Упр.448 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 448. 1. Прочитайте отрывки из письма Н. Рубцова писателю А. Яшину (август, 1964).Здравствуйте, Александр Яковлевич!Пишу Вам из села Никольского. Это в старинном0...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
448. 1. Прочитайте отрывки из письма Н. Рубцова писателю А. Яшину (август, 1964).
Здравствуйте, Александр Яковлевич!
Пишу Вам из села Никольского. Это в старинном0 Тотем-ском районе Вологодской области. Вы, наверное,7 бывали и здесь, в этих красивых и грустных5 местах?
Здесь великолепные (или мне только кажется) холмы по обе стороны неширокой реки Толшмы, деревни на холмах (виды деревень), леса, небеса. У реки, вернее, над рекой, сразу у въезда в Николу (так здесь коротко называют село), под берёзами — разрушенная церковь... В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь для души моей родина), здесь мне нравится, и я провожу здесь уже второе лето. <...>
Ну, до чего же жаль, что в лесу опять нет рыжиков! Недавно в лесу так обиделся на это, что даже написал стихотворение о том, как много бывает грибов: в общем, не смог обойтись без того, чтобы не приукрасить свою лесную жизнь. Иначе было бы очень скучно. Ужасно люблю собирать грибы, особенно рыжики! Когда их много, рыжиков, они так и заманивают в лес! Я беспрерывно0 вижу их во сне и просто так перед глазами: мерещатся.
Ягод в лесу нынче полно. Но я больше люблю смотреть на них. Собирать с удовольствием могу только такие ягоды, которые быстро прибывают в ведре или корзине. Ну, есть такие: брусника, клюква, смородина.
Вы знаете, в собирании земляники и малины мне всё чудится что-то сиротское, старинное, особенно милое и грустное, даже горестное. В одной старой песне так и поётся: «Послали меня за малиной...»
Между прочим, вчера с великим наслаждением и тоской слушал романсы в исполнении Надежды Андреевны Обуховой. По радио передавали. Как было всё прекрасно: и музыка, и слова, и голос! <...>
Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и плохие и есть вроде ничего. Но писал по-другому6, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоциональнообразного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас. По-моему, совсем не обязательно в лирике употреблять современные слова. Современное слово трактор, например, через десяток-другой лет может звучать уже архаично, как преходящая обыденность...
2. На какой вопрос нет ответа в тексте письма?
а) Чем замечательно село Никольское?
б) Любил Н. Рубцов ходить в лес?
в) Какие слова поэт старался использовать в лирических стихотворениях?
г) Когда поэт собирался уехать из Никольского?
а) Чем замечательно село Никольское?
«Здесь великолепные (или мне только кается) холмы по обе стороны неширокой реки Толшмы, деревни на холмах (виды деревень), леса, небеса. У реки, вернее, над рекой, сразу у въезда в Николу (так здесь коротко называют село), под берёзам – разрушенная церковь…»
б) Любил Н. Рубцов ходить в лес?
«Ужасно люблю собирать грибы, особенно рыжики! Когда их много, рыжиков, они так и заманивают в лес!
в) Какие слова поэт старался использовать в лирических стихотворениях?
«Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучал до нас сотни лет и столько же будут жить после нас».
г) Когда поэт собирался уехать из Никольского?
Ответа на этот вопрос в тексте нет.
Ответ: в тексте нет ответа на вопрос г)
3. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать особенности разговорного стиля?
Разговорные особенности текста:
- обращения к собеседнику (вы, наверное, бывали здесь, в этих красивых и грустных местах?)
- большое количество местоимений, существительных и глаголов
- уточнения и пояснения, которые указывают на эмоциональность речи (здесь великолепные (или мне только кажется) холмы; деревни на холмах (иды деревень); у реки, вернее, над рекой, сразу у въезда в Николу (так здесь коротко называют село); в этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь для души моей родина)
- повторы (я закончил, я провожу; грибы, рыжики)
- междометия (ну, до чего же жаль; ну, есть такие)
- непоследовательность в высказываниях (вы знаете, в собирании земляники и малины мне всё чудится что-то сиротское, старинное, особенно милое и грустное, даже горестное. В одной старой песне так и поётся: «Послали меня за малиной…» Между прочим, вчера с великим наслаждением и тоской слушал романсы)
- эмоциональность речи (ну, до чего же жаль, что в лесу опять нет рыжиков!; ужасно люблю собирать грибы, особенно рыжики!)
- эмоционально-оценочная лексика (ужасно люблю, до чего же жаль, ягод полно, великое наслаждение и тоска)
4. С помощью каких языковых средств автор передаёт не только мысли, но и чувства, даёт эмоциональную оценку?
а) эпитеты
б) стилистически окрашенные слова
в) оценочная лексика
г) синонимы, антонимы
д) ряды однородных членов
е) восклицательные предложения
ж) односоставные предложения
з) парцелляция
Автор передаёт не только мысли, но и чувства, даёт эмоциональную оценку, с помощью следующих языковых средств6
- эпитеты (служат для характеристики местности)
- стилистически окрашенные слова (служат для передачи определённого стиля речи)
- оценочная лексика (служит для передачи мыслей и чувств автора)
- восклицательные предложения (передают восторженные эмоции)
5. Выпишите из текста вводные слова.
- наверное
- вернее
- в общем
- вы знаете
- между прочим
- как мне кажется
- по-моему
- например
6. Составьте схемы сложных предложений.
[В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь для души моей родина)]1, [здесь мне нравится]2, и [я провожу здесь уже второе лето]3.
[- =]1, [=]2, и [- =]3.
[Ну, до чего же жаль]1, (что в лесу опять нет рыжиков)2!
[=]1, (что =)2!
[Недавно в лесу так обиделся на это]1, (что даже написал стихотворение о том)2, (как много бывает грибов)3: [в общем, не смог обойтись без того]4, (чтобы не приукрасить свою лесную жизнь)5.
[=]1, (что = о том)2, (как - =)3: [= без того]4, (чтобы =)5.
(Когда их много, рыжиков)1, [они так и заманивают в лес]2!
(Когда -)1, [- =]2!
[Я беспрерывно вижу их во сне и просто так перед глазами]1: [мерещатся]2.
[- =]1: [=]2.
[Собирать с удовольствием могу только такие ягоды]1, (которые быстро прибывают в ведре или корзине)2.
[=]1, (которые =)2.
[Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания]1, (которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас)2.
[=]1, (которые = и =)2.
7. Выпишите из текста несколько односоставных предложений. Определите их тип и роль в тексте.
Пишу Вам из села Никольского. (определённо-личное предложение)
Здесь великолепные (или мне только кажется) холмы по обе стороны неширокой реки Толшмы, деревни на холмах (виды деревень), леса, небеса. (назывное предложение)
У реки, вернее, над рекой, сразу у въезда в Николу (так здесь коротко называют село), под берёзами – разрушенная церковь… (назывное предложение)
…здесь мне нравится… (безличное предложение)
Ну, до чего же жаль, (безличное предложение) что в лесу опять нет рыжиков! (безличное предложение)
Недавно в лесу так обиделся на это, (определённо-личное предложение) что даже написал стихотворение о том, (определённо-личное предложение) как много бывает грибов: в общем, не смог обойтись без того, (определённо-личное предложение) чтобы не приукрасить свою лесную жизнь. (безличное предложение)
Иначе было бы очень скучно. (безличное предложение)
Ужасно люблю собирать грибы, особенно рыжики. (определённо-личное предложение)
Собирать с удовольствием могу только такие ягоды, которые быстро прибывают в ведре или корзине. (определённо-личное предложение)
В одной старой песне так и поётся: (безличное предложение) «Послали меня за малиной…» (неопределённо-личное предложение)
Между прочим, вчера с великим наслаждением и тоской слушал романсы в исполнении Надежды Андреевны Обуховой. (определённо-личное предложение)
По радио передавали. (неопределённо-личное предложение)
Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. (определённо-личное предложение)
Но писал по-другому, как мне кажется. (определённо-личное предложение)
Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас. (определённо-личное предложение)
По-моему, совсем не обязательно в лирике употреблять современные слова. (безличное предложение)
Односоставные предложения используются в тексте для того, чтобы избежать повторений, придать динамичности повествованию. Они приближают текст к разговорной речи, придают ему непринуждённый характер, а также облегчают понимание смысла текста.
8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами: приукрасить, прибывают, беспрерывно, прекрасно, преходящая (обыденность)?
- приукрасить (приставка при- имеет значение «неполнота действия»)
- прибывают (приставка при- имеет значение «присоединение»)
- беспрерывно (приставка перед основой на глухой согласный; значение приставки пре- близко к значению приставки пере-)
- прекрасно (словарное слово)
- преходящая (обыденность) (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-)
С помощью данных примеров можно подтвердить следующие орфографические правила:
- правописание приставок при-/пре- (приукрасить, прибывают, преходящая, беспрерывно)
- правописание слов с приставками на с/з (беспрерывно)
- правописание словарных слов (прекрасно)
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.
10. Напишите сочинение на одну из лингвистических тем: «Односоставные предложения и их роль в речи» или «Какова роль вводных слов в тексте».
Какова роль вводных слов в тексте
Вводные слова играют важную роль в тексте, помогая автору выразить своё отношение к тому, что он сообщает, а также установить логическую связь между частями высказывания. Они могут указывать на последовательность изложения, выражать чувства говорящего или других людей, а также служить средством связи предложений.
Вводные слова делают текст более выразительным и понятным для восприятия. Они позволяют автору точнее передать свои мысли и чувства, а читателю – лучше понять ход рассуждений автора.
Кроме того, вводные слова помогают избежать монотонности и однообразия в тексте, делая его более интересным и живым. Они могут использоваться для привлечения внимания читателя к какой-то информации, мысли или части текста. При помощи вводных слов автору проще выделить наиболее важные или ключевые моменты в повествовании.
Следовательно, вводные слова – это важный элемент текста любого стиля речи. Они помогают автору выразить свои мысли и чувства, и также сделать текст более понятным и интересным для читателя.
11. Что мы можем на основе этого письма рассказать о Н. Рубцове как поэте и как человеке? (Перечитайте стихотворение «Сапоги мои — скрип да скрип...».) Напишите об этом.
Читая это письмо, можно многое узнать о Н. Рубцове как о поэте и как о человеке. Прежде всего, становится ясно, что он был глубоко привязан к своей родине и к родной природе. Рубцов в письме описывает красоту и величие природы Вологодской области, которая вдохновляла его на создание стихов. Также он упоминает о том, что увлекается сбором грибов и ягод. Это свидетельствует о его близости к земле и к природе.
Кроме того, Рубцов демонстрирует свою любовь к русской культуре и традициям. Он упоминает о старинных песнях и романсах, которые слушал с наслаждением, и подчёркивает важность использования в поэзии слов, которые имеют глубокие корни в русской культуре. Это показывает нам Рубцова как человека, который стремится сохранить и передать будущим поколениям богатство и красоту русского языка и русской культуры.
Также, читая письмо, мы видим, что Рубцов – человек глубоких чувств и переживаний. Он пишет о той тоске и наслаждении, которые испытывает, когда слушает музыку и в особенности романсы. Следовательно, Рубцов – человек, способный к глубокому восприятию искусства и обладающий большой эмоциональной открытостью.
Читая письмо, мы видим Рубцова и как поэта, и как человека. Как поэт Рубцов глубоко связан с природой, культурой и традициями своей родины. Как человек же он способен на глубокие переживания и чувства, а также на особое восприятие искусства.
В своём стихотворении «Сапоги мои – скрип да скрип…» Рубцов предстаёт перед нами как поэт, который восхищается красотой и величием русской природы. Он описывает леса, полные грибов и ведьм, которые своим пением создают атмосферу волшебства и таинственности. Стихотворение полно ярких образов и метафор, которые помогают читателю ярко и выразительно представить атмосферу леса и настроение автора. Рубцов использует приём звукописи, чтобы создать ощущение скрипа сапог по лесу и пение ведьм.
И стихотворение, и текст письма показывают нам Рубцова как человека и поэта, который любить родную природу, видеть в ней красоту. Он является человеком и поэтом, который способен на сильные чувства и эмоции и передаёт их с помощью своей поэзии.
Орфографический анализ слов:
Старинном
1. старинном
2. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: старый
3. Правописание н/нн в суффиксах прилагательных; образовано от слова с основой на согласный н с помощью суффикса -н-: старин-а + -н-.
Беспрерывно
1. беспрерывно
2. Правописание приставок на согласные с/з; приставка перед основой на глухой согласный.
3. Правописание приставок при-/пре-; приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-.
По-другому
1. по-другому
2. Дефисное написание наречий; приставка по- с наречиями на -ому пишется через дефис.
Пунктуационный анализ предложения:
Вы,(1) наверное,(2) бывали и здесь, в этих красивых и грустных местах?
Запятые 1, 2 выделяют вводное слово наверное.
Лексический анализ слова:
Грустных
1. Грустный – вызывающий грусть.
2. Многозначное.
Грустный – 1. Испытывающий грусть, полный печали. 2. Вызывающий грусть.
3. Употреблено в прямом (2) значении.
4. Синонимов нет (в данном значении).
5. Антонимов нет (в данном значении).
6. Исконное.
7. Относится к общеупотребительной лексике.
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмов со словом нет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением