности (словарное слово) его батарея (словарное слово) могла сразу, с первых же выстрелов, перейти на поражение, (словарное слово) не тратя драгоценного (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) времени на повторную пристрелку.
4. Он разрешил оставить Ваню у разведчиков, (проверочное слово: разведывать) но он ничего (приставка ни является безударной: ничего) не говорил о том, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы посылать мальчика в разведку. (проверочное слово: разведывать)
5. Тот мальчик был ещё слишком мал, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы иметь какой-нибудь (суффикс –нибудь с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) определённый (словарное слово) характер. (словарное слово)
6. На всякий случай покричав во все стороны, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы Ваня не валял дурака и возвращался, (проверочное слово: возврат) (запятая разделяет части сложного предложения) ефрейтор Биденко приступил (приствака при- имеет значение «приближение») к поискам по всем правилам военной (образовано от слова с основой на согласный н с помощью. суффикса -н-: войн-а + -н-) науки.
7. Записка была свёрнута треугольником (соединительная гласная е после мягкого согласного) и положена в наружный карман гимнастёрки (словарное слово) с таким расчётом, (приставка перед основой на глухой согласный) (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы её легко можно было найти.
Определим вид придаточных:
1. [А задание это заключалось в том], (заключалось (в чём?) (чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений). (придаточное изъяснительное)
2. [Не может быть], (не может быть (чего?)) (чтобы этой паузой не воспользовались немцы). (придаточное изъяснительное)
3. [Ему хотелось добиться], (хотелось добиться (чего?)) (чтобы в случае надобности его батарея могла сразу, с первых же выстрелов, перейти на поражение, не тратя драгоценного времени на повторную пристрелку). (придаточное изъяснительное)
4. [Он разрешил оставить Ваню у разведчиков], но [он ничего не говорил о том], (не говорил (о чём?)) (чтобы посылать мальчика в разведку). (придаточное изъяснительное)
5. [Тот мальчик был ещё слишком мал], (для какой цели?) (чтобы иметь какой-нибудь определённый характер). (придаточное цели)
6. [На всякий случай покричав во все стороны, (покричав (что?) (чтобы Ваня не валял дурака и возвращался), ефрейтор Биденко приступил к поискам по всем правилам военной науки]. (придаточное изъяснительное)
7. [Записка была свёрнута треугольником и положена в наружный карман гимнастёрки с таким расчётом], (зачем?) (чтобы её легко можно было найти). (придаточное цели)
2)
Найдём СПП, в котором придаточная часть включает обособленные члены предложения:
1. А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений. (в предложении нет обособленных членов)
2. Не может быть, чтобы этой паузой не воспользовались немцы. (в предложении нет обособленных членов)
3. Ему хотелось добиться, чтобы в случае надобности его батарея могла сразу, с первых же выстрелов, перейти на поражение, не тратя драгоценного времени на повторную пристрелку. (в предложении есть обособленное обстоятельство и деепричастный оборот)
4. Он разрешил оставить Ваню у разведчиков, но он ничего не говорил о том, чтобы посылать мальчика в разведку. (в предложении нет обособленных членов)
5. Тот мальчик был ещё слишком мал, чтобы иметь какой-нибудь определённый характер. (в предложении нет обособленных членов)
6. На всякий случай покричав во все стороны, чтобы Ваня не валял дурака и возвращался, ефрейтор Биденко приступил к поискам по всем правилам военной науки. (в предложении нет обособленных членов)
7. Записка была свёрнута треугольником и положена в наружный карман гимнастёрки с таким расчётом, чтобы её легко можно было найти. (в предложении нет обособленных членов)
Подчеркнём в этом предложении все члены предложения:
[Ему хотелось добиться]1, (чтобы в случае надобности его батарея могла сразу, с первых же выстрелов, перейти на поражение, не тратя драгоценного времени на повторную пристрелку)2.
(1-я часть: (что делало?) хотелось добиться; хотелось добиться (кому?) ему;
2-я часть: (что?) батарея; батарея (что делала?) могла перейти; могла перейти (при каком условии?) в случае надобности; батарея (чья?) его; могла перейти (когда?) сразу, с первых же выстрелов; могла перейти (на что?) на поражение; могла перейти (что делая?) не тратя драгоценного времени на повторную пристрелку).
3)
1. А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений.
2. Не может быть, чтобы этой паузой не воспользовались немцы.
3. Ему хотелось добиться, чтобы в случае надобности его батарея могла сразу, с первых же выстрелов, перейти на поражение, не тратя драгоценного времени на повторную пристрелку.
4. Он разрешил оставить Ваню у разведчиков, но он ничего не говорил о том, чтобы посылать мальчика в разведку.
5. Тот мальчик был ещё слишком мал, чтобы иметь какой-нибудь определённый характер.
6. На всякий случай покричав во все стороны, чтобы Ваня не валял дурака и возвращался, ефрейтор Биденко приступил к поискам по всем правилам военной науки.
7. Записка была свёрнута треугольником и положена в наружный карман гимнастёрки с таким расчётом, чтобы её легко можно было найти.
Морфемный разбор слова:
Заключалось
1. Заключалось (-а, -ешь) - глагол.
2. заключалось > заключать
3. заключать > заключить
4. заключалось
Добиться
1. Добиться (-ёшь, -ём) - глагол.
2. добиться > добить
3. добить > бить
4. добиться
Фонетический разбор слова:
Расчётом
1. Расчётом - ра-счё-том (3 слога; 2-й слог ударный).
2. Расчётом - [ращ’отам]
3. В слове 8 букв: 3 гласных и 5 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
р - [р]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
а - [а]: гласный, безударный
с - [щ’]: согласный, глухой непарный, мягкий непарный, шипящий
ч - не образует звука
ё - [о]: гласный, ударный
т - [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
о - [а]: гласный, безударный
м - [м]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
5. В слове 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.
Согласная буква ч не образует звука.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением