Параграф 8 ГДЗ Андреев Ляшенко 8 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Ляшенко, Артасов 8 класс, Дрофа:
§8. Преображенная Россия
Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?
Реформы в области культуры и быта касались только высших слоёв общества. Крестьянский быт и культура не изменились. Строительство городов и появление нового стиля в архитектуре были только реформированием, но не коренным изменением, т. е. революцией не являлись.
Какие детали картины свидетельствуют о начале нового этапа в развитии России? Что символизирует несгибаемая и величественная фигура царя Петра?
О начале нового этапа в развитии России свидетельствуют корабли, сам решительный Петр в европейском наряде. Несгибаемая и величественная фигура царя Петра символизирует его силу духа и воли, готовность к переменам.
1. Какие черты характера и поступки Петра I изменили привычные представления о монархе?
Душой реформ был Пётр I. Необыкновенная личность, он сломал привычные представления о монархе. Даже внешний вид его говорил о незаурядности. Высокий, узкоплечий, он на голову возвышался над окружающими. Необычайно сильный: когда Пётр дружески похлопывал кого-то по плечу, то «обласканный» подданный обыкновенно морщился от боли. Порывистый, вечно спешащий (чуть ли не полжизни проведено было в дороге), Пётр не мог и часа оставаться без дела.
2. Какие личные качества Петра I свидетельствовали о том, что он оставался «человеком своей эпохи»?
Он мало считался с интересами личности, был жесток и деспотичен. Стране пришлось дорого заплатить за реформы. Эта плата — не только огромные материальные затраты и колоссальный труд, но и море народных слёз и страданий, тысячи преждевременно угасших жизней.
3. Что оказало особое влияние на формирование Петра I как реформатора?
Пережитые в детстве потрясения: страх матери за жизнь сына, кровавое неистовство стрельцов, убивающих на глазах царевича его сторонников, лицемерие сестры-регентши Софьи и косность бояр — всё это толкало его на полный разрыв с прошлым, которое даже не отторгалось — безжалостно уничтожалось. Такая модель петровских преобразований сильно отличалась от того, что было предложено, но до конца не осуществлено его старшим братом Фёдором Алексеевичем.
Тяга Софьи и боярина В. В. Голицына к западноевропейской культуре, преимущественно в её польском варианте, побудила Петра I обратить внимание на культуру протестантских стран.
Используя схему, расскажите, что было предпринято Петром I для развития образования в России.
Для развития образования Петр открыл различные отраслевые училища, посвященные военному делу. Также при нем была основана Академия наук. Также при нем были открыты школы для начального и среднего образования: цифирные. А также открыта Кунсткамера, которая является музеем.
1. Почему в то время преобладало стремление к развитию не теоретических, а практических знаний?
Религиозное мировоззрение утратило своё господствующее положение, уступив место светскому началу. Просвещение и культура обрели преимущественно светский характер. Образцом для подражания стало не древнее благочестие, а культурный уклад стран Западной Европы с преобладанием рационализма и практицизма.
2. Какие изменения произошли в сфере художественной культуры?
В правление Петра I изменилась роль художественной культуры в духовной жизни общества. Церковное искусство «потеснилось», дав место искусству светскому. В изобразительном искусстве на первый план вышла портретная и батальная живопись. Отечественные мастера быстро осваивали европейскую живописную технику. Претерпел изменения и язык архитектуры. Возводились общественные здания, дворцы.
Культура петровского времени во многом оставалась переходной. С обретением светского характера русская культура стала ближе к европейской, не утратив, однако, своей самобытности.
1. Какие слои населения страны затронула европеизация быта?
Европеизация быта, придание ему светского характера затронули лишь незначительную часть общества. Лишь дворян.
2. Какие изменения произошли в быте дворян? Что такое ассамблеи?
Устанавливались новые формы общения. В обычай входило устройство праздников с иллюминацией, карнавалов, торжественных шествий, фейерверков. Новшеством в русской жизни стали ассамблеи. На них было запрещено вести деловые разговоры: там веселились, беседовали, пировали и танцевали. При этом среди приглашённых были не только дворяне, но и богатые купцы, представители духовенства, даже мастеровые и моряки. Важно, что на ассамблеи допускались и женщины-дворянки; их затворничество в теремах ушло в прошлое.
3. Какую опасность таили в себе изменения в быте, произошедшие в эпоху Петра I?
Постепенно в сознании дворянства упрочились представления о личной чести, о достойном, благородном поведении. Но в обществе наметился культурный раскол. Так социальное размежевание дополнялось культурно-бытовым.
1. Чем застройка Санкт-Петербурга отличалась от застройки других городов России? Как преодолевались трудности строительства города?
В своих письмах Пётр I называл Санкт-Петербург «парадизом» — райским местом, раем. Начали с возведения Петропавловской крепости, вокруг которой должен был вырасти «город святого Петра» — Санкт-Петербург. Петербург должен был «заменить» деревянную Москву и стать символом новой, преображённой России. Строительство велось не хаотично, а по плану, начертанному французским архитектором Ж.-Б. Леблоном: прямые улицы и проспекты, мощёные тротуары, величественные здания и даже фонари. Архитектор Доменико Трезини разработал типовые проекты домов для «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. Каналы разрезали город на множество рукотворных островов: по замыслу Петра I, на Балтике вырастал новый Амстердам, по которому передвигались не только в каретах и пешком, но и на лодках.
Строительство города со временем стало повинностью чуть ли не для всех подданных государства. Спешно осушали болота, забивали сваи под фундаменты домов, возводили насыпи и рыли каналы.
2. Почему Санкт-Петербург превратился в центр политической и экономической жизни страны?
После победы под Полтавой, когда в войне со Швецией наметился решительный перелом, Пётр обязал придворных строить в Санкт-Петербурге для себя дворцы и переезжать из Москвы. Царь не скупился на льготы и низкие пошлины. И хотя жизнь в Петербурге была дорогой и трудной, город быстро превращался в центр политической и экономической жизни страны. С 1712 г. он официально стал именоваться «царствующим градом», т. е. столицей.
1. Какие характерные черты допетровской эпохи не только сохранились, но и получили развитие при Петре I? Как это сказывалось на глубине преобразований?
Европеизируя страну, царь не затрагивал крепостничество и самодержавие. Напротив, перемены производились на их основе. Общество, даже в лице его элиты, было лишено гражданских прав, а достоинство человека при всех (по сравнению со Средневековьем) переменах определялось сословной принадлежностью и чином. Глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками.
2. В чём состоит противоречивость результатов Петровских реформ?
Величие страны соседствовало с бесправием, а под общественным благом подразумевалось не благо подданных, человека, а благо государства.
3. В чём проявилась ограниченность Петровских реформ?
Глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками.
1. Прочитайте эпиграф к параграфу. О каких достижениях Петровской эпохи говорит историк? Согласны ли вы с его мнением? Как вы думаете, почему именно эти преобразования Н. М. Карамзин считает основными? Какие ещё цели мог преследовать Пётр I при реформировании государства?
Историк говорит о таких достижениях Петровской эпохи, как победа над врагами, выход в Балтику, строительство флота, мануфактур, открытие академий и училищ, улучшение состояния торговли, увеличение авторитета России на международной арене. Я согласна с мнением автора. Я думаю, именно эти преобразования Карамзин считает основными, потому что они были наиболее яркими и значимыми. Именно эти преобразования изменили Россию. При реформировании Петр также мог хотеть сделать Россию частью европейской культуры, увеличить объемы экономики, построить новые города.
2. Согласны ли вы с мнением, что в результате реформ Петра I Россия стала страной европейской культуры? Аргументируйте свой ответ.
Я не согласна с данным мнением. Лишь дворянство в той или иной степени приобщилось к европейской культуре. Другие слои населения все также были приверженцами традиционной культуры и не принимали европейские новшества.
3. Почему столица государства была перенесена в новый город Санкт-Петербург? Какие преимущества по сравнению с Москвой имела новая столица?
Столица была перенесена в Санкт-Петербург, потому что этот город имел более выгодное географическое положение, был основан самим Петром. Там также находился флот.
4. Объясните, каким образом реформы в области культуры были связаны с другими реформами Петра l.
Реформы в области культуры были связаны с военными реформами. Для грамотной подготовки солдат нужны были воинские училища, которые были созданы Петром в ходе реформ в сфере культуры.
5. Что означает фраза «Пётр модернизировал страну»?
Эта фраза означает, что Петр провел реформы, направленные на развитие торговли и промышленности, открытие и разработку новых районов промышленности, увеличение количества мануфактур.
6. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, составьте исторический портрет Петра I.
7. Используя интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Образ Петра в русской культуре».
(Презентация внизу страницы)
8. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) учреждение Академии наук; 2) перенос столицы в Санкт-Петербург; 3) смерть Петра l; 4) открытие Навигацкой школы; 5) основание Славяно-греко-латинской академии.
1687 г – 5
1689 г – 4
1712 г – 2
1724 г – 3
1725 г - 1
Как автор текста оценивает личность Петра I и его заслуги перед народом?
Автор положительно оценивает личность Петра. Он считает, что Петр научил русских людей новому, пригласил обучать специалистов, а не взял просто готовых знающих.
Сравните высказывания историков о деятельности Петра I. С чьим мнением вы согласны? Аргументируйте свой ответ.
Первый автор позитивно оценивает Петра, а второй – негативно, второй считает, что Петр слишком сильно обратился на запад. Я согласна с первым автором. Несмотря на ориентацию на запад, Петр смог сделать положительные изменения для жителей России.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?
A. Реформы в области культуры и быта касались только высших слоёв общества. Крестьянский быт и культура не изменились. Строительство городов и появление нового стиля в архитектуре были только реформированием, но не коренным изменением, т. е. революцией не являлись.
Б. Преобразования в области культуры и быта, хотя и затрагивали в основном высшие слои общества, носили радикальный характер и вели к общей европеизации культуры. Даже низшие слои общества были вовлечены в процесс усиления светскости культуры. Можно утверждать,
что реформы носили революционный характер.
B. Нельзя однозначно признать реформы революционными. С одной стороны, они были радикальными и новаторскими, но с другой – носили ограниченный характер.
Ответ: А. Европеизация быта, придание ему светского характера затронули лишь незначительную часть общества. Основная часть населения продолжала жить, как и прежде, руководствуясь традиционными представлениями. Даже дворяне ещё долго «донашивали» русскую одежду, причудливо совмещая «старое» с «новым».
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением