Упр.75 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Прочитайте тезисы текста "Что такое общение?". К какому типу они относятся? Обоснуйте свою точку зрения.
Общение как форма речевого воздействия людей друг на друга. Общение - способ достижения взаимопонимания. Умения, важдные для общения: умение правильно оценивать собеседника, умение внимательно и доброжелательно относиться к нему, умение создавать цель общения, умение использовать наиболу умение удачные для реализации этой цели речевые средства.
Язык как важнейшее средство общения. Другие средства общения: жесты, мимика, поза говорящего.
Прочитайте текст. Составьте его его план. Выпишите ключевые слова текста, а затем закоиспектируите его. В конспект можно включить схемы. Подготовьте устное высказывание на тему «Всегда ли корни бывают свободными?». Продумайте вступление и заключительную часть вашего сообщения.
Связанные корни
Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает его основное значение. Сравним, например, слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер — маленький, а корень — сам предмет), бежать и при бежать (приставка обозначает приближение, а корень — само действие).
Но так в языке бывает не всегда.
Возьмём глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В этих словах чётко осознаются приставки об- (вариант приставки о-) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -тъ. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что в современном русском языке он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах телёнок, жеребёнок корни связаны суффиксом онок/-ёнок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр- тигрёнок, волк- волчонок)
Значение связанного корня обычно является неясным, ощущается слабо. Мы уже видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у. Приведем другие примеры: отнять- отнимать, полднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается чётко, а значение связанного корня (-ня- в глаголах совершенного вида, -ним- в глаголах несовершенного вида) едва улавливается. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое — неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, активно употребляющимися в языке и имеющими в составе слова определённое значение:
вонзить, пронзитъ (ср.: воткнуть, проткнуть),
С точки зрения происхождения в русском языке выделяются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Так, в древнерусском языке был глагол «яти» (брать), ушедший из языка; сохранились лишь его «потомки» — слова с приставками: отнять, поднять, снять (вставная н выступает в них как часть связанного корня).
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли нечленимыми, но при сопоставлении с другими словами в них с течением времени стали вычленяться суффиксы и приставки:
эгоизм, эгоист; изолировать, изоляция.
.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением