Упр.450 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
450. 1. Прочитайте отрывки из стихотворения Н. Рубцова «Жар-птица».
Когда приютит задремавшее стадо
Семейство берёз на холме за рекой,
Пастух, наблюдая игру листопада,
Лениво сидит и болтает ногой...
А дальше за лесом — большая деревня.
Вороны на ёлках, старухи в домах.
Деревни, деревни вдали на холмах,
Меж ними село с колокольнею древней...
В деревне виднее природа и люди.
Конечно, за всех говорить не берусь!
Виднее над полем при звёздном салюте,
На чём поднималась великая Русь.
...Как просто в прекрасную глушь листопада
Уводит меня полевая ограда,
И детское пенье в багряном лесу,
И тайна древнейших строений и плит,
И только от бывшей печали, быть может,
Нет-нет да и вспомнится вдруг, затревожит,
Что осень, жар-птица, вот-вот улетит.
2. Укажите изобразительно-выразительные средства.
Для справки: эпитеты, метафоры, сравнение, мно-госоюзие, восклицательное предложение, градация, многоточие.
Эпитеты:
- древней (колокольнею)
- звёздном (салюте)
- великая (Русь)
- прекрасную (глушь)
- багряном (лесу)
- древнейших (строений)
Метафоры:
- семейство берёз
- берёзы приютят стадо
- игра листопада
- глушь листопада
Сравнение:
- осень, жар-птица
Многосоюзие:
- и детское пенье в багряном лесу, и тайна древнейших строений и плит, и только от бывший печали, быть может…
Восклицательное предложение:
- Конечно, за всех говорить не берусь!
Градация:
- вороны на ёлках – старухи в домах – деревни – деревни на холмах – село с колокольнею
- полевая ограда – детское пенье – тайна древнейших строений и плит
Многоточие:
- …лениво сидит и болтает ногой…
- …меж ним село с колокольнею древней…
3. Запишите третью строфу, подчеркните грамматические основы предложений.
В деревне виднее природа и люди.
Конечно, за всех говорить не берусь!
Виднее над полем при звездном салюте,
На чём поднималась великая Русь.
4. Выпишите вводные слова.
- конечно
- быть может
5. Какое слово является причастием?
а) древнейший
б) задремавшее
в) прекрасная
г) багряный
а) древнейший (какой?) прилагательное)
б) задремавшее (какое?) обозначает признак предмета по действию, причастие)
в) прекрасная (какая?) прилагательное)
г) багряный (какой?) прилагательное)
Ответ: слово б) задремавшее является причастием.
6. Выпишите из первой строфы деепричастный оборот.
Когда приютит задремавшее стадо
Семейство берёз на холме за рекой,
Пастух, наблюдая игру листопада,
Лениво сидит и болтает ногой…
Деепричастный оборот: наблюдая игру листопада.
7. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
а) багряный лес
б) древняя колокольня
в) семейство берёз
г) детское пенье
а) багряный лес; лес (какой?) багряный; согласование
б) древняя колокольня; колокольня (какая?) древняя; согласование
в) семейство берёз; семейство (чьё?) берёз; управление
г) детское пенье; пенье (какое?) детское; согласование
Ответ: в словосочетании в) семейство берёз связь иная, чем согласование; в словосочетании связь управление.
8. Замените словосочетание детское пенье синонимичным с подчинительной связью управление.
- детское пенье – пенье детей
- детское пенье; пенье (какое?) детское; согласование
- пенье (чьё?) детей; управление
9. Сколько грамматических основ в первом предложении?
(Когда приютит задремавшее стадо семейство берёз на холме за рекой)1, [пастух, наблюдая игру листопада, лениво сидит и болтает ногой]2…
В данном предложении 2 грамматические основы.
10 Объясните орфограммы и знаки препинания.
Когда приютит (словарное слово) задремавшее (проверочное слово: дрёма) стадо
Семейство (проверочное слово: семьи) берёз (словарное слово) на холме (проверочное слово: холм) за рекой, (проверочное слово: речка) (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
Пастух, (запятой выделяется деепричастный оборот) наблюдая игру (проверочное слово: игры) листопада, (проверочное слово: лист; соединительная гласная о после твёрдого согласного) (запятой выделяется деепричастный оборот)
Лениво (проверочное слово: лень) сидит (проверочное слово: сидя) и болтает (словарное слово) ногой… (проверочное слово: ноги)
А дальше (проверочное слово: даль) за лесом (2 склонение, творительный падеж) – (пропущено сказуемое) большая (проверочное слово: больше) деревня. (словарное слово)
Вороны (проверочное слово: ворон) на ёлках, (запятая разделяет части сложного предложения) старухи в домах. (проверочное слово: дом)
Деревни, (запятая между однородными подлежащими) деревни вдали (деревни (где?) вдали; наречия пишутся слитно) на холмах, (запятая разделяет части сложного предложения)
Меж ними село (проверочное слово: сельский) с колокольнею (проверочное слово: колокол; вторая безударная гласная является непроверяемой) древней…
В деревне виднее природа (словарное слово) и люди.
Конечно, (сочетание чн пишется без мягкого знака) (запятой выделяется вводное слово) за всех говорить (проверочное слово: говор) не (частица не с глаголами пишется раздельно) берусь!
Виднее над полем при звездном (проверочное слово: звезда) салюте, (запятая разделяет части сложного предложения)
На чём поднималась (чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс –а-) великая Русь.
…Как просто в прекрасную (словарное слово) глушь (женский род, 3 склонение) листопада
Уводит (уводить, 2 спряжение) меня полевая (проверочное слово: поле) ограда, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения)
И детское (проверочное слово: дети) пенье (разделительный мягкий знак перед гласной е) в багряном (словарное слово) лесу, (запятая разделяет части сложного предложения)
И тайна древнейших строений (проверочное слово: строит) и плит, (запятая разделяет части сложного предложения)
И только от бывшей печали, (запятой выделяется вводное слово) быть может, (запятой выделяется вводное слово)
Нет-нет (слова, образованные при помощи повторения основы, пишутся через дефис) да и вспомнится (что сделает?) вспомнится) вдруг, (запятая между однородными сказуемыми) затревожит, (затревожить, 2 спряжение) (запятая разделяет части сложного предложения)
Что осень, (проверочное слово: осенний) (запятой выделяется уточнение) жар-птица, (равнозначные существительные без соединительной гласной) (запятой выделяется уточнение) вот-вот (слова, образованные при помощи повторения основы, пишутся через дефис) улетит. (проверочное слово: полёт)
11. Подготовьтесь к выразительному чтению.
12. Как вы понимаете мысли и чувства автора, воплощённые в строке В деревне виднее природа и люди? Напишите об этом.
Стихотворение Н. Рубцова «Жар-птица» относится к деревенской лирике. Оно описывает простой деревенский пейзаж таким, каким видел его поэт.
Строчка «в деревне виднее природа и люди» выражают идею о том, что в деревне, вдали от города и его суеты, человек может лучше понять и оценить красоту природы и глубину человеческих отношений.
В деревне человек находится ближе к природе и потому может спокойно наслаждаться её красотой. Деревенская жизнь размеренная и неторопливая, она позволяет человеку также замедлиться вместе с ней и обратить внимание на окружающий мир. Природа становится источником вдохновения и умиротворения, помогая человеку обрести гармонию с собой и окружающим миром.
Кроме того, в деревне людей обычно живёт не очень много, поэтому все всех знают. Благодаря этому деревенские люди ближе друг к другу, их отношения более искренние и открытые. В городе люди часто разобщены и заняты исключительно своими делами. В деревне же люди живут общиной, помогают друг другу и поддерживают в трудные моменты. Это позволяет людям лучше понимать друг друга, а также ценить и уважать.
Таким образом, мы видим, что строчка «в деревне виднее природа и люди» рисует картину сельской местности, где человек лучше видит и понимает природу за счёт своей близости к ней, а также глубже осознает человеческие отношения. Деревня – это место, где человек может обрести гармонию с собой и окружающим миром, найти вдохновение и поддержку.
13. В чём особая выразительность сравнения осени с жар-птицей? Напишите об этом в сочинении-рассуждении.
Сравнение осени с жар-птицей в стихотворении обладает особой выразительностью, поскольку оно позволяет Н. Рубцову передать красоту и мимолётность этого времени года. Осень, как и жар-птица, является символом чего-то прекрасного и неуловимого. Она приносит с собой яркие краски, прохладу и свежесть, но в то же время наминает о скором приближении зимы.
Сравнение осени с жар-птицей создаёт образ чего-то волшебного и загадочного. Оно обращает внимание читателей о том, что время быстротечно и что важно ценить каждый момент жизни. Кроме того, это сравнение подчёркивает красоту и уникальность осени, которая, подобно жар-птице, оставляет после себя незабываемые впечатления.
Следовательно, сравнение осени с жар-птицей является одним из ключевых элементов данного стихотворения. Оно придаёт особую выразительность, красоту и глубину стихотворению Николая Рубцова. Он передаёт свои чувства и эмоции, связанные с осенью, используя это сравнение, и стремится вызвать аналогичные чувства у читателя.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением