Упр.443 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 443. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из романа-странствия В. Конецкого. Произведите лексический анализ текста....Бог знает, что происходило во мне....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
443. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из романа-странствия В. Конецкого. Произведите лексический анализ текста.
...Бог знает, что происходило во мне. Помню только, подумал, что уже лет десять не был в Царском Селе. Куда ни носила нелёгкая — по всему миру, а вот ведь...
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева над вечной струёй вечно печальна сидит...
Снег лежал на плечах печальной девы в далёком Царском Селе. Снег лежал на липах. И деревья постанывали от новогоднего мороза. Синие лыжни пересекали парк между заиндевелыми кустами...
Печаль переживал я вместе с печальной девой, печаль, знакомую всем, кто уплывал или уезжал. Но печаль, в которой был Пушкин.
Убери Пушкина — и сегодняшняя Россия была бы иной. Это, очевидно, и есть роль личности в истории.
Произведите лексический анализ текста.
1) Тема текста – воспоминания о Царском Селе.
2) Основная мысль: убери Пушкина – и сегодня Россия была бы иной. Это, очевидно, и есть роль личности в истории.
3) Ключевые слова: Царское Село, дева, печаль, Пушкин, роль личности в истории.
4) Стиль текста – художественный.
5) Основная часть лексики относится к общеупотребительной.
6) Художественно-выразительные средства:
- эпитеты (печальной, заиндевелыми, праздный, разбитая)
- олицетворения (снег лежал, деревья постанывали)
- инверсия (печаль переживал я вместе с печальной девой)
- анафора (снег лежал на плечах печальной девы в далёком Царсокм Селе. Снег лежал на липах)
- лексический повтор (печаль переживал… - но печаль…)
7) В тексте нет синонимов, антонимов и омонимов.
8) В тексте нет неологизмов, диалектизмов и заимствований.
2. Укажите средства речевой выразительности.
Эпитеты:
- праздный (черепок)
- вечной (струёй)
- печальной (девы)
- новогоднего (мороза)
- заиндевелыми (кустами)
Олицетворение:
- снег лежал
- деревья постанывали
Инверсия:
- печаль переживал я вместе с печальной девой
Анафора:
- Снег лежал на плечах печальной девы в далёком Царском Селе. Снег лежал на липах.
Метонимия:
- убери Пушкина
- сегодняшняя Россия
3. Запишите последний абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Выпишите вводное слово, подберите к нему синонимы.
Убери Пушкина – и сегодняшняя Россия была бы иной. Это, очевидно, и есть роль личности в истории.
Вводное слово:
- очевидно
Подберём к нему синонимы:
Очевидно – вероятно, возможно, по-видимому, несомненно.
4. Укажите средства связи между предложениями. Что делает цитату органичной частью текста?
Укажите средства связи между предложениями:
- лексический повтор (снег лежал, печально)
- указательные местоимения (это)
- союзы в начале предложения (и деревья; но печаль)
- глаголы-сказуемые в одной временной форме (лежал, постанывали, носила, уплывал).
Что делает цитату органичной частью текста?
Цитата находится в той части текста, где автор рассказывает о своих мыслях и переживаниях. При описании своих переживаний автор опирается на цитату, так как она хорошо описывает его чувства. Именно это созвучие внутреннему состоянию автора делает цитату органичной частью текста.
5. Подготовьтесь к письму по памяти и выразительному чтению стихотворения Пушкина.
^Урну с водой уронив, ^/ об утёс её дева разбила. v//
^Дева печально сидит, ^/ праздный держа черепок. v//
^Чудо! ^// ^Не сякнет вода, ^/ изливаясь из урны разбитой; ^/
Дева над вечной струёй вечно печальна сидит… v//
6. Какое слово не является деепричастием?
а) держа
б) переживал
в) уронив
г) изливаясь
а) держа (что делая?) деепричастие)
б) переживал (что делал?) глагол)
в) уронив (что сделав?) деепричастие)
г) изливаясь (что делая?) деепричастие)
Ответ: слово б) переживал не является деепричастием, оно является глаголом.
7. В каком словосочетании связь иная,чем согласование?
а) печально сидит
б) печальная дева
в) сегодняшняя Россия
г) новогодний мороз
а) печально сидит; сидит (как?) печально; примыкание
б) печальная дева; дева (какая?) печальная; согласование
в) сегодняшняя Россия; Россия (какая?) сегодняшняя; согласование
г) новогодний мороз; мороз (какой?) новогодний; согласование
Ответ: в словосочетании а) печально сидит связи иная, чем согласование. В данном словосочетании связь примыкание.
8. Самостоятельно сформулируйте на основе этого текста задания тестового характера (с выбором ответа). Предложите их выполнить, работая в группе.
1) Какие слова не являются грамматической основой предложения? (ответ в)
а) снег лежал
б) я переживал
в) убери Пушкина
г) это есть роль личности в истории
2) Какое сочетание слов является фразеологизмом? (ответ а)
а) носила нелёгкая
б) роль личности в истории
в) по всему миру
3) Какое средство художественной выразительности есть в данном тексте? (ответ в)
а) аллегория
б) гротеск
в) метонимия
г) оксюморон
9. Сформулируйте несколько вопросов, заданий, направленных на повторение: 1) фонетики; 2) лексики; 3) орфографии; 4) пунктуации.
1) Для чего служит мягкий знак в слове печальной?
Мягкий знак в данном слове служит для обозначения мягкости согласного.
2) Объясните значение фразеологизма носила нелёгкая.
Носила нелёгкая – о человеке, который где-то шляется, болтается.
3) Объясните правописание приставки в словах переживал, пересекали.
В данных словах пишется неизменяемая приставка пере-.
4) Почему слово очевидно в последнем предложении выделяется запятыми?
Слово очевидно в последнем предложении является вводным словом, поэтому оно с двух сторон выделяется запятыми.
10. Выберите из текста слова и словосочетания для словарного диктанта, продиктуйте друг другу.
Словарный диктант:
- происходило
- в Царском Селе
- черепок
- над вечной струёй
- постанывали
- между заиндевелыми кустами
- переживал
- сегодняшняя Россия
11. Прокомментируйте в тексте-рассуждении мысль, выраженную в последнем абзаце.
Убери Пушкина – и сегодняшняя Россия была бы иной. Это, очевидно, и есть роль личности в истории.
В данных строках автор выражает мысль, которая касается роли личности в истории и её влияния на развитие общества. Автор подчеркивает, что вклад отдельной личности, такой как Александр Сергеевич Пушкин, в культурное и интеллектуальное наследие страны невозможно переоценить. Его творчество оказало огромное влияние на русскую литературу и культуру, сформировав и оформив современный русский литературный язык, а также обогатив его новыми образами и идеями.
Пушкин стал символом эпохи, его произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих людей. Они заставляют задуматься о таких важных вопросах, как вопросы бытия, любви, дружбы, чести и достоинства. Творчество Пушкина способствовало формированию национального самосознания и идентичности, а также укреплению культурных связей между Россией и другими странами.
Именно поэтому мы можем сделать вывод, что роль личности в истории действительно имеет очень большое значение. Такие личности, как Александр Сергеевич Пушкин оставляют неизгладимый след в культуре и обществе, влияя на мировоззрения и ценности будущих поколений. Вклад таких людей в развитие общества всегда очень велик.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением