Упр.456 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 456 1. Прочитайте поэтические строки из книги Д. Самойлова «Волна и камень» (1970—1974). Какие пушкинские строки мы вспоминаем, когда читаем название сборника...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
456 1. Прочитайте поэтические строки из книги Д. Самойлова «Волна и камень» (1970—1974). Какие пушкинские строки мы вспоминаем, когда читаем название сборника стихов?
Там дуб в богатырские трубы
Играет на сильном холме.
Но светлые, тихие струны
Звучат на душе и в уме.
И слиться с землёю и небом
Мечтает беспечный артист,
С закатом, где тополь над брегом
Так лёгок, летуч и ветвист.
Какое прекрасное свойство —
Уметь отрешиться от зла,
Бродить, постигая устройство
Пространства, души, ремесла!
Слияния лёгкая тризна!
Дубы замолкают тогда.
И грозные трубы отчизна
Сменяет на флейту дрозда.
Сборник стихов Д. Самойлова называется «Волна и камень», поэтому, читая это название, мы можем вспомнить строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
2. Выпишите слова, которые входят в тематические группы «Музыка», «Природа», «Человек».
Тематическая группа «Музыка»:
- трубы
- играть
- струны
- ремесло
- флейта
Тематическая группа «Природа»:
- дуб
- холм
- земля
- небо
- закат
- тополь
- брег (берег)
- дрозд
Тематическая группа «Человек»:
- душа
- ум
- артист
- ремесло
3. Подберите синонимы к словам: брег, отчизна, бродить. Чем различаются слова, входящие в ряды синонимов?
Брег – берег, побережье.
Отчизна – отечество, родина.
Бродить – слоняться, ходить, прогуливаться.
4. Выпишите из текста синонимы и антонимы (в том числе контекстуальные).
Синонимы:
- светлые – тихие
- лёгок - летуч
Антонимы:
- грозные трубы – флейта дрозда
- богатырские трубы – светлые, тихие струны
5. Укажите средства речевой выразительности.
Для справки: эпитеты, метафоры, стилистически окрашеыыые слова, оксюморон, парцелляция, антитеза (на основе использования антонимов), ряды однородных членов, восклицательные предложения, однокоренные слова.
Эпитеты:
- богатырские (трубы)
- сильном (холме)
- светлые, тихие (струны)
- беспечный (артист)
- лёгок, летуч и ветвист (тополь)
- лёгкая (тризна)
- грозные (трубы)
Метафоры:
- дуб в трубы играет
- струны звучат на душе
- слиться с землёю и небом
- бродить, постигая устройство пространства, души, ремесла
- дубы замолкают
Стилистически окрашенные слова:
- брег
- отрешиться
- тризна
Оксюморон:
- лёгкая тризна
Парцелляция:
- Там дуб в богатырские трубы
Играет на сильном холме.
Но светлые, тихие струны
Звучат на душе и в уме.
- Слияния лёгкая тризна!
Дубы замолкают тогда.
И грозные трубы отчизна
Сменяет на флейту дрозда.
Антитеза (на основе использования антонимов):
- грозные трубы – флейта дрозда
- богатырские трубы – светлые, тихие струны
Ряды однородных членов:
- светлые, тихие струны
- звучат на душе и в уме
- слиться с землёю и небом
- тополь так лёгок, летуч и ветвист
- постигая устройство пространства, души, ремесла
Восклицательные предложения:
- какое прекрасное свойство – уметь отрешиться от зла, бродить, постигая устройство пространства, души, ремесла!
- слияния лёгкая тризна!
6. Какое слово является деепричастием?
а) отрешиться
б) постигая
в) слиться
г) бродить
а) отрешиться (что сделать?) глагол)
б) постигая (что делая?) деепричастие)
в) слиться (что сделать?) глагол)
г) бродить (что делать?) глагол)
Ответ: слово б) постигая является деепричастием.
7. Какое прилагательное не входит в грамматическую основу предложения?
а) лёгок
б) беспечный
в) летуч
г) ветвист
а) лёгок (тополь лёгок) (тополь (каков?) лёгок; прилагательное входит в грамматическую основу)
б) беспечный (беспечный артист) (артист (какой?) беспечный; прилагательное не входит в грамматическую основу)
в) летуч (тополь летуч) (тополь (каков?) летуч; прилагательное входит в грамматическую основу)
г) ветвист (тополь ветвист) (тополь (каков?) ветвист; прилагательное входит в грамматическую основу)
Ответ: прилагательное б) беспечный не входит в грамматическую основу предложения.
8. Объясните орфограммы и знаки препинания.
Там дуб (проверочное слово: дубы) в богатырские (словарное слово) трубы
Играет (играть, 1 спряжение) на сильном холме. (проверочное слово: холм)
Но светлые, (запятая между однородными определениями) тихие струны
Звучат на душе и в уме.
И слиться (мечтает (что сделать?) слиться) с землёй (проверочное слово: земли) и небом (2 склонение, творительный падеж)
Мечтает (мечтать, 1 спряжение) беспечный (приставка перед основой на глухой согласный) артист, (запятая разделяет части сложного предложения)
С закатом, (запятая разделяет части сложного предложения) где тополь (словарное слово) над брегом (2 склонение, творительный падеж)
Так лёгок, (запятая между однородными сказуемыми) летуч (проверочное слово: полёт) и ветвист. (проверочное слово: ветви)
Какое прекрасное (словарное слово) свойство – (подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - инфинитивом)
Уметь отрешиться (уметь (что сделать?) отрешиться) от зла, (запятая между однородными сказуемыми)
Бродить, (проверочное слово: бродит) (запятой выделяется деепричастный оборот) постигая (первая безударная гласная является непроверяемой; проверочное слово: постигнет) устройство
Пространства, (словарное слово) (запятая между однородными дополнениями) души, (запятая между однородными дополнениями) ремесла! (словарное слово)
Слияния лёгкая (проверочное слово: лёгок) тризна!
Дубы замолкают (проверочное слово: молча) тогда.
И грозные трубы отчизна (словарное слово)
Сменяет (сменять, 1 спряжение) на флейту дрозда. (проверочное слово: дрозд)
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.
10. Прокомментируйте строки: «Какое прекрасное свойство — уметь отрешиться от зла...» Напишите об этом текст-рассуждение.
«Какое прекрасное свойство – уметь отрешиться от зла».
Умение отрешиться от зла – это действительно прекрасное свойство, которое позволяет человеку сохранить свою внутреннюю гармонию и душевное равновесие. Оно подразумевает способность не поддаваться негативным эмоциям, не отвечать злом на зло, не участвовать в конфликтах и сохранять спокойствие даже в самых сложных ситуациях.
Это качество помогает человеку видеть мир в более светлых тонах, находить положительные моменты в любой ситуации и не терять никогда надежду. Оно способствует развитию эмпатия, понимания и сострадания к другим людям. Кроме того, умение отрешиться от зла может стать основой для духовного роста и самосовершенствования.
Однако заметим, что отрешение от зла не означает пассивное принятие несправедливости или отказ от борьбы за свои права и свободы. Это, скорее, выбор в пользу мирного разрешения конфликтов, поиск компромиссов и стремление к гармонии в отношениях с окружающими.
Как мы видим, умение отрешиться от зла – это важное качество, которое может сделать жизнь человека более спокойной, счастливой и гармоничной. Оно помогает преодолеть трудности, сохранять душевное равновесие и стремиться к лучшему будущему.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением