Параграф 8 ГДЗ Андреев Ляшенко 8 класс (История)

Изображение §8. Преображенная РоссияМожно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?Реформы в области культуры и быта касались только высших слоёв общества....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Ляшенко, Артасов 8 класс, Дрофа:
§8. Преображенная Россия
Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?
Реформы в области культуры и быта касались только высших слоёв общества. Крестьянский быт и культура не изменились. Строительство городов и появление нового стиля в архитектуре были только реформированием, но не коренным изменением, т. е. революцией не являлись.
Какие детали картины свидетельствуют о начале нового этапа в развитии России? Что символизирует несгибаемая и величественная фигура царя Петра?
О начале нового этапа в развитии России свидетельствуют корабли, сам решительный Петр в европейском наряде. Несгибаемая и величественная фигура царя Петра символизирует его силу духа и воли, готовность к переменам.
1. Какие черты характера и поступки Петра I изменили привычные представления о монархе?
Душой реформ был Пётр I. Необыкновенная личность, он сломал привычные представления о монархе. Даже внешний вид его говорил о незаурядности. Высокий, узкоплечий, он на голову возвышался над окружающими. Необычайно сильный: когда Пётр дружески похлопывал кого-то по плечу, то «обласканный» подданный обыкновенно морщился от боли. Порывистый, вечно спешащий (чуть ли не полжизни проведено было в дороге), Пётр не мог и часа оставаться без дела.
2. Какие личные качества Петра I свидетельствовали о том, что он оставался «человеком своей эпохи»?
Он мало считался с интересами личности, был жесток и деспотичен. Стране пришлось дорого заплатить за реформы. Эта плата — не только огромные материальные затраты и колоссальный труд, но и море народных слёз и страданий, тысячи преждевременно угасших жизней.
3. Что оказало особое влияние на формирование Петра I как реформатора?
Пережитые в детстве потрясения: страх матери за жизнь сына, кровавое неистовство стрельцов, убивающих на глазах царевича его сторонников, лицемерие сестры-регентши Софьи и косность бояр — всё это толкало его на полный разрыв с прошлым, которое даже не отторгалось — безжалостно уничтожалось. Такая модель петровских преобразований сильно отличалась от того, что было предложено, но до конца не осуществлено его старшим братом Фёдором Алексеевичем.
Тяга Софьи и боярина В. В. Голицына к западноевропейской культуре, преимущественно в её польском варианте, побудила Петра I обратить внимание на культуру протестантских стран.
Используя схему, расскажите, что было предпринято Петром I для развития образования в России.
Для развития образования Петр открыл различные отраслевые училища, посвященные военному делу. Также при нем была основана Академия наук. Также при нем были открыты школы для начального и среднего образования: цифирные. А также открыта Кунсткамера, которая является музеем.
1. Почему в то время преобладало стремление к развитию не теоретических, а практических знаний?
Религиозное мировоззрение утратило своё господствующее положение, уступив место светскому началу. Просвещение и культура обрели преимущественно светский характер. Образцом для подражания стало не древнее благочестие, а культурный уклад стран Западной Европы с преобладанием рационализма и практицизма.
2. Какие изменения произошли в сфере художественной культуры?
В правление Петра I изменилась роль художественной культуры в духовной жизни общества. Церковное искусство «потеснилось», дав место искусству светскому. В изобразительном искусстве на первый план вышла портретная и батальная живопись. Отечественные мастера быстро осваивали европейскую живописную технику. Претерпел изменения и язык архитектуры. Возводились общественные здания, дворцы.
Культура петровского времени во многом оставалась переходной. С обретением светского характера русская культура стала ближе к европейской, не утратив, однако, своей самобытности.
1. Какие слои населения страны затронула европеизация быта?
Европеизация быта, придание ему светского характера затронули лишь незначительную часть общества. Лишь дворян.
2. Какие изменения произошли в быте дворян? Что такое ассамблеи?
Устанавливались новые формы общения. В обычай входило устройство праздников с иллюминацией, карнавалов, торжественных шествий, фейерверков. Новшеством в русской жизни стали ассамблеи. На них было запрещено вести деловые разговоры: там веселились, беседовали, пировали и танцевали. При этом среди приглашённых были не только дворяне, но и богатые купцы, представители духовенства, даже мастеровые и моряки. Важно, что на ассамблеи допускались и женщины-дворянки; их затворничество в теремах ушло в прошлое.
3. Какую опасность таили в себе изменения в быте, произошедшие в эпоху Петра I?
Постепенно в сознании дворянства упрочились представления о личной чести, о достойном, благородном поведении. Но в обществе наметился культурный раскол. Так социальное размежевание дополнялось культурно-бытовым.
1. Чем застройка Санкт-Петербурга отличалась от застройки других городов России? Как преодолевались трудности строительства города?
В своих письмах Пётр I называл Санкт-Петербург «парадизом» — райским местом, раем. Начали с возведения Петропавловской крепости, вокруг которой должен был вырасти «город святого Петра» — Санкт-Петербург. Петербург должен был «заменить» деревянную Москву и стать символом новой, преображённой России. Строительство велось не хаотично, а по плану, начертанному французским архитектором Ж.-Б. Леблоном: прямые улицы и проспекты, мощёные тротуары, величественные здания и даже фонари. Архитектор Доменико Трезини разработал типовые проекты домов для «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. Каналы разрезали город на множество рукотворных островов: по замыслу Петра I, на Балтике вырастал новый Амстердам, по которому передвигались не только в каретах и пешком, но и на лодках.
Строительство города со временем стало повинностью чуть ли не для всех подданных государства. Спешно осушали болота, забивали сваи под фундаменты домов, возводили насыпи и рыли каналы.
2. Почему Санкт-Петербург превратился в центр политической и экономической жизни страны?
После победы под Полтавой, когда в войне со Швецией наметился решительный перелом, Пётр обязал придворных строить в Санкт-Петербурге для себя дворцы и переезжать из Москвы. Царь не скупился на льготы и низкие пошлины. И хотя жизнь в Петербурге была дорогой и трудной, город быстро превращался в центр политической и экономической жизни страны. С 1712 г. он официально стал именоваться «царствующим градом», т. е. столицей.
1. Какие характерные черты допетровской эпохи не только сохранились, но и получили развитие при Петре I? Как это сказывалось на глубине преобразований?
Европеизируя страну, царь не затрагивал крепостничество и самодержавие. Напротив, перемены производились на их основе. Общество, даже в лице его элиты, было лишено гражданских прав, а достоинство человека при всех (по сравнению со Средневековьем) переменах определялось сословной принадлежностью и чином. Глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками.
2. В чём состоит противоречивость результатов Петровских реформ?
Величие страны соседствовало с бесправием, а под общественным благом подразумевалось не благо подданных, человека, а благо государства.
3. В чём проявилась ограниченность Петровских реформ?
Глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками.
1. Прочитайте эпиграф к параграфу. О каких достижениях Петровской эпохи говорит историк? Согласны ли вы с его мнением? Как вы думаете, почему именно эти преобразования Н. М. Карамзин считает основными? Какие ещё цели мог преследовать Пётр I при реформировании государства?
Историк говорит о таких достижениях Петровской эпохи, как победа над врагами, выход в Балтику, строительство флота, мануфактур, открытие академий и училищ, улучшение состояния торговли, увеличение авторитета России на международной арене. Я согласна с мнением автора. Я думаю, именно эти преобразования Карамзин считает основными, потому что они были наиболее яркими и значимыми. Именно эти преобразования изменили Россию. При реформировании Петр также мог хотеть сделать Россию частью европейской культуры, увеличить объемы экономики, построить новые города.
2. Согласны ли вы с мнением, что в результате реформ Петра I Россия стала страной европейской культуры? Аргументируйте свой ответ.
Я не согласна с данным мнением. Лишь дворянство в той или иной степени приобщилось к европейской культуре. Другие слои населения все также были приверженцами традиционной культуры и не принимали европейские новшества.
3. Почему столица государства была перенесена в новый город Санкт-Петербург? Какие преимущества по сравнению с Москвой имела новая столица?
Столица была перенесена в Санкт-Петербург, потому что этот город имел более выгодное географическое положение, был основан самим Петром. Там также находился флот.
4. Объясните, каким образом реформы в области культуры были связаны с другими реформами Петра l.
Реформы в области культуры были связаны с военными реформами. Для грамотной подготовки солдат нужны были воинские училища, которые были созданы Петром в ходе реформ в сфере культуры.
5. Что означает фраза «Пётр модернизировал страну»?
Эта фраза означает, что Петр провел реформы, направленные на развитие торговли и промышленности, открытие и разработку новых районов промышленности, увеличение количества мануфактур.
6. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, составьте исторический портрет Петра I.
7. Используя интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Образ Петра в русской культуре».
(Презентация внизу страницы)
8. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) учреждение Академии наук; 2) перенос столицы в Санкт-Петербург; 3) смерть Петра l; 4) открытие Навигацкой школы; 5) основание Славяно-греко-латинской академии.
1687 г – 5
1689 г – 4
1712 г – 2
1724 г – 3
1725 г - 1
Как автор текста оценивает личность Петра I и его заслуги перед народом?
Автор положительно оценивает личность Петра. Он считает, что Петр научил русских людей новому, пригласил обучать специалистов, а не взял просто готовых знающих.
Сравните высказывания историков о деятельности Петра I. С чьим мнением вы согласны? Аргументируйте свой ответ.
Первый автор позитивно оценивает Петра, а второй – негативно, второй считает, что Петр слишком сильно обратился на запад. Я согласна с первым автором. Несмотря на ориентацию на запад, Петр смог сделать положительные изменения для жителей России.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?
A. Реформы в области культуры и быта касались только высших слоёв общества. Крестьянский быт и культура не изменились. Строительство городов и появление нового стиля в архитектуре были только реформированием, но не коренным изменением, т. е. революцией не являлись.
Б. Преобразования в области культуры и быта, хотя и затрагивали в основном высшие слои общества, носили радикальный характер и вели к общей европеизации культуры. Даже низшие слои общества были вовлечены в процесс усиления светскости культуры. Можно утверждать,
что реформы носили революционный характер.
B. Нельзя однозначно признать реформы революционными. С одной стороны, они были радикальными и новаторскими, но с другой – носили ограниченный характер.
Ответ: А. Европеизация быта, придание ему светского характера затронули лишь незначительную часть общества. Основная часть населения продолжала жить, как и прежде, руководствуясь традиционными представлениями. Даже дворяне ещё долго «донашивали» русскую одежду, причудливо совмещая «старое» с «новым».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением