Упр.445 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 445. 1. Подготовьтесь к сжатому изложению.Мне было семнадцать лет, когда я окончил школу и поехал через весь Дальний Восток и Сибирь в Москву. Добирался до столицы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
445. 1. Подготовьтесь к сжатому изложению.
Мне было семнадцать лет, когда я окончил школу и поехал через весь Дальний Восток и Сибирь в Москву. Добирался до столицы больше месяца и едва успел подать заявление в институт. Парень я был тогда неутомимый и, узнав, что до начала занятий есть ещё время, провёл остаток лета с альпинистами в Кабарде.
Кроме чтения, прочно вошла в мою жизнь другая страсть — любовь к расстояниям. Она во многом определила потом мои поступки. Каждое студенческое лето я проводил с товарищами в походах. Так мы прошли на вёслах всю Волгу, побывали на Дону и Кубани, прошли пешком весь Крым. Все эти поездки обогащали новыми впечатлениями, расширяли кругозор, расцвечивали® жизнь и без того хорошую и ясную. Молодость начиналась весело и бурно.
Институт истории, философии и литературы (ИФЛИ), в котором я учился,7 оставил глубокий след в памяти всех его питомцев. И дело здесь не только в высоком качестве лекций, читавшихся такими корифеями гуманитарных5 наук, как Д. Н. Ушаков и К). М. Соколов, Гудзий и Благой. Светлой и свободной была атмосфера, которой мы дышали в коридорах и общежитиях.
В эти годы состоялось моё окончательное приобщение к поэзии... Ко времени приезда в Москву у меня уже было несколько исписанных стихами тетрадей.
(С. Наровчатов)
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: увлечения автора в молодости.
Основная мысль:
- «любовь к расстояниям во многом определила потом мои поступки»
- ИФЛИ оставил глубокий след в памяти
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: молодость, учёба, институт, страсть к путешествиям, походы, ИФЛИ, лекции, атмосфера, поэзия.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 4 абзаца.
План текста:
1. Поступление в институт после школы и путешествия.
2. Любовь к путешествиям.
3. Влияние атмосферы института на автора.
4. Приобщение к поэзии.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: художественный.
Тип речи: повествование.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Укажите средства языковой выразительности.
Для справки: эпитеты, метафоры, инверсия, предложения с однородными членами, парцелляция.
Эпитеты:
- неутомимый (парень)
- ясная (жизнь)
- светлая и свободная (атмосфера)
Метафоры:
- прошли на вёслах
- молодость начиналась
- прошли весь Крым
- питомцы в институте
Инверсия:
- прочно вошла в мою жизнь другая страсть
- светлой и свободной была атмосфера
Предложения с однородными членами:
- … когда я окончил школу и поехал через весь Дальний Восток…
- добирался до столицы больше месяца и едва успел подать заявление в институт
- так мы прошли на вёслах всю Волгу, побывали на Дону и Кубани, прошли пешком весь Крым
- все эти поездки обогащали новыми впечатлениями, расширяли кругозор, расцвечивали жизнь и без того хорошую и ясную
- молодость начиналась бурно и весело
- и дело здесь не только в высоком качестве лекций, читавшихся таким корифеями гуманитарных наук, как Д.Н. Ушаков и Ю.М. Соколов, Гудзий и Благой
- светлой и свободной была атмосфера, которой мы дышали в коридорах и общежитиях
Парцелляция:
- мне было семнадцать лет, когда я окончил школу и поехал через весь Дальний Восток и Сибирь в Москву. Добирался до столицы больше месяца и едва успел подать заявление в институт.
3. Объясните значение слов корифеи, гуманитарный.
Корифей – выдающийся деятель в какой-либо области.
Гуманитарный – 1. (устар.) То же, что гуманный. 2. Связанный с научными дисциплинами, изучающими человеческое общество, человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук). 3. Связанный с правами человека и интересами человека, обращённый к человеческой личности. 4. Осуществляемый из гуманных соображений; бескорыстный.
4. Какое слово является деепричастием?
а) добирался
б) узнав
в) неутомимый
г) пешком
а) добирался (что делал?) глагол)
б) узнав (что сделав?) деепричастие)
в) неутомимый (какой?) прилагательное)
г) пешком (как?) наречие)
Ответ: слово б) узнав является деепричастием.
5. Из третьего абзаца выпишите причастие.
- читавшихся
6. В каком словосочетании связь иная, чем управление?
а) гуманитарные науки
б) любовь к расстояниям
в) подать заявление
г) приобщение к поэзии
а) гуманитарные науки; науки (какие?) гуманитарные; согласование
б) любовь к расстояниям; любовь (к чему?) к расстояниям; управление
в) подать заявление; подать (что?) заявление; управление
г) приобщение к поэзии; приобщение (к чему?) к поэзии; управление
Ответ: в словосочетании а) гуманитарные науки связь иная, чем управление. В данном словосочетании связь согласование.
7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами: расстояние, исписанный, расширяли, расцвечивали, приобщение, в памяти?
- расстояние (приставка перед основой на глухой согласный)
- исписанный (приставка перед основой на глухой согласный; в суффиксе страдательных причастий пишется удвоенная нн)
- расширяли (приставка перед основой на глухой согласный; проверочное слово: ширь; после шипящих пишется гласная и)
- расцвечивали (приставка перед основой на глухой согласный; расцвечиваю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется)
- приобщение (приставка при- имеет значение «присоединение»)
- в памяти (в (чём?) в памяти; между существительным и предлогом можно вставить вопрос; 3 склонение, предложный падеж)
Ответ: данными примерами можно подтвердить следующие орфографические правила:
- перед основой на глухой согласный в приставках на согласные с/з пишется согласный с (расстояние, исписанный, расширяли, расцвечивали)
- в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн (исписанный)
- безударную гласную в корне слова можно проверить при помощи проверочного слова, где эта гласная стоит в сильной позиции (расширяли)
- правописание суффиксов -ива- (-ыва-) (расцвечивали)
- правописание приставки при- (приобщение)
- предлоги с существительными пишутся раздельно (в памяти)
- правописание безударных окончаний существительных зависит от склонения и падежа существительного (в памяти)
8. Составьте схемы сложных предложений.
[Мне было семнадцать лет]1, (когда я окончил школу и поехал через весь Дальний Восток и Сибирь в Москву)2.
[= -]1, (когда - = и =)2.
[Парень я был тогда неутомимый и, узнав, (что до начала занятий есть ещё время)2, провёл остаток лета с альпинистами в Кабарде]1.
[- =, (что = -)2, =]1.
[Институт истории, философии и литературы (ИФЛИ), (в котором я учился)2, оставил глубокий след в памяти всех его питомцев]1.
[-, (в котором - =)2, =]1.
[Светлой и свободной была атмосфера]1, (которой мы дышали в коридорах и общежитиях)2.
[= -]1, (которой - =)2.
9. Напишите сочинение на одну из тем: «Чем интересна и полeзнa страсть к путешествиям, любовь к расстояниям», «Как происходит приобщение к поэзии?»
Как происходит приобщение к поэзии
Приобщение к поэзии – это процесс, которых начинается с первых дней и продолжается всю жизнь. Он может происходить по-разному, но всегда оставляется глубокий след в душе человека.
Для многих первым знакомством с поэзией становятся детские колыбельные, которые нам поют родители, а в дальнейшем – детские стихи. Эти стихотворения, как правило, просты и понятны, однако они способны зародить интерес к поэзии и узнать и прочитать гораздо больше.
Дальнейшее знакомство с поэзией происходит в школе на уроках сначала чтения, а затем и литературы. Учитель может заинтересовать миром поэзии, показать его красоту и глубину. Также открыть для себя мир поэзии можно при самостоятельном чтении стихотворении и поиску новых поэтов.
Поэзия прежде всего связана с личным восприятием и пониманием стихов. Каждый человек находит в поэзии что-то своё, то, что откликается в его душе. Это может быть что угодно: чувство, мысль, образ, настроение. Поэзия способна помочь выразить свои чувства и мысли, а иногда найти поддержку и утешение.
Приобщение к поэзии – это не просто чтение стихов, это погружение в мир образов и чувств, это открытие нового взгляда на мир. И этот путь может привести к лучшему пониманию себя самого, окружающих нас людей и окружающего мира, а также к внутренней гармонии и спокойствию.
Орфографический анализ слов:
Расцвечивали
1. расцвечивали
2. Правописание приставок рас-/рос-; приставка рас- является безударной: расцвечивали.
3. Правописание приставок на согласные с/з; приставка перед основой на глухой согласный.
4. Правописание суффиксов -ива- (-ыва-), -ева- (-ова-); расцвечиваю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс сохраняется.
Приобщение
1. приобщение
2. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «присоединение».
3. Безударная гласная в корне слова; словарное слово.
Пунктуационный анализ предложения:
Институт истории,(1) философии и литературы (ИФЛИ),(2) в котором я учился,(3) оставил глубокий след в памяти всех его питомцев.(4)
Запятая 1 разделяет однородные дополнения истории, философии, соединённые при помощи бессоюзной связи.
Запятые 2, 3 отделяют главное предложение от придаточного.
Точка 4 ставится в конце повествовательного невосклицательного предложения.
Лексический анализ слова:
Гуманитарных
1. Гуманитарный – связанный с научными дисциплинами, изучающими человеческое общество, человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук).
2. Многозначное слово.
Гуманитарный – 1. (устар.) То же, что гуманный. 2. Связанный с научными дисциплинами, изучающими человеческое общество, человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук). 3. Связанный с правами человека и интересами человека, обращённый к человеческой личности.
3. Употреблено в прямом (2) значении.
4. Синонимов нет.
5. Антонимы (в данном контексте): математический.
6. Заимствованно из французского языка: humanitaire – относящийся к наукам о человеке и его культуре.
7. Относится к общеупотребительной лексике.
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмов со словом нет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением