Параграф 4 ГДЗ Мединский Торкунов 11 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 11 класс, Просвещение:
§ 4. Место и роль СССР в послевоенном мире. Внешняя политика СССР в 1945 — 1953 гг.
Была ли холодная война неизбежна?
1) США вышли из войны значительно усилившимися экономически. Обладая ядерной бомбой, они стремились навязать свою волю понёсшему огромные потери СССР. Ядерный шантаж неизбежно вёл к конфликту;
2) СССР поддерживал национально-освободительные движения народов Азии и Африки, тогда как США и их союзники желали в той или иной форме сохранить мировую колониальную систему;
3) СССР заботился о создании к западу от своих границ пояса дружественных государств. США, напротив, желали держать Европу под своим полным экономическим и политическим контролем;
4) в США уже в конце 1945 г. стали разрабатываться планы нанесения по СССР ядерных ударов — вначале 20 атомными бомбами, затем 50, 100 и т. д. Огромные ресурсы были брошены США на совершенствование ядерного оружия и создание сверхдальней авиации.
Прокомментируйте результаты опросов. Чем вы можете объяснить их изменения?
По результатам опроса, с годами все больше респондентов отмечают, что больший вклад в разгром Германии в 1945 году внесли США, а не СССР. Я думаю, так происходит из-за того, что некоторые страны проводят специальную политику.
Выясните, решения каких из органов, представленных на схеме, носят обязательный характер для всех стран — членов ООН.
- Генеральная Ассамблея ООН
- Международный суд
- Совет Безопасности
1. Используя карту на с. 42, определите, какое стратегическое значение имеют острова Курильской гряды для нашей страны.
Курильские острова имеют важное стратегическое значение для России, поскольку они обеспечивают выход в Тихий океан, контролируют подходы к Охотскому морю и защищают дальне-восточные рубежи страны. Курильская гряда помогает России контролировать морские пути, в том числе пути между Северной Америкой и Восточной Азией.
2. Какие территории вошли в состав СССР по итогам Потсдамской конференции? В состав какой союзной республики они были включены? Как вы думаете, почему?
По итогам Потсдамской конференции в 1945 году в состав СССР вошли южный Сахалин и Курильские острова. Эти территории были включены в состав РСФСР. Вероятно, это решение связано с тем, что РСФСР как крупнейшая республика Советского Союза обладала основными ресурсами и инфраструктурой для защиты и управления дальневосточными территориями, а также с исторической принадлежностью южного Сахалина России до русско-японской войны 1904–1905 годов.
1. Охарактеризуйте роль СССР в Организации Объединённых Наций.
СССР стал постоянным членом Совета Безопасности (СБ) этой организации, наряду с США, Великобританией, Китаем и Францией. Его решения принимались лишь при условии единогласия всех постоянных членов. Каждый член СБ до настоящего времени, в том числе Российская Федерация как правопреемница СССР, обладает правом вето.
2. Какие территории вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны? Какие из них входили в состав нашей страны ранее? При каких обстоятельствах были потеряны?
В 1946 г. согласно принятым ранее решениям в состав СССР вошла северная часть Восточной Пруссии с г. Кёнигсбергом (ныне Калининградская область). От Финляндии в пользу Советского Союза отошёл район г. Петсамо (Печенга). По договору с Чехословакией в июне 1945 г. в состав СССР включалась территория Закарпатья (Подкарпатской Руси). Была восстановлена довоенная советско-румынская граница. После победоносного окончания войны с Японией наша страна возвратила потерянную в 1905 г. южную часть Сахалина и Курильские острова. Границы Советского государства были теперь хорошо защищены, проходили либо по естественным природным рубежам (моря, реки, горы), либо прикрыты поясом дружественных государств, включая государства Восточной Европы.
1. Что объединяло союзников по антигитлеровской коалиции даже после окончания Второй мировой войны?
С сентября 1945 г. проходили заседания Совета министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Китая и Франции. На них решались вопросы подготовки договоров с государствами фашистского блока, их границах, репарациях, судоходстве по Дунаю и др.
2. Почему СССР не подписал Сан-Францисский договор?
В составленном под диктовку американцев тексте договора отказ Японии от Курильских островов не сопровождался указанием на то, в пользу какой страны они передаются. Таким образом, создавалась юридическая «зацепка» для выдвижения в будущем территориальных претензий к Советскому Союзу. Кроме того, на конференцию не была приглашена делегация созданной в 1949 г. Китайской Народной Республики, поскольку США и страны Запада признавали законным правительство Гоминьдана, окопавшееся на острове Тайвань.
Кого автор плаката считает провокаторами новой войны?
Автор карикатуры Борис Ефимов считает провокаторами новой войны англо-американских политиков. Карикатура отражает точку зрения, что США и Великобритания ведут агрессивную политику и разжигают напряжённость в международных отношениях, угрожая миру после окончания Второй мировой войны.
Был ли СССР заинтересован в гонке вооружений и новой войне?
Символом начала холодной войны стало выступление У. Черчилля в присутствии президента США Г. Трумэна в Фултоне (США) в 1946 г. В нём он заявил о «железном занавесе», опустившемся над Европой.
СССР заботился о создании к западу от своих границ пояса дружественных государств. США, напротив, желали держать Европу под своим полным экономическим и политическим контролем
В США уже в конце 1945 г. стали разрабатываться планы нанесения по СССР ядерных ударов — вначале 20 атомными бомбами, затем 50, 100 и т. д. Огромные ресурсы были брошены США на совершенствование ядерного оружия и создание сверхдальней авиации.
Таким образом, можно сказать, что СССР не был заинтересован в гонке вооружений и новой войне.
Что, по мнению авторов плаката, план Маршалла нёс европейским странам?
По мнению авторов карикатуры Кукрыниксов, план Маршалла нёс европейским странам не только экономическую помощь, но и политическую зависимость от США. Карикатура подчёркивает, что под предлогом восстановления экономики США стремились установить контроль над внутренней политикой и экономикой европейских стран, продвигая в правительство проамериканских политиков.
На каких условиях оказывалась помощь в соответствии с планом Маршалла?
Американские представители контролировали использование предоставленных средств, что обеспечивало экономические и политические интересы США в Европе.
Проанализировав фотографию, перечислите государства, входившие в СЭВ.
В СЭВ вошли: СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия. В последующие годы к организации присоединились: Албания (вышла в 1961 г.), ГДР, Куба, Монголия, Вьетнам.
Узнайте, что такое движение неприсоединения.
Движение неприсоединения — это международное объединение, созданное в 1961 году с целью обеспечения политической независимости стран, не участвующих в военных блоках и не присоединившихся к сферам влияния великих держав, прежде всего США и СССР, в период Холодной войны. Идея движения зародилась у лидеров стран, которые стремились к нейтралитету и к избеганию военных союзов, что позволяло сохранять политическую независимость и развивать экономическое сотрудничество без вмешательства супердержав.
Почему страны Запада стремились сохранить Западный Берлин как зону своего влияния?
Западный Берлин был удобной площадкой для военной разведки и шпионажа, так как находился в самом центре территории советского влияния. Западные страны использовали его для наблюдения за деятельностью СССР и его союзников.
Западный Берлин являлся центром западной пропаганды, где распространялись демократические идеи, что вызывало волнение среди жителей Восточной Германии.
В каком году была выпущена данная марка?
23 мая 1949 г. был провозглашён раскол Германии — создание западногерманского государства, получившего название Федеративная Республика Германии (ФРГ). Спустя несколько месяцев, 7 октября 1949 г., в восточной части страны образовалась Германская Демократическая Республика (ГДР).
Марка была выпущена к 30-летию данного события, а значит марка была выпущена в 1949 + 30 = 1979 году.
1. Что стало причиной разногласий союзников по анти-гитлеровской коалиции после окончания Второй мировой войны?
После войны коммунисты, игравшие ведущую роль в движении Сопротивления, занимали видные посты в правительствах не только восточноевропейских государств, но также во Франции, Италии и других западных странах. Однако перспектива укрепления левых сил в Западной Европе была неприемлема для США.
2. Как советское руководство отнеслось к плану Маршалла? Какую альтернативу предложил Советский Союз?
После внимательного изучения условий СССР и другие восточноевропейские страны отказались от плана Маршалла.
Оформление экономических основ социалистического блока произошло в 1949 г. с образованием на совещании в Москве Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
3. Дайте определение понятия «страны „народной демократии“».
Европейские государства, выбравшие социалистический путь развития, стали называть странами «народной демократии». В некоторых из них по-прежнему действовали разные партии, но всё большее влияние приобретали коммунисты. Происходила национализация собственности бывших крупных владельцев, прежде всего тех, кто ранее поддерживал фашистский режим.
Почему провозглашение КНР укрепило мировое коммунистическое движение и международный авторитет СССР?
Присоединение к соцлагерю огромной по численности страны укрепило как коммунистическое движение, так и авторитет СССР во всём мире.
Продолжателем чьих идей, по мнению автора плаката, являлся Мао Цзэдун?
- И. В. Сталина
- В. И. Ленина
- К. Маркса
- Ф. Энгельса
Какие методы использовали страны Запада в войне против КНДР?
- военные действия
- бомбардировки
- морская блокада
- пропаганда
- экономическое давление
Подумайте, какой из сторон — северокорейской или южнокорейской — симпатизирует автор плаката.
Автор плаката явно симпатизирует **северокорейской стороне**. Об этом свидетельствует текст, подчеркивающий стойкость корейского народа и его несгибаемость, а также изображение жестокого обращения южнокорейских военных с пленными, что служит для создания негативного образа Южной Кореи.
Какова была роль СССР в Корейской войне?
СССР организовал широкую поддержку северокорейской армии техникой и вооружением.
СССР обязался прикрывать своими истребителями северокорейские части и важнейшие экономические районы КНДР и Маньчжурии. Советским лётчикам в целях секретности запрещалось перелетать 38 ю параллель.
1. Приведите не менее двух доказательств укрепления геополитических позиций СССР после окончания Второй мировой войны.
СССР установил контроль над Восточной Европой, образовав социалистический блок из стран, где власть была подконтрольна советскому правительству (например, Польша, Чехословакия, Венгрия).
СССР получил новые территории: Курильские острова, Южный Сахалин, Прибалтику и западные районы Украины и Белоруссии, что усилило его границы и стратегическое влияние.
2. На карте покажите территории, вошедшие в состав СССР по итогам Второй мировой войны. Сделайте вывод об их стратегическом значении для Советского Союза.
В состав СССР вошли, например, Курильские острова и Южный Сахалин, которые обеспечивали контроль над северной частью Тихого океана и устанавливали влияние на Японию.
Западные территории (Западная Украина, Белоруссия, Прибалтика) позволяли СССР защитить свои западные границы и создать буферную зону от стран Запада.
3. Почему после окончания Второй мировой войны СССР не удалось получить военно-морские базы в районе Черноморских проливов? Кто против этого выступил? Предположите почему. При ответе воспользуйтесь картой.
Против расширения присутствия СССР в Черноморских проливах выступили США и Великобритания, так как контроль СССР над этим районом усилил бы его влияние в Средиземноморье и угрожал стратегическим интересам западных держав.
4. С какой страной, бывшей союзницей нацистской Германии, СССР так и не подписал мирный договор по окончании Второй мировой войны? Почему? Выясните, был ли подписан мирный договор между СССР и этой страной позднее.
СССР не подписал мирный договор с Японией из-за споров о принадлежности Курильских островов. Мирный договор так и не был подписан, но в 1956 году был заключён советско-японский совместный мирный декларативный акт, восстанавливающий дипломатические отношения.
5. Сформулируйте основные противоречия, возникшие между СССР и странами Запада после окончания Второй мировой войны. Свой ответ запишите в тетради в виде тезисов.
- Идеологическое противостояние: социалистическая система СССР против капитализма на Западе
- Разделение Германии: СССР и западные страны не могли договориться о будущем Германии, что привело к её разделению
- Создание противостоящих военных блоков — НАТО и ОВД
6. Каковы были последствия создания военно-политических блоков НАТО и ОВД? Стало ли это фактором стабильности в мире или, наоборот, — повышало опасность новой войны? Свой ответ аргументируйте.
Основным последствием создания военно-политических блоков является нарастание противостояния между ними, начало “холодной войны” и гонки вооружений.
Какое название в исторической литературе получило разделение мира на блоки?
Разделение мира на блоки получило название “холодная война”.
7. Охарактеризуйте роль СЭВ в послевоенном восстановлении экономики и хозяйства стран Центральной и Восточной Европы.
СЭВ способствовал восстановлению и развитию экономик социалистических стран, координировал помощь между странами Центральной и Восточной Европы, помогал выравнивать экономические уровни и интегрировать экономики.
8. Рассмотрите карту. Ответьте на вопросы и выполните задание.
Какие военно-политические союзы обозначены на карте?
- НАТО
- ОВД
Какой из этих военно-политических союзов возник раньше?
НАТО возникло раньше, в 1949 году, а ОВД — в 1955 году.
Какие государства входили в этот союз на момент образования? Какие присоединились к 1955 г.?
В НАТО первоначально входили США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Португалия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, и позже присоединились Турция, Греция и Германия.
9*. Существует следующая точка зрения: «После окончания Второй мировой войны у СССР и стран Запада не осталось общих интересов». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Подтверждение:
- Началась идеологическая борьба — капитализм против социализма
- США и СССР начали поддерживать противоположные стороны в конфликтах (например, Корейская война
Опровержение:
- Оставалась необходимость поддержания международной безопасности, предотвращения ядерной войны
- Экономическая кооперация всё ещё была выгодной для восстановления Европы
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной после-довательности.
1) образование ОВД — 1955 г
2) речь У. Черчилля в Фултоне — 1946 г
3) создание НАТО — 1949 г
4) завершение Корейской войны — 1953 г
5) согласование Устава ООН — 1945 г
Ответ: 5, 2, 3, 4, 1
1. Раскройте смысл понятия «гонка вооружений».
Гонка вооружений — это процесс наращивания и совершенствования вооружённых сил и военных технологий государствами, особенно в условиях международной напряжён-ности или противостояния.
2. Расшифруйте следующие аббревиатуры и дайте им определения: ООН, НАТО, СЭВ, ОВД.
ООН (Организация Объединённых Наций) — международная организация, созданная в 1945 году для поддержания мира, обеспечения международной безопасности, защиты прав человека и содействия социально-экономическому развитию стран.
НАТО (Организация Североатлантического договора) — военно-политический союз, созданный в 1949 году для коллективной обороны. В состав входят США, Канада и европейские государства, объединённые против возможных угроз, особенно со стороны СССР и его союзников.
СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) — экономическая организация стран социалистического лагеря, основанная в 1949 го-ду для координации экономической политики и интеграции хозяйств социалистических стран.
ОВД (Организация Варшавского договора) — военно-политический союз стран социалистического лагеря, созданный в 1955 году как противовес НАТО. Включал СССР и его союзников в Восточной Европе.
3. Дайте определение понятия «сверхдержава».
Сверхдержава — государство с чрезвычайной экономической, военной, политической и культурной мощью, влияющее на мировую политику и имеющее возможность глобального контроля и сдерживания.
Докажите, что после окончания Второй мировой войны только два государства — СССР и США — имели статус мировых сверхдержав (приведите не менее двух доказательств для каждой из стран).
США:
- Имели крупнейшую экономику мира, которая позволяла поддерживать военные и политические позиции глобально
- Обладали ядерным оружием и мощными вооружёнными силами, размещёнными по всему миру, что обеспечивало защиту и влияние на союзников
СССР:
- Имел крупнейшую армию в Европе, значительные запасы вооружения и ядерный арсенал, что обеспечивало безопасность и сдерживание в противостоянии с США
- Контролировал и оказывал влияние на ряд социалистических стран в Восточной Европе и Азии, что усиливало его международное положение и стратегическое влияние.
Прочитайте отрывок из стенограммы разговора И. Сталина во время его встречи с премьером Госсовета КНР (1952). Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Назовите хронологические рамки события, о котором говорится в документе.
В данном отрывке идёт речь о Корейской войне, которая длилась с 1950 по 1953 год.
2. Какую сторону в этом событии предлагает поддержать автор?
Автор предлагает поддержать Северную Корею. Сталин указывает на необходимость помощи и поддержки корейцам в войне.
3. В чём автор видит главную силу США?
Автор видит главную силу США в их материальных ресурсах и товарах, таких как атомная бомба, чулки, сигареты и другие товары, которые символизируют американскую торговую и экономическую мощь.
4. Какой главный вывод делает автор документа? По вашему мнению, он обоснован?
Автор делает вывод, что США, несмотря на свои экономические и военные ресурсы, не способны эффективно вести войну и добиваться победы в длительном вооружённом конфликте, поскольку, по его мнению, американцы больше ориентированы на материальные ценности и торговлю, чем на войну.
Такой вывод можно рассматривать как субъективный и несколько упрощённый. США действительно столкнулись с трудностями в Корее, но их военная сила и стратегия сильно изменились после войны. В то время Сталин видел в этом слабость, но Корейская война показала больше нюансов, таких как технологическое и экономическое превосходство США, которые продолжали укреплять их позиции на международной арене.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами.
1) США вышли из войны значительно усилившимися экономически. Обладая ядерной бомбой, они стремились навязать свою волю понёсшему огромные потери СССР. Ядерный шантаж неизбежно вёл к конфликту;
2) СССР поддерживал национально-освободительные движения народов Азии и Африки, тогда как США и их союзники желали в той или иной форме сохранить мировую колониальную систему;
3) СССР заботился о создании к западу от своих границ пояса дружественных государств. США, напротив, желали держать Европу под своим полным экономическим и политическим контролем;
4) в США уже в конце 1945 г. стали разрабатываться планы нанесения по СССР ядерных ударов — вначале 20 атомными бомбами, затем 50, 100 и т. д. Огромные ресурсы были брошены США на совершенствование ядерного оружия и создание сверхдальней авиации.
Похожие решебники
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением