Упр.441 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 441. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Томик Пушкина».Застыл парнишка у порога,У ног — сутулый вещмешок.Ты всё ли взял себе в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
441. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Томик Пушкина».
Застыл парнишка у порога,
У ног — сутулый вещмешок.
Ты всё ли взял себе в дорогу?
Взгляни, браток, ещё разок.
Скользят глаза по старым стенам,
Что твой слыхали детский крик,
И время тает постепенно,
За мигом — миг, за мигом — миг.
Тебе совсем чуть-чуть отпущено, —
Всё сразу станет позади...
И он зелёный томик Пушкина
Смущённо прячет на груди.
А вихри мчались по России
В густом дыхании свинца,
И снег, и грязь теперь месили
Ботинки юного бойца...
Боец шагал в дыму сражений,
Где под ногами тлен и прах.
«Я помню чудное мгновенье...» —
Шептали губы у костра.
(А. Скворцов)
2. Укажите средства языковой выразительности.
Для справки: метафоры, эпитеты, вопросительное предложение, обращение, цитирование, многосоюзие, парцелляция, синонимы.
Метафоры:
- скользят глаза по старым стенам
- время тает
- стенам, что твой слыхали детский крик
- вихри мчались… в густом дыхании свинца
- боец шагал в дыму сражений
Эпитеты:
- сутулый (вещмешок)
- в густом (дыхании)
- юного (бойца)
Вопросительное предложение:
- Ты всё ли взял себе в дорогу?
Обращение:
- браток
Цитирование:
- «Я помню чудное мгновенье…»
Многосоюзие:
- и снег, и грязь
Парцелляция:
- Ты всё ли взял себе в дорогу? Взгляни, браток, ещё разок.
Синонимы:
- тлен, прах
3. Подберите синонимы к словам: юный, старый, сражение.
Юный – молодой, нестарый.
Старый – дряхлый, пожилой.
Сражение – битва, бой, схватка, побоище.
4. В каком словосочетании связь иная,чем согласование?
а) чудное мгновенье
б) юный боец
в) зелёный томик
г) тает постепенно
а) чудное мгновенье; мгновенье (какое?) чудно; согласование
б) юный боец; боец (какой?) юный; согласование
в) зелёный томик; томик (какой?) зелёный; согласование
г) тает постепенно; тает (как?) постепенно; примыкание
Ответ: в словосочетании г) тает постепенно связь иная, чем согласование. В данном словосочетании связь примыкание.
5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
Орфографические правила:
1) непроверяемые безударные гласные в корне слова; порог, словарное слово
2) оглушение согласного на конце слова; ног; проверочное слово: ноги
3) проверяемая безударная гласная в корне слова; взгляни; проверочное слово: глядя
4) смягчающий мягкий знак в корне слова между двумя согласными; скользят
5) безударные личные окончания глаголов; тает; таять, 1 спряжение
6) правописание н/нн в суффиксах наречий; постепенно; образовано от прилагательного «постепенный»; в суффиксах наречия пишется столько же нн, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано;
7) дефисное правописание наречий; чуть-чуть; наречия, образованные повторением одного и того же слова, пишутся через дефис
8) правописание неизменяемых приставок; позади; по- неизменяемая приставка
9) правописание н/нн в суффиксах прилагательных; юного; словарное слово
10) правописание разделительного мягкого знака; мгновенье; разделительный мягкий знак перед гласной е
Пунктуационные правила:
11) между частями сложного предложения ставится запятая:
[Застыл парнишка у порога], [у ног – сутулый вещмешок].
12) в неполном предложении на месте пропущенного члена (или членов) предложения ставится тире:
У ног – сутулый вещмешок (пропущено сказуемое)
13) обращение выделяется запятыми:
Взгляни, браток, ещё разок.
14) главное предложение от придаточного отделяется запятой:
[Скользят глаза по старым стенам], (что твой слыхали детский крик).
15) однородные члены предложения, соединённые повторяющими союзами, отделяются запятыми:
И снег, и грязь
16) цитирование ставится в кавычки, после цитаты перед словами автора ставится тире:
«Я помню чудное мгновенье…» - шептали губы у костра.
6. Самостоятельно сформулируйте на основе этого текста задания тестового характера (с выбором ответа).
1) Почему в предложении «у ног – сутулый вещмешок» ставится тире? (ответ а)
а) это неполное предложение
б) это сложное предложение
в) в предложении есть обобщающее слово с однородными членами
2) Какое слово состоит из корня и окончания? (ответ б)
а) застыл
б) юного
в) шагал
г) томик
3) Почему слова «и снег, и грязь» разделены запятой? (ответ а)
а) это однородные члены, соединённые повторяющимся союзом и
б) это обособленные члены предложения
в) запятой между этими словами не нужна
7. Сформулируйте несколько вопросов, заданий, направленных на повторение: 1) фонетики; 2) лексики; 3) морфологии; 4) пунктуации.
1) В каких словах из текста происходит оглушение согласного на конце слова и почему?
- ног
- миг
- снег
- грязь
В данных словах на конце происходит оглушение согласного, так как эти слова оканчиваются на парный по звонкости/глухости согласный.
2) Найдите в тексте стилистически окрашенные слова.
- браток (разговорное)
- разок (разговорное)
- вещмешок (разговорное)
- слыхали (разговорное)
- тлен (книжное)
3) Найдите в тексте разносклоняемое существительное.
- время
4) Найдите в тексте сложноподчинённое предложение.
а) Боец шагал в дыму сражений, где под ногами тлен и прах.
8. Выберите из текста слова и словосочетания для словарного диктанта, продиктуйте друг другу.
Словарный диктант:
- вещмешок
- ещё разок
- тает постепенно
- чуть-чуть отпущено
- смущённо
- ботинки юного бойца
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением