Упр.451 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 451. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н. Рубцова «Стихи».Стихи из дома гонят нас,Как будто вьюга воет, воет На отопление паровое,На...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
451. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н. Рубцова «Стихи».
Стихи из дома гонят нас,
Как будто вьюга воет, воет
На отопление паровое,
На электричество и газ!
Скажите, знаете ли вы
О вьюгах что-нибудь такое:
Кто может их заставить выть?
Кто может их остановить,
Когда захочется покоя?
А утром солнышко взойдёт, —
Кто может средство отыскать,
Чтоб задержать его восход?
Остановить его закат?
Вот так поэзия, она
Звенит — её не остановишь!
А замолчит — напрасно стонешь!
Она незрима и вольна.
Прославит нас или унизит,
Но всё равно возьмёт своё!
И не она от нас зависит,
А мы зависим от неё...
2. Укажите изобразительно-выразительные средства.
Для справки: сравнение, метафоры, синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), анафоры, звукопись, восклицательные предложения, вопросительные предложения (в том числе риторические вопросы), оксюморон, многоточие.
Сравнение:
- стихи гонят нас, как будто вьюга воет, воет
Метафоры:
- стихи из дома гонят нас
Синонимы:
- отопление паровое, электричество и газ
- задержать – остановить
- незрима и вольна
Антонимы (в том числе контекстуальные):
- выть – остановить (контекстуальные)
- восход – закат
- звенит – замолчит
- прославит – унизит
- она – мы (контекстуальные)
Анафоры:
- на отопленье паровое, на электричество и газ
- кто может их заставить выть?
Кто может их остановить?
Звукопись:
- в предложениях о вьюге повторяются согласные звонкие «как будто вьюга воет, воет», «знаете ли вы о вьюгах что-нибудь такое: кто может их заставить выть?»
Восклицательные предложения:
- Стихи из дома гонят нас, как будто вьюга воет, воет на отопленье паровое, на электричество и газ!
- Вот так поэзия, она звенит – её не остановишь!
- А замолчит – напрасно стонешь!
- Прославит нас или унизит, но всё равно возьмёт своё!
Вопросительные предложения (в том числе риторические вопросы):
- Кто может их заставить выть?
- Кто может их остановить, когда захочется покоя?
- Кто может средство отыскать, чтоб задержать его восход?
- Остановить его закат?
Многоточие:
- …а мы зависим от неё…
3. Выпишите рифмующиеся слова, укажите, какой частью речи они являются.
- нас (кого?) личное местоимение) – газ (что?) существительное)
- воет (что делает?) глагол) – паровое (какое?) прилагательное)
- вы (кто?) личное местоимение) – выть (что делать?) глагол) – остановить (что сделать?) глагол)
- такое (какое?) указательное местоимение) – покоя (чего?) существительное)
- взойдёт (что сделает?) глагол) – восход (что?) существительное)
- отыскать (что сделать?) глагол) – закат (что?) существительное)
- она (кто?) личное местоимение) – вольна (какова?) краткое прилагательное)
- не остановишь (что сделаешь?) глагол) – стонешь (что делаешь?) глагол)
- унизит (что сделает?) глагол) – зависит (что делает?) глагол)
- своё (чьё?) притяжательное местоимение) – от неё (от кого?) предлог + личное местоимение)
4. Подберите синонимы к слову вьюга.
Вьюга – буран, снегопад, метель, пурга.
5. Укажите глаголы II спряжения.
а) гонят
б) знаете
в) зависит
г) прославит
а) гонят (гнать, 2 спряжение, исключение)
б) знаете (знать, 1 спряжение)
в) зависит (зависеть, 2 спряжение, исключение)
г) прославит (прославить, 2 спряжение)
Ответ: глаголами 2 спряжения являются глаголы а) гонят, в) зависит, г) прославит
6. Сколько грамматических основ в первом предложении?
[Стихи из дома гонят нас]1, (как будто вьюга воет, воет на отопленье паровое, на электричество и газ)2!
В данном предложении 2 грамматические основы.
7. Объясните орфограммы и знаки препинания.
Стихи (проверочное слово: стих) из дома гонят (гнать, 2 спряжение, исключение) нас, (запятая разделяет части сложного предложения)
Как будто вьюга (разделительный мягкий знак перед гласной ю) воет, (выть, 1 спряжение) (запятая между однородными сказуемыми) воет
На отопленье (неизменяемая приставка о-; проверочное слово: топит; разделительный мягкий знак перед гласной е) паровое, (проверочное слово: пар) (запятая между однородными дополнениями)
На электричество (словарное слово) и газ!
Скажите, (запятая разделяет части сложного предложения) знаете (знать, 1 спряжение) ли (частица ли пишется раздельно) вы
О вьюгах что-нибудь (суффикс –нибудь с неопределёнными местоимениями пишется раздельно) такое: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением пояснения)
Кто может их заставить выть?
Кто может их остановить, (запятая разделяет части сложного предложения)
Когда захочется (когда (что сделает?) захочется) покоя? (словарное слово)
А утром (2 склонение, творительный падеж) солнышко взойдёт, - (запятая и тире разделяют части сложного предложения)
Кто может средство отыскать, (неизменяемая приставка от-) (запятая разделяет части сложного предложения)
Чтоб задержать его восход? (приставка перед глухой согласной; неизменяемая гласная в приставке)
Остановить его закат?
Вот так поэзия, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения) она
Звенит (словарное слово) – (тире в сложном бессоюзном предложении со значением времени и условия) её не (частица не с глаголами пишется раздельно) остановишь! (остановить, 2 спряжение; мягкий знак указывает на форму глагола: 2 лицо единственное число)
А замолчит (проверочное слово: молча) – (тире в сложном бессоюзном предложении со значением времени и условия) напрасно стонешь! (стонать, 1 спряжение)
Она незрима (слово без частицы не употреблять нельзя) и вольна. (проверочное слово: воля)
Прославит (неизменяемая приставка про-; прославить, 2 спряжение) нас или унизит, (унизить, 2 спряжение) (запятая между однородными сказуемыми)
Но всё равно возьмёт своё! (проверочное слово: свой)
И не (частица не с личными местоимениями пишется раздельно) она от нас зависит, (зависеть, 2 спряжение, исключение) (запятая разделяет части сложного предложения)
А мы зависим от неё…
8. Выучите текст наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
9. Напишите сочинение на одну из тем: «Роль такого средства выразительности, как сравнение», «Какова роль такого пунктуационного знака, как тире», «Зачем нужны пунктуационные знаки в конце предложения», «Анализ стихотворения Н. Рубцова "Стихи"».
Анализ стихотворения Н. Рубцова «Стихи».
Стихотворение Николая Рубцова «Стихи» затрагивает тему поэзии и её влияния на человека. Поэт сравнивает стихи с вьюгой, которая не даёт покоя, заставляя человека чувствовать и переживать.
Стихотворение начинается с образа стихов, которые гонят людей из дома, подобно вьюге. Этот образ подчёркивает силу поэзии, её способность вызывать сильные эмоции и переживания. Рубцов задаётся вопросами о том, кто может заставить стихи звучать и кто может остановить их, когда хочется покоя. Эти вопросы подчёркивают непостижимость поэзии и её независимость от воли человека.
В следующих строках поэт сравнивает стихи с такими природными явлениями, как восход и заказ солнца. Он задаётся вопрос, возможно ли остановить эти природные процессы, и приходит к выводу, что это невозможно. Тоже и со стихами – их невозможно остановить, они будут звучать всё время, пока будут существовать люди, способные их услышать.
В конце стихотворение поэтом делается вывод, что поэзия – это сила, независящая от человека. Она может прославить или унизить, восхвалить или принизить, так или иначе она оставит свой след. Люди же, напротив, зависят от поэзии, потому что она способна изменить их жизнь и мировоззрение.
Основная мысль стихотворение – поэзия важна в жизни человека. Она может стать источником вдохновения, утешения или даже страдания, но всегда будет оставаться неотъемлемой частью человеческой культуры.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением