Упр.457 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
457 1. Подготовьтесь к выразительному чтению. Укажите средства языковой выразительности.
Распутица. Разъезжено. Размыто.
На десять дней в природу входа нет.
Лишь перелесков утренняя мята
Студит во рту. Преобладает свет.
Свет беспощадный. Ярый свет весны,
Срыватель тайн с морщинок и веснушек,
Припухших век, очей полузаснувших,
С болезненной и страстной желтизны.
Свет. Ярое преображенье духа.
Размяты в тюрю колеи дорог.
Невнятица, распутица, разруха.
А там — опушек тюлевый дымок.
(Д. Самойлов)
Укажите средства речевой выразительности:
Эпитеты:
- беспощадный (свет)
- ярый (свет)
- болезненной и страшной (желтизны)
Метафоры:
- перелесков утренняя мята студит во рту
- срыватель тайн
- опушек тюлевый дымок
Лексический повтор:
- преобладает свет, свет беспощадный, ярый свет, свет
Назывные предложения:
- распутица
- свет
- ярое преображенье духа
- невнятица, распутица, разруха
2. Докажите, что свет является ключевым словом этого текста.
В данном стихотворении слово свет повторяется в каждой строфе, оно – самое часто встречающееся слово в стихотворении. Во второй строфе поэт описывает образ света. Слово свет заключает в себе главный смысл стихотворения. Следовательно, слово свет является ключевым словом стихотворения.
3. Понаблюдайте за использованием односоставных предложений. Определите их тип и роль в тексте.
Распутица. (назывное предложение)
Разъезжено. (безличное предложение)
Размыто. (безличное предложение)
На десять дней в природу входа нет. (безличное предложение)
Ярый свет весны, срыватель тайн с морщинок и веснушек, припухших век, очей полузаснувших, с болезненной и страстной желтизны. (назывное предложение)
Свет. (назывное предложение)
Ярое преображенье духа. (назывное предложение)
Невнятица, распутица, разруха. (назывное предложение)
А там – опушек тюлевый дымок. (назывное предложение)
Определите роль односоставных предложений в тексте.
Назывные предложения в данном стихотворении выполняют две функции:
- помогают поэту описать окружающую обстановку
- выражают отношение Д. Самойлову к свету, который показывает скорое приближение весны
Безличные предложения описывают зиму, показывая её серость и безликость.
4. Какое слово не является причастием?
а) разъезжено
б) размяты
в) преобладает
г) размыто
а) разъезжено (каково?) обозначает признак предмета по действию; краткое причастие)
б) размяты (каковы?) обозначает признак предмета по действию; краткое причастие)
в) преобладает (что делает?) глагол)
г) размыто (каково?) обозначает признак предмета по действию; краткое причастие)
Ответ: слово в) преобладает не является причастием. Оно является глаголом.
5. Замените словосочетания колеи дорог, свет весны синонимичными с подчинительной связью согласование.
1) колеи дорог – дорожные колеи
- колеи дорог; колеи (чего?) дорог; управление
- дорожные колеи; колеи (какие?) дорожные; согласование
2) свет весны – весенний свет
- свет весны; свет (чего?) весны; управления
- весенний свет; свет (какой?) весенний; согласование
6. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление?
а) десять дней
б) преображенье духа
в) свет весны
г) утренняя мята
а) десять дней; десять (чего?) дней; управление
б) преображенье духа; преображенье (чего?) духа; управление
в) свет весны; свет (чего?) весны; управление
г) утренняя мята; мята (какая?) утренняя; согласование
Ответ: в словосочетании г) утренняя мята связь иная, чем управление. В данном словосочетании связь согласование.
7. Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание: 1) приставок; 2) ц и ни в прилагательных и причастиях?
1) правописание приставок:
- распутица (чередование приставок рас-/рос-; приставка рас- является безударной: распутица; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед глухим согласным)
- разъезжено (чередование приставок раз-/роз-; приставка раз- является безударной: разъезжено; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед гласным)
- размыто (чередование приставок раз-/роз-; приставка раз- является безударной: размыто; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед звонким согласным)
- перелесков (неизменяемая приставка пере-)
- преобладает (приставка пре- имеет значение «очень»)
- беспощадный (неизменяемая приставка бес-; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед основой на глухой согласный)
- срыватель (неизменяемая приставка с-)
- припухший (приставка при- имеет значение «неполнота действия»)
- размяты (чередование приставок раз-/роз-; приставка раз- является безударной: размяты; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед звонким согласным)
2) правописание н и нн в прилагательных и причастиях:
- разъезжено (в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна н)
- утренняя (в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн)
- беспощадный (образовано при помощи суффикса -н-)
- болезненной (в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн)
- страстной (образовано при помощи суффикса -н-)
8. Объясните знаки препинания.
Распутица. Разъезжено. Размыто.
На десять дней в природу входа нет.
Лишь перелесков утренняя мята
Студит во рту. Преобладает свет.
Свет беспощадный.
Ярый свет весны, (запятая между однородными подлежащими)
Срыватель тайн с морщинок и веснушек, (запятая между однородными дополнениями)
Припухших век, (запятая между однородными дополнениями) очей полузаснувших, (запятая между однородными дополнениями)
С болезненной и страстной желтизны.
Свет. Ярое преображенье духа.
Размяты в тюрю колеи дорог.
Невнятица, (запятая между однородными подлежащими) распутица, (запятая между однородными подлежащими) разруха.
А там – (пропущено сказуемое) опушек тюлевый дымок.
9. Напишите текст-рассуждение на тему: «Роль односоставных предложений в речи (в художественном тексте)».
Роль односоставных предложений в речи (в художественном тексте)
Односоставные предложения играют значительную роль в художественном тексте, добавляя ему выразительности и динамичности. Они позволяют автору акцентировать внимание на действии, состоянии или событии, не уделяя лишнего внимания субъекту действия. Это делает текст более лаконичным и ёмким, позволяя читателю быстрее воспринимать информацию и глубже погружаться в сюжет.
Обобщённо-личные предложения подчеркивают общность человеческих переживаний, делая акцент на универсальных истинах и ценностях. Ведь не просто так обобщённо-личные предложения обычно используются в пословицах и поговорках. Безличные предложения, в свою очередь, помогают описать состояния природы или внутренние переживания героев, делая акцент на чувствах и эмоциях, а не на конкретных действиях. Назывные предложения создают яркие образы, мгновенно перенося читателя в определённое место или время, деля текст более наглядным и кинематографичным.
Таким образом, односоставные предложения в художественном тексте выполняют важную функцию, делая его более выразительным, лаконичным и динамичным. Они помогают автору донести до читателя свои мысли и чувства, создать яркие образы и передать атмосферу происходящего.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением