Упр.78 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение прочитайте теоретическую информацию. Составьте схемы трёх групп сложносочинённых предложений с учётом их значений. По союзам и по значению сложносочинённые предложения...

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение прочитайте теоретическую информацию. Составьте схемы трёх групп сложносочинённых предложений с учётом их значений. По союзам и по значению сложносочинённые предложения...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Прочитайте текст. Составьте его его план. Выпишите ключевые слова текста, а затем закоиспектируите его. В конспект можно включить схемы. Подготовьте устное высказывание на тему «Всегда ли корни бывают свободными?». Продумайте вступление и заключительную часть вашего сообщения.
Связанные корни
Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает его основное значение. Сравним, например, слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер — маленький, а корень — сам предмет), бежать и при бежать (приставка обозначает приближение, а корень — само действие).
Но так в языке бывает не всегда.
Возьмём глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В этих словах чётко осознаются приставки об- (вариант приставки о-) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -тъ. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что в современном русском языке он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах телёнок, жеребёнок корни связаны суффиксом онок/-ёнок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр- тигрёнок, волк- волчонок)
Значение связанного корня обычно является неясным, ощущается слабо. Мы уже видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у. Приведем другие примеры: отнять- отнимать, полднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается чётко, а значение связанного корня (-ня- в глаголах совершенного вида, -ним- в глаголах несовершенного вида) едва улавливается. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое — неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, активно употребляющимися в языке и имеющими в составе слова определённое значение:
вонзить, пронзитъ (ср.: воткнуть, проткнуть),
С точки зрения происхождения в русском языке выделяются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Так, в древнерусском языке был глагол «яти» (брать), ушедший из языка; сохранились лишь его «потомки» — слова с приставками: отнять, поднять, снять (вставная н выступает в них как часть связанного корня).
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли нечленимыми, но при сопоставлении с другими словами в них с течением времени стали вычленяться суффиксы и приставки:
эгоизм, эгоист; изолировать, изоляция.
.

прочитайте теоретическую информацию. Составьте схемы трёх групп сложносочинённых предложений с учётом их значений. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.
I. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, да (в значении и), как... так и, ни... ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим, например: 1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин) 2) Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. (В. Арсеньев) 3) Последние тени сливались, да мгла синела. [А. Серафимович) 4) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (И. Крылов) 5) Я чувствовал себя совершенно разбитом, Дерсу тоже был болен. (В. Арсеньев)
II Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли.
В них указывается на чередование явлений, на возможность возникновения одного явления из двух или нескольких, например: 1) Вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук. (А. Чехов) 2) То светило солнце, то шёл дождь. (В.Арсеньев) 3) Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось. (А.Серафимович)
III. Сложносочинённые предложени с противительными союзами, а, но, да (в значении но), однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому, например: 1) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (А. Пушкин). 2) Снег выпал только к Новому году, а до тех пор над полями лежал холодный туман. (К. Паустовский) 3) Я старался взглянуть в окно, да оно всё было бело от снега и льда. (В. Гиляровский) 4) Плывем долго. Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды. (В. Короленко) 5) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. (В. Арсеньев) 6) Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными. (А. Чехов)


*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением