Упр.444 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
444. 1. Прочитайте отрывок из очерка поэта С. Наровчатова «О себе». Составьте схемы сложных предложений.
Родители мои жили в Москве, но часто наезжали в Хвалынск — небольшой городок на Волге, — там я и родился в октябре 1919 года. Навсегда запомнились краски, звуки и запахи тех лет. Белая, голубая, лиловая сирень. Она нагревается на солнце, и уже не запах, а какой-то сиреневый чад плывёт над садами. Над рекой перекликаются гудки — у каждого парохода свой, и мальчишки безошибочно угадывают: снизу идёт «Лермонтов», а сверху — «Пушкин». На пристани — крики грузчиков, лязг цепей, шумная сутолока. Там же запах дёгтя, рогож, рыбы. Всё это вместе называлось Волгой.
Читать научился рано, с трёх лет. С тех пор чтение — постоянная и ненасытная потребность. В семье у нас любили и знали книгу, и эта моя страсть препятствий не встречала. К тринадцати годам почти вся русская и зарубежная классика была проглочена мною. Именно «проглочена» — переварить «Красное и чёрное» или «Войну и мир» было затруднительно. Наряду и вместе с классиками шло бессистемное мальчишеское чтение всего, что попадалось на глаза. Вся приключенческая литература...
Проглатывая десятки, а то и сотни книг, я никак не замыкался в их цветном мире. Захлопнув недочитанный том, я летел сломя голову на просторный двор большого московского дома, где вопила и бушевала ребячья республика. Всё прочитанное я немедленно делал всеобщим достоянием. Один день все были запорожцами, на другой — становились мушкетёрами, в третий — «красными дьяволятами». В наши игры своеобразно вмешивалась действительность. Мальчишки конца 20-х — начала 30-х годов, мы были детьми своего времени. Весь мир у нас делился на красных и белых, промежуточных оттенков не существовало, и все категории добра и зла окрашивались только в эти два цвета. И Д’Артаньян всегда был у нас «красным», а миледи белогвардейкой...
Стихи я начал сочинять очень рано, чуть ли не с пяти лет. С двенадцати стал писать постоянно, в пятнадцать напечатал первое стихотворение в «Колымской правде».
[Родители мои жили в Москве, но часто наезжали в Хвалынск – небольшой городок на Волге]1, - [там я и родился в октябре 1919 года]2.
[- =, но =]1, - [- =]2.
[Она нагревается на солнце]1, и [уже не запах, а какой-то сиреневый чад плывёт над садами]2.
[- =]1, и [-, а - =]2.
[Над рекой перекликаются гудки]1 – [у каждого парохода свой]2, и [мальчишки безошибочно угадывают]3: [снизу идёт «Лермонтов»]4, а [сверху – «Пушкин»]5.
[= -]1 [-]2, и [- =]3: [= -]4, а [-]5.
[В семье у нас любили и знали книгу]1, и [эта моя страсть препятствий не встречала]2.
[= и =]1, и [- =]2.
[Наряду и вместе с классиками шло бессистемное мальчишеское чтение всего]1, (что попадалось на глаза)2.
[= -]1, (что =)2.
[Захлопнув недочитанный том, я летел сломя голову на просторный двор большого московского дома]1, (где вопила и бушевала ребячья республика)2.
[- =]1, (где = и = -)2.
[Весь мир у нас делился на красных и белых]1, [промежуточных оттенков не существовало]2, и [все категории добра и зла окрашивались только в эти два цвета]3.
[- =]1, [=]2, и [- =]3.
2. Чем текст «О себе» отличается от автобиографии? Какими примерами из текста можно проиллюстрировать особенности публицистического стиля?
Чем текст «О себе» отличается от автобиограф?
Автобиография – это описание внутреннего развития личности, где автор размышляет о своей жизни, о событиях, повлиявших на него, своих переживаниях. В автобиографии внешние события являются частью авторской биографии, а основной упор делается на внутреннем мире автора.
Данный текст представляет собой размышления о себе. Он описывает те события, которые происходили в жизни автора, но не углубляется в его внутренние переживания. Когда мы читаем этот текст, мы будто бы видим автора со стороны, но не отождествляем себя с ним (как при прочтении автобиографии).
Какими примерами из текста можно проиллюстрировать особенности публицистического стиля?
- использование разговорной лексики (переварить, вопила, бушевала; сломя голову, красные дьявольята)
- использование книжной лексики (чад)
- речевые клише (делал всеобщим достоянием; были детьми своего времени)
- средства языковой выразительности (эпитеты, метафоры, ряды однородных членов)
- собирательные местоимения (весь (мир); все (категории);
- разные типы предложений
3. Объясните значение фразеологизма сломя голову.
Сломя голову – очень быстро, стремительно.
4. Выпишите из текста прилагательные, которые обозначают цвет.
Прилагательные, обозначающие цвет:
- белая
- голубая
- лиловая
- сиреневый
- красное
- чёрное
5. Укажите среди данных пар слов антонимы (в том числе контекстуальные).
а) добро, зло
б) постоянная, ненасытная
в) снизу,сверху
г) красные, белые
а) добро, зло (слова имеют противоположное значение, антонимы)
б) постоянная, ненасытная (слова не имеют противоположного значения, не антонимы)
в) снизу, сверху (слова имеют противоположное значение, антонимы)
г) красные, белые (слова имеют противоположное значение в контексте данного текста, контекстуальные антонимы)
6. Замените словосочетание приключенческая литература синонимичным с подчинительной связью управление.
- приключенческая литература – литература о приключениях
- приключенческая литература; литература (какая?) приключенческая; согласование
- литература о приключениях; литература (о чём?) о приключениях; управление
7. Запишите первый абзац, объясните знаки препинания в предложениях с однородными членами. Какова роль этих предложений в тексте?
Родители мои жили в Москве, (запятая между однородными сказуемыми) но часто наезжали в Хвалынск – (тире выделяется пояснительная конструкция) небольшой городок на Волге, - (запятая разделяет части сложного предложения; тире выделяется пояснительная конструкция) там я и родился в октябре 1919 года. Навсегда запомнились краски, (запятая между однородными подлежащими) звуки и запахи тех лет. Белая, (запятая между однородными определениями) голубая, (запятая между однородными определениями) лиловая сирень. Она нагревается на солнце, (запятая разделяет части сложного предложения) и уже не запах, (запятая перед противительным союзом а) а какой-то сиреневый чад плывёт над садами. Над рекой перекликаются гудки – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением присоединения) у каждого парохода свой, (запятая разделяет части сложного предложения) и мальчишки безошибочно угадывают: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением пояснения) снизу идёт «Лермонтов», (название парохода заключается в кавычки; запятая разделяет части сложного предложения) а сверху – (пропущено сказуемое) «Пушкин». (название парохода заключается в кавычки) На пристани – (пропущено сказуемое) крики грузчиков, (запятая между однородными подлежащими) лязг цепей, (запятая между однородными подлежащими) шумная сутолока. Там же запах дёгтя, (запятая между однородными определениями) рогож, (запятая между однородными определениями) рыбы. Всё это вместе называлось Волгой.
Предложения с однородными членами помогают более точно и полно описать окружающую автора действительность. Благодаря им автор может детально раскрыть содержание текста. Предложения с однородными членами являются более выразительными, так как в них содержится больше информации.
8. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?
а) первое стихотворение
б) научился рано
в) писать постоянно
г) безошибочно угадывают
а) первое стихотворение; стихотворение (какое?) первое; согласование
б) научился рано; научился (когда?) рано; примыкание
в) писать постоянно; писать (когда?) постоянно; примыкание
г) безошибочно угадывают; угадывают (как?) безошибочно; примыкание
Ответ: в словосочетании а) первое стихотворение связь иная, чем примыканием. В данном словосочетании связь согласование.
9. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
1) правописание частицы не с прилагательными; небольшой (городок); можно заменить синонимом без частицы не: маленький
2) правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; октябре, сирень, лиловая; словарные слова
3) слитное правописание наречий; навсегда; запомнились (как?) навсегда; наречия пишутся слитно
4) правописание тся/ться; нагревается; она (что делает?) нагревается
5) непроизносимые согласные в корне слова; солнце; проверочное слово: солнышко
6) правописание неопределённых местоимений; какой-то; суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис
7) проверяемые безударные гласные в корне слова; рекой; проверочное слово: ре?чка
8) правописание неизменяемых приставок; перекликаются; приставка пере- является неизменяемой
9) оглушение согласного перед глухим согласным; гудки; проверочное слово: гудок
10) правописание сложных существительных; пароход; образовано при помощи соединительной гласной о после твёрдого согласного
11) правописание суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-); угадывают; угадываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; бушевала; бушую, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование -ева-/ую
12) безударные окончания существительных; на пристани; пристань – 3 склонение, предложный падеж
13) правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих; рогож; (нет) рогож; множественное число родительный падеж, мягкий знак не пишется
14) правописание частицы не с глаголами; не встречала; частица не с глаголами пишется раздельно
15) правописание суффиксов числительных; тринадцати; неизменяемый суффикс числительных -дцать
16) удвоенные согласные в корне слова; классика; словарное слово
17) правописание приставок на согласные с/з; бессистемное; перед основой на глухой согласный в приставке пишется согласная с
18) правописание частицы ни с отрицательными наречиями; никак; частица ни с отрицательными наречиями пишется слитно, является безударной: никак
19) правописание разделительного мягкого знака; ребячья; разделительный мягкий знак перед гласной я
20) правописание н/нн в суффиксах причастий; прочитанное; в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн
10. Напишите сжатое изложение (возможны два варианта: от 1-го или от 3-го лица).
Автор вспоминает своё детство, которое прошло в Москве и небольшом городке на Волге. Он рассказывает о ярких красках, звуках и запахах тех лет, которые навсегда остались в его памяти.
Автор рано научился читать, и с тех пор чтение стало его постоянной потребностью. К тринадцати годам он прочитал почти всю русскую и зарубежную классику. Вместе с этим он читал приключенческую литературу.
Прочитанные книги автор делал всеобщим достоянием, играя со сверстниками в различные игры, основанные на сюжетах этих произведений.
Стихи автор начал сочинять очень рано, а в пятнадцать лет напечатал своё первое стихотворение в газете «Колымская правда».
11. Прокомментируйте в сочинении-рассуждении утверждение: «С тех пор чтение — постоянная и ненасытная потребность». Можете ли вы так же сказать о себе? О своих друзьях?
С тех пор чтение – постоянная и ненасытная потребность
В данном тексте автор рассказывает нам о том, что в тексте и юности чтение стало для него постоянной и ненасытной потребностью. Эти воспоминания о детстве и юности, а также откровение о роли чтения в жизни автора являются ключевыми в понимании личности рассказчика, а также в его отношении к литературе.
С самого раннего возраста автор демонстрирует свою страсть к чтению. И эта страсть сохранилась у него на протяжении всей жизни. Он неоднократно подчёркивает, что чтение для него всегда было не просто хобби, а необходимостью, без которой он не могу представить своё существование.
Любовь к чтению также поддержала семья автора. Всё окружение способствовало, чтобы его интерес к литературе не ослабевал и сформировал его как личность.
Автор рассказывает нам, что прочитал «десятки, а то и сотни книг», начиная с классической литературы и заканчивая приключенческими романами. Такое разнообразие интересов свидетельствует о любознательности и стремлению узнать новое о мире и жизни вокруг через книги.
В современном мире чтение также остаётся важной частью человека. Многие старшие люди любят говорить, что молодое поколение совершенно ничего не читает. Однако это совершенно не так. Именно молодое поколение задалось вопросами о том, что наша планета находится в опасности, именно молодое поколение изучает, как возможно изменить нашу жизнь так, чтобы и сохранить привычный нам образ жизни, и сохранить природу в целости для следующих поколений.
Я очень люблю читать книги и читаю много с раннего детства. Я читаю не только то, что нам задают в школе по литературе, но и множество других книг, в том числе научно-популярных. Мои друзья тоже любят читать, они читают самую разную литературу. Потребность людей в чтении, возможно, немного видоизменилась с прошлых лет, однако не ушла полностью.
12. Напишите сочинение на одну из лингвистических тем: «Роль предложений с однородными членами», «Какова роль имён прилагательных, обозначающих цвет».
Роль предложений с однородными членами
Предложения с однородными членами играют важную роль в русском языке, делая его более выразительным и точным. Такие предложения позволяют автору более детально и конкретно описать предметы, действия или состояния. Это позволяет сделать повествование более насыщенным и информативным.
Например, в предложении «Там же запах дёгтя, рогож, рыбы. Всё это вместе называлось Волгой» есть однородные дополнения «дёгтя, рогож, рыбы». Они позволяют автору нарисовать яркую картину Волги, позволить читателю будто бы прочувствовать все запахи, которые были на реке.
Также предложения с однородными членами могут выражать одновременность действий, что позволяет сделать текст живым и динамичным. В предложении «Над рекой перекликаются гудки – у каждого парохода свой, и мальчишки безошибочно угадывают: снизу идёт «Лермонтов», а сверху – «Пушкин» содержатся однородные глаголы-сказуемые перекликаются, угадывают, идёт. Они дают возможность показать одновременность происходящих действий и дать читателю возможность как можно более детально представить себе описываемую сцену.
Ещё одна функция предложений с однородными членами – выражение противопоставления или сравнения различных объектов или явлений. Например, предложение «Проглатывая десятки, а то и сотни книг, я никак не замыкался в их цветном мире», есть однородные члены «десятки, а то и сотни», которые выражают сопоставление. Благодаря этому мы можем лучше понять автора, представив себе то количество книг, которое он прочёл.
Таким образом, роль предложений с однородными членами в тексте играет значительную роль. Они позволили сделать текст более точной, выразительной и информативной.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением