Параграф 4 ГДЗ Андреев Ляшенко 8 класс (История)

Изображение §4. Северная война: от Полтавы до Ништадского мираПочему России удалось победить в Северной войне?Победа России над Швецией обусловлена рядом причин, среди которых...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Ляшенко, Артасов 8 класс, Дрофа:
§4. Северная война: от Полтавы до Ништадского мира
Почему России удалось победить в Северной войне?
Победа России над Швецией обусловлена рядом причин, среди которых создание регулярной армии и флота, строительство заводов и мануфактур, принятие новой стратегии ведения боя, моральный дух русской армии.
1. Каково было соотношение сил противников накануне Полтавской битвы?
Русская армия значительно превосходила шведскую. По разным данным, она насчитывала до 60 тыс. человек против 30 с небольшим тысяч шведов. К тому же русские обладали огромным превосходством в артиллерии. Умения петровских артиллеристов впечатляли.
2. В чём состоит значение Полтавского сражения? Почему именно она стала переломным моментом в войне?
Значение Полтавы огромно. Эта битва предрешила исход войны на суше. Россия, до того игравшая на международной арене скромную роль, резко подняла свой престиж. Она стала претендовать на роль ведущей державы Восточной Европы. В Санкт-Петербург зачастили западные послы. Был возрождён Северный союз, тон в котором задавал уже Пётр I. Август II вернул себе польскую корону. Контакты с Западом стали более регулярными.
1. Почему Пётр I вынужден был начать войну с Турцией?
Усилением России была очень недовольна Османская империя. В 1710 г. она вступила в войну с Россией.
2. Какое значение для армии имело поражение в Прутском походе?
Россия возвращала Азов, уничтожала флот и крепостные укрепления на побережье Азовского моря. Взамен царь с войском получал свободный выход. Для Петра Пруте кий поход — это был полезный урок, избавляющий от опасности переоценивать свои силы.
Какие суда использовали русские, а какие - шведы в сражении на Балтике? Какую тактику избрало командование русской флотилии? Чем завершилось Гангутское сражение?
Русские использовали галеры, а шведы – парусные корабли. Командование русской флотилии выбрало тактику блокировки шведов. Сражение завершилось победой русской армии.
Какое сражение произошло на территории Речи Посполитой в ходе Северной войны? Определите, какие территории присоединила Россия по итогам подписания Ништадтского мирного договора.
На территории Речи Посполитой произошло сражение у деревни Лесная. Согласно договору, к России отходили Балтийское побережье от Выборга до Риги, а также часть Карелии, некогда утраченная после Смуты.
1. Почему России нужна была победа на Балтике?
Перемены в Восточной Европе сильно напугали европейские страны. Раньше боялись Швеции, теперь — России. Даже союзники мечтали об ослаблении России. Царь и его окружение не сразу разобрались в истинных намерениях западных держав. Всё это вело к затягиванию войны.
Чтобы побудить шведов к миру, следовало одолеть их на Балтийском море.
2. Каково значение победы русского флота в районе мыса Гангут?
Победа при Гангуте не могла привести к изменению соотношения сил на Балтике. Шведы по-прежнему сохраняли преимущество в открытом море, русские — на мелководье. Потери, понесённые королевским флотом, нельзя признать критическими. Но Пётр I придавал сражению огромное значение. Это была первая победа русского флота, которая для царя оказалась почти равнозначной победе под Полтавой.
1. Каковы были условия Ништадтского мира? В чём его историческое значение?
В 1721 г. в финском городе Ништадт был заключён долгожданный мир. Согласно договору, к России отходили Балтийское побережье от Выборга до Риги, а также часть Карелии, некогда утраченная после Смуты. Ништадтский мир превращал Россию в великую европейскую державу. В ознаменование заслуг Сенат преподнёс Петру I титулы: Петра Великого, Отца Отечества, Императора Всероссийского. Московское царство превращалось в Российскую империю.
2. Почему Пётр I предпринял Каспийский поход?
Основные цели похода – закрепить положение России на Каспии, развивать торговлю с Персией и Востоком.
1. Прочитайте эпиграф к параграфу. Какой призыв прозвучал в речи Петра I в день Полтавской битвы? Почему накануне сражения царь обратился к воинам с речью? Подтвердил ли Пётр на поле битвы, что слава России для него дороже жизни?
В речи Петра прозвучал призыв к действиям, к сопротивлению против неприятеля. Царь обратился к воинам накануне сражения, чтобы поднять их боевой дух. Петр подтвердил на поле битвы, что слава России для него дороже жизни, потому что он воевал вместе с армией.
2. Какие просчёты были допущены Карлом XII в ходе Северной войны? Каким образом Пётр I их использовал? Подтвердите своё мнение цитатами из текста параграфа.
Карл в самом начале войны дал передышку Петру и возможность провести преобразования. После победы под Нарвой Карл XII посчитал, что «русский медведь» навсегда загнан в свою берлогу. Воспользовавшись тем, что Карл XII устремился в Польшу, в погоню за войском Августа II, царь Пётр I принялся заново создавать армию. Реформы стали приобретать масштабный и одновременно обременительный для страны характер.
3. Сравните Северную войну и Войну за испанское наследство. Как эти события повлияли на развитие Европы?
война участники причины итоги
Война за испанское наследство Франция, Англия, Испания, Голландия, Португалия, Австрия, Дания Спор между французским и австрийским претендентом на престол; желание объединить Францию и Испанию; стремление не допустить усиление Франции 1714 г – Утрехтский мир. Филипп отказывается от прав на французский престол, но остается королем Испании. Франция теряет роль лидера
Северная война Россия, Дания, Саксония, Швеция Стремление выйти в Балтийское море; стремление не допустить усиление Швеции 1721 г – Ништадтский мир. Россия получает выход к Балтийскому морю, становится империей. Швеция теряет позиции

4. Используя интернет-ресурсы или дополнительную литературу, подготовьте сообщение об одном из командующих русской армией в Северной войне.
Брюс Яков Вилимович (1670-1735) - государственный и военный деятель, ученый, сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал, граф – с 1721 года. Первый масон России. Родился в Москве (по другим данным – в Пскове). Сын шотландского полковника, перешедшего на русскую службу. Получил прекрасное домашнее образование и с молодых лет обнаружил интерес к математическим и естественным наукам, которыми занимался всю жизнь.
Деятельность
Начав службу в царском потешном войске, он принял участие в Азовском походе.
С 1689 года был постоянным спутником Петра I, по заданию которого выполнял различные научные работы, осуществлял переводы научных трудов, занимался составлением географических карт, в том числе и карты звездного неба.
Был отправлен Петром I в Голландию и Англию для завершения образования
В 1699 году по указанию Петра I организовал «навигацкую школу» - учебное заведение, в котором изучались математика, астрономия, физика. С 1702 года школа располагалась в Сухаревской башне (ныне утрачена), где Брюс оборудовал астрономическую обсерваторию.
В 1700 году Брюс был назначен генерал-майором артиллерии и в качестве начальника артиллерии находился при армии в первые годы Северной войны. Участвовал в сражениях, за что неоднократно поощрялся Петром I и награждался орденами.
В 1717 году стал сенатором и президентом Берг- и Мануфактур-коллегии. С 1706 года в ведении Брюса находилась Московская гражданская типография, на которой был отпечатан первый в России календарь, получивший название «Брюсов календарь».
В 1721 году был пожалован в графское достоинство. После смерти Петра I в 1726 году Брюс подал прошение об отставке, при этом он получил чин фельдмаршала. Остаток жизни провел в поместье Глинки под Москвой, всецело отдавшись научным занятиям.
Я.В. Брюс был одним из самых просвещенных сподвижников Петра I. Он занимался астрономией, математикой, артиллерийскими науками, ботаникой, минералогией, географией, был инженером, а также автором и переводчиком многих научных трудов. В народном сознании того времени Брюс предстал колдуном-чернокнижником, так как все эти занятия считались в то время волшебством, бесовскими науками. О нем слагалось множество легенд и вымыслов. Ему приписывались и создание «живой» и «мертвой» воды, и хранение «черной книги», и производство грома и снега в ясный летний день, и летание на орле.
Смерть
Умер бездетным и похоронен в Москве, в Немецкой слободе.
Перед смертью Яков Вилимович завещал свою обширную библиотеку и кабинет со всевозможными научными инструментами, а также различные редкости Кунсткамере Академии наук. Все завещанное графом носило уникальный характер.
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) Прутский поход Петра l; 2) Полтавская битва; 3) Гангутское сражение; 4) подписание Ништадтского мира; 5) сражение у Гренгама; 6) Каспийский (Персидский) поход.
27 июня 1709 г – 2
1711 г – 1
27 июля 1714 г – 3
1720 г – 5
1721 г – 4
1722 г – 6
1723 г – 6
1. Что, по мнению историка, было главным итогом Северной войны?
Главным итогом Северной войны, по мнению историка, стало политическое усиление России, ее превращение в империю.
2. О чём, на ваш взгляд, свидетельствовал новый титул Петра I?
Новый титул Петра ставил его в один ряд с европейскими королями, показывал его статус.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.
Почему России удалось победить в Северной войне?
A. Решающим фактором победы России стали просчёты Карла XII в отношении своих союзников.
Б. Победа России в Северной войне была связана лишь с многократным численным превосходством войска Петра над противником.
B. Победа России над Швецией обусловлена рядом причин, среди которых создание регулярной армии и флота, строительство заводов и мануфактур, принятие новой стратегии ведения боя, моральный дух русской армии.
Ответ: В. России удалось переломить войну в результате проведенных преобразований. Поднятый за счет побед моральный дух позволил победно завершить войну.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением