Упр.453 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 453. 1. Прочитайте отрывки из воспоминаний литературоведа и сатирика 3. Паперного (1983). Произведите лексический анализ текста.У каждого артиста есть нечто вроде...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
453. 1. Прочитайте отрывки из воспоминаний литературоведа и сатирика 3. Паперного (1983). Произведите лексический анализ текста.
У каждого артиста есть нечто вроде большого и малого круга кровообращения. Большой круг — зрители, телезрители, радиослушатели. Малый круг — домашний, приятельский.
Леонид Осипович Утёсов — один из самых знаменитых королей эстрады. Как подсчитать, сколько тысяч и тысяч раз звучал его голос — с граммофонов, патефонов, магнитофонов, радиол, проигрывателей, по радио, с телеэкрана. Он был виден и слышен издалека0. Широко шагнула его слава. Она была и остаётся долговременной и прочной. Немало певцов вырывались к свету рампы, становились модными и потом исчезали во тьме забвения. А слава Утёсова — не мимолётная, не похожая на минутную вспышку — разгоралась всё больше.
И в то же время Леонид Осипович превосходно себя чувствовал в «малом круге» — среди друзей, знакомых, в весёлой компании.
Мне посчастливилось видеть его вблизи, встречаться с ним, переписываться, обмениваться шуточными стихотворными посланиями.
Весну — лето 1963 года я проводил под Москвой в Переделкинском доме творчества. Там жили в это время Леонид Утёсов и Аркадий Райкин... И вот я сижу с ними обоими в столовой за одним столом. Это была, пожалуй, самая весёлая пора в моей жизни. Оба они — Утёсов и Райкин — были прекрасно настроены и охотно делились рассказами о смешных, анекдотических историях. При этом манера «повествования» у них была совершенно различная. Райкин обо всём говорил тихо, сдержанно, невозмутимо. Лицо — всё время подчёркнуто нейтральное...
Совсем другое дело — Леонид Осипович. Он рассказывает увлечённо, азартно... Говорит и всего себя вкладывает в каждое слово.
Когда мы с ним расстались, мне очень его не хватало, и я стал ему писать. Он отвечал на каждое «послание». С тех пор я уже хорошо знал, что ни одно моё письмо не останется без ответа. Непременно стихотворного. И уж конечно весёлого, острого, озорного...
В одном из своих писем-стихотворений Утёсов пишет:
Войдите в моё положенье:
Мне нужен смех, друзья, движенье.
А главное — нужны мне уши,
Меня желающие слушать.
Леонид Осипович — один из самых общительных, контактных людей, с какими мне приходилось встречаться. Когда он говорил с одним человеком, рассказывал ему что-нибудь смешное или пел какую-нибудь забавную песенку — он затрачивал при этом столько усилий, как будто перед ним не единственный слушатель, а большая аудитория. Это был костёр, который мгновенно разгорался0 и уже пылал в полную силу, не затухая...
Лексический анализ текста.
1) Стиль текста – публицистический.
2) Тема текста: знакомство автора с Утёсовым и Райкиным.
Основная мысль: оба деятеля культуры были талантливы по-своему и в жизни также были очень индивидуальны.
3) Ключевые слова: Леонид Утёсов, общительный, артист, эстрада, общение, рассказы, малый круг, письма, стихи.
4) Изобразительно-выразительные средства:
- тропы: метафоры (большой и малый круг), перифраза (король эстрады), олицетворения (слава шагала)
- фигуры речи: недосказанность (Лицо – всё время подчёркнуто нейтральное); инверсия (Широко шагнула его слава); антитеза (Райкин обо всём говорил тихо, сдержанно, невозмутимо. Лицо – всё время подчёркнуто нейтральное… Совсем другое дело 0 Леонид Осипович. Он рассказывает увлечённо, азартно).
2. На какой вопрос нет ответа в тексте?
а) С кем общался автор, находясь в Доме творчества?
б) В чём особенности манеры повествования каждого из королей эстрады — Райкина и Утёсова?
в) Как часто Утёсов давал концерты, выступая перед большой аудиторией?
г) Почему, характеризуя Утёсова, автор использует слово костёр?
а) С кем общался автор, находясь в Доме творчества?
«Там жили в это время Леонид Утёсов и Аркадий Райкин».
б) В чём особенности манеры повествования каждого из королей эстрады – Райкина и Утёсова?
«Райкин обо всём говорил тихо, сдержанно, невозмутимо. Лицо – всё время подчёркнуто нейтральное… Совсем другое дело – Леонид Осипович. Он рассказывает увлечённо, азартно… Говорит и всего себя вкладывает в каждое слово».
в) Как часто Утёсов давал концерты, выступая перед большой аудиторией?
Ответа на данный вопрос в тексте нет.
г) Почему, характеризуя Утёсова, автор использует слово костёр?
«Когда он говорил с одним человеком, рассказывал ему что-нибудь смешное или пел какую-нибудь забавную песенку – он затрачивал при этом столько усилий, как будто перед ним не единственный слушатель, а большая аудитория. Это был костёр, который мгновенно разгорался и уже пылал в полную силу, не затухая…»
Ответ: в тексте нет ответа на вопрос в)
3. Укажите средства языковой выразительности.
Для справки: сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы, оценочная лексика, ряды однородных членов, оксюморон, цитирование, парцелляция.
Сравнения:
- нечто вроде большого и малого круга кровообращения
- он затрачивал при этом столько усилий, как будто перед ним не единственный слушатель, а большая аудитория
Эпитеты:
- прочная (слава)
- забавная (песенка)
Метафоры:
- король эстрады
- слава широко шагнула
- слава разгоралась
- костёр, который мгновенно разгорался и уже пылал в полную силу
Синонимы:
- зрители, телезрители, радиослушатели
- домашний, приятельский
- виден и слышен
- долговременной и прочной
- друзья, знакомые, весёлая компания
- смешные, анекдотические
- тихо, сдержанно, невозмутимо
- увлечённо, азартно
- весёлого, острого, озорного
- общительный, контактный
- говорил, рассказывал
- смешной, забавный
Антонимы:
- большой – малый
- тихо, сдержанно, невозмутимо – увлечённо, азартно
- единственный слушатель – большая аудитория
- становились модными – исчезал в тени забвения
Оценочная лексика:
- мне посчастливилось видеть его вблизи
Ряды однородных членов:
- большой круг – зрители, телезрители, радиослушатели
- малый круг – домашний, приятельский
- с граммофонов, патефонов, магнитофонов, радиол, проигрывателей, по радио, с телеэкрана
- вырывались к свету рампы, становились модными и потом исчезали во тьме забвения
- среди друзей, знакомых, в весёлой компании
- видеть его вблизи, встречаться с ним, переписываться, обмениваться шуточными стихотворными посланиями
- говорил тихо, сдержанно, невозмутимо
- рассказывает увлечённо, азартно
- и уж конечно весёлого, острого, озорного
Цитирование:
- в одном из своих писем-стихотворений Утёсов пишет:
Войдите в моё положенье:
Мне нужен смех, друзья, движенье.
А главное – нужны мне уши,
Меня желающие слушать
Парцелляция:
С тех пор я уже хорошо знал, что ни одно моё письмо не останется без ответа. Непременно стихотворного. И уж конечно весёлого, остроумного, озорного.
4. Объясните значение слов: нейтральный, анекдотический.
Нейтральный – 1. Не примыкающий ни к одной из сторон (в споре, в политической борьбе и т. п.). 2. Никого не затрагивающий; одинаково относящийся ко всем. 3. Не оказывающий никакого — ни полезного, ни вредного — действия. 4. (разг.) Не принадлежащий ни одной из сторон. 5. (хим.) Не дающий ни щелочной, ни кислотной реакции. 6. (физ.) Не имеющий ни положительного, ни отрицательного электрического заряда.
Анекдотический – 1. Являющийся анекдотом. 2. Маловероятный, комичный, похожий на анекдот.
5. Какое слово является деепричастием?
а) непременно
б) не затухая
в) увлечённо
г) азартно
а) непременно (как?) наречие)
б) не затухая (что делая?) деепричастие)
в) увлечённо (как?) наречие)
г) азартно (как?) наречие)
Ответ: слово б) не затухая является деепричастием.
6. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении?
(Когда он говорил с одним человеком, рассказывал ему что-нибудь смешное или пел какую-нибудь забавную песенку)1 – [он затрачивал при этом столько усилий]2, (как будто перед ним не единственный слушатель, а большая аудитория)3.
В данном предложении 3 грамматические основы.
7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами: разгоралась, исчезать, издалека, положенье, не затухая?
- разгоралась (приставка перед основой на звонкий согласный; чередование –гар-/-гор-, в безударном положении пишется гласная о: разгоралась; постфикс –сь после гласного)
- исчезать (приставка перед основой на глухой согласный)
- издалека (приставка перед основой на звонкий согласный)
- положенье (чередование –лаг-/-лож-, перед согласной ж пишется гласная о)
- не затухая (частица не с деепричастиями пишется раздельно)
Ответ. С помощью данных слов можно подтвердить следующие орфографические правила:
- правописание приставок на согласные с/з (разгоралась, исчезать, издалека)
- правописание корней с чередованием (разгоралась, положенье)
- правописание постфиксов сь/ся (разгоралась)
- правописание частицы не с деепричастиями (не затухая)
8. Выпишите 5 словосочетаний с наречиями.
Словосочетания с наречиями:
- виден и слышен издалека
- широко шагнула
- чувствовал себя превосходно
- видеть вблизи
- прекрасно настроены
- охотно делились
- совершенно различная
- говорил тихо, сдержанно, невозмутимо
- подчёркнуто нейтральное
- рассказывает увлечённо, азартно
- очень не хватало
- хорошо знал
- непременно стихотворного
- мгновенно разгорался
9. Объясните знаки препинания.
У каждого артиста есть нечто вроде большого и малого круга кровообращения. Большой круг – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) зрители, (запятая между однородными сказуемыми) телезрители, (запятая между однородными сказуемыми) радиослушатели. Малый круг – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) домашний, (запятая между однородными определениями) приятельский.
Леонид Осипович Утёсов – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) один из самых знаменитых королей эстрады. Как подсчитать, (запятая разделяет части сложного предложения) сколько тысяч и тысяч раз звучал его голос – (авторский знак препинания) с граммофонов, (запятая между однородными обстоятельствами) патефонов, (запятая между однородными обстоятельствами) магнитофонов, (запятая между однородными обстоятельствами) радиол, (запятая между однородными обстоятельствами) проигрывателей, (запятая между однородными обстоятельствами) по радио, (запятая между однородными обстоятельствами) с телеэкрана. Он был виден и слышен издалека. Широко шагнула его слава. Она была и остаётся долговременной и прочной. Немало певцов вырывались к свету рампы, (запятая между однородными сказуемыми) становились модными и потом исчезали во тьме забвения. А слава Утёсова – (тире выделяется вставная конструкция) не мимолётная, (запятая между однородными определениями) не похожая на минутную вспышку – (тире выделяется вставная конструкция) разгоралась всё больше.
И в то же время Леонид Осипович превосходно себя чувствовал в «малом круге» - (тире перед перечислением) среди друзей, (запятая между однородными обстоятельствами) знакомых, (запятая между однородными обстоятельствами) в весёлой компании.
Мне посчастливилось видеть его вблизи, (запятая между однородными сказуемыми) встречаться с ним, (запятая между однородными сказуемыми) переписываться, (запятая между однородными сказуемыми) обмениваться шуточными стихотворными посланиями.
Весну – лето 1963 года я проводил под Москвой в Переделкинском доме творчества. Там жили в этом время Леонид Утёсов и Аркадий Райкин… И вот я сижу с ними обоими в столовой за одним столом. Это была, (запятой выделяется вводное слово) пожалуй, (запятой выделяется вводное слово) самая весёлая пора в моей жизни. Оба они – (тире выделяется вставная конструкция) Утёсов и Райкин – (тире выделяется вставная конструкция) были прекрасно настроены и охотно делились рассказами о смешных, (запятая между однородными определениями) анекдотических историях. При этом манера «повествования» у них была совершенно различная. Райкин обо всём говорил тихо, (запятая между однородными обстоятельствами) сдержанно, (запятая между однородными обстоятельствами) невозмутимо. Лицо – (пропущено сказуемое) всё время подчёркнуто нейтрально…
Совсем другое дело – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) Леонид Осипович. Он рассказывает увлечённо, (запятая между однородными обстоятельствами) азартно… Говорит и всего себя вкладывает в каждое слово.
Когда мы с ним расстались, (запятая разделяет части сложного предложения) мне очень его не хватало, (запятая разделяет части сложного предложения) и я стал ему писать. Он отвечал на каждое «послание». С тех пор я уже хорошо знал, (запятая разделяет части сложного предложения) что ни одно моё письмо не останется без ответа. Непременно стихотворного. И уж конечно весёлого, (запятая между однородными определениями) острого, (запятая между однородными определениями) озорного…
В одном из своих писем-стихотворений Утёсов пишет: (двоеточие перед цитатой)
Войдите в моё положенье: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением пояснения)
Мне нужен смех, (запятая между однородными сказуемыми) друзья, (запятая между однородными сказуемыми) движение.
А главное – (авторский знак) нужны мне уши, (запятой выделяется причастный оборот)
Меня желающие слушать.
Леонид Осипович – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) один из самых общительных, (запятая между однородными определениями) контактных людей, (запятая разделяет части сложного предложения) с какими мне приходилось встречаться. Когда он говорил с одним человеком, (запятая между однородными сказуемыми) рассказывал ему что-нибудь смешное или пел какую-нибудь забавную песенку – (вторая часть представляет вывод из первой) он затрачивал при этом столько усилий, (запятая разделяет части сложного предложения) как будто перед ним не единственный слушатель, (запятая между однородными дополнениями) а большая аудитория. Это был костёр, (запятая разделяет части сложного предложения) который мгновенно разгорался и уже пылал в полную силу, (запятой выделяется деепричастие) не затухая…
10. Подготовьтесь к выразительному чтению.
11. Напишите: 1) сжатое изложение или 2) сочинение на одну из тем: «Какова роль наречий в тексте», «Как раскрывается характер человека в процессе общения, в разговорах, в письмах».
1) Изложение
Леонид Осипович Утёсов был знаменитым королём страды, его голос звучал тысячи раз с различных устройств и в радиоэфире. Его слава была долговременной и прочной, в отличие от многих других певцов.
Утёсов чувствовал себя комфортно как в большом круге общения – среди зрителей и слушателей, так и в малом – среди друзей и знакомых. Мне посчастливилось видеть его и даже общаться лично.
Особенно запомнилась встреча в Доме творчества в Переделкино, где я смог увидеть Утёсова и Аркадия Райкина. Они оба были в прекрасном настроении и рассказывали смешные истории. Утёсов делал это увлечённо и азартно, вкладывая всего себя в каждое слово.
После этой встречи я начал вести переписку с Утёсовым, он всегда отвечал на мои письма остроумными и весёлыми стихотворениями.
Утёсов всегда, когда говорил с одним человеком, затрачивал столько же усилий, сколько и при общении с большой аудиторией. Это был костёр, который мгновенно разгорался и уже пылал в полную силу, не затухая…
2)
Какова роль наречий в тексте
Наречия играют ключевую роль в тексте, делая его более точным, выразительным и информативным. Они обозначают признаки действий, состояний или качеств, уточняя и конкретизируя описание. Например, наречие «быстро» указывает на скорость действия, а наречие «очень» усиливает степень проявления какого-либо признака.
Наречия помогают автору передать оттенки смысла, выразить своё отношение к описываемому событию или явлению. Они могут указывать на время, место, способ действия, его причину или следствие. Благодаря этому, текст становится более насыщенным и интересным для читателя.
Также наречия способствуют логической связности текста, помогая связывать предложения и абзацы текста между собой. Они могут выступать в качестве связующих звеньев, обеспечивая плавный переход от одной мысли к другой.
Следовательно, наречия являются важным элементов языка, позволяющим сделать текст более информативным, выразительным и логичным. Они обогащают язык, делая его более разнообразным и интересным для восприятия.
Орфографический анализ слов:
Издалека
1. издалека
2. Правописание приставок на согласные с/з; приставка перед основой на звонкий согласный.
3. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: даль.
4. Правописание суффиксов на конце наречий; у наречий с приставкой из- на конце пишется суффикс -а-.
Разгорался
1. разгорался
2. Правописание приставок раз-/роз-; приставка раз- является безударной: разгорался.
3. Правописание приставок на согласные с/з; приставка перед основой на звонкий согласный.
4. Безударная гласная в корне слова; чередование -гар-/-гор-; в безударном положении пишется гласная о: разгорался.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением