Упр.442 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 442. 1. Прочитайте отрывок из книги Лидии Гинзбург «О лирике», ^	определите тему, основные мысли текста.Сущность совершённого Пушкиным переворота состояла в том, что...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
442. 1. Прочитайте отрывок из книги Лидии Гинзбург «О лирике», ^ определите тему, основные мысли текста.
Сущность совершённого Пушкиным переворота состояла в том, что лирическому слову возвращён был его предметный смысл и тем самым поэту дано невиданно острое орудие для выражения насущной, современной мысли.
От элегического стиля начала века Пушкин шёл не к повышенной образности, а, напротив, к «нагой простоте». Навыки гармонической точности, однако, не прошли бесследно. Поэтика раннего Пушкина — это не поэтика украшения вещей, но поэтика их называния, поэтика отбора и тонкого сочетания прекрасных слов. Зрелый Пушкин свободно отбирает и называет явления мира духовного и материального, впервые превращая их в факт эстетический. Повторяемость словосочетаний сменилась их однократностью. Поэтому, наряду с гармонией5, важен теперь принцип противоречия.
Вот опальный домик.
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.
В двух последних строках слова вступают между собой в противоречивые отношения. «Тяжёлые шаги» не подходят к няне. И это сразу изменяет представление... Здесь «тяжёлые шаги» — это особая старушечья походка, походка человека, обременённого годами и заботами, походка, вероятно, суетливая (этот оттенок поддерживает слово кропотливый). В следующем стихе того же порядка сочетание кропотливый дозор. «Дозор» привычно ассоциируется с иными представлениями — военный дозор, тюремный дозор', определение кропотливый придаёт дозору значение попечения, заботы...
Стиховые прозаизмы сохраняют все качества поэтического слова — его многозначность, повышенную ассоциативность, символичность. Пушкинское «нагое» слово — сгусток сложных ассоциаций. Пушкин доказал, что безобразные слова, не связанные заданными ассоциациями, особенно сильно реагируют на контекст, выносят из него обширные значения.
Тема текста: особенности поэтического стиля Пушкина.
Основные мысли:
1) «От элегического стиля начала века Пушкин шёл не к повышенной образности, а, напротив, к «нагой простоте».
2) «Пушкинское «нагое» слово – сгусток сложных ассоциаций».
2 Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова.
Название: Поэтика Пушкина.
Ключевые слова: переворот, лирическое слово, предметный смысл, пушкинский стиль, поэтика, противоречие, гармония, многозначность, ассоциативность, символичность.
3. Докажите, что это связный текст. Какие средства межфразовых связей использует автор?
Средства связи предложений в тексте:
- повторы слов и словосочетаний (… сочетание кропотливый дозор - «дозор» привычно ассоциируется; «нагое слово»)
- однокоренные слова (ассоциативность – ассоциаций)
- антонимы (ранний Пушкин – зрелый Пушкин)
- глаголы-сказуемые в одной временной форме (сохраняют, реагируют, выносят, вступают)
- союзы в начале предложений (и это сразу…)
- наречия в начале предложений (поэтому, здесь)
4. Объясните значение слов: поэтика, ассоциация, символичность-
Поэтика – 1. (филолог.) Раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему их эстетических средств. 2. (филолог.) Система художественных принципов и особенностей какого-либо поэта, писателя или литературной школы.
Ассоциация – 1. Объединение лиц, учреждений, организаций и т. п. для достижения общей цели. 2. (псих.) Возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. 3. (в статистике) Степень, в которой изменения в одной переменной сопровождаются изменениями в другой.
Символичность –скрытый смысл, наводящий на ассоциации.
5. Понаблюдайте за использованием слов и словосочетаний, выражающих отношения противоположности: ранний, — зрелый, образный — безобразный, духовный — материальный, повторяемость — однократность, поэтическое слово — прозаизм. Какова роль этих языковых средств в тексте?
Ранний – зрелый
Образный – безобразный
Духовный – материальный
Повторяемость – однократность
Поэтическое слово – прозаизм
Автор использует противоположные по смыслу слова словосочетания для того, чтобы создать контраст в своём тексте. Это позволяет более точно продемонстрировать свои мысли и дать полную характеристику явлений. Также эти слова помогают выразить авторскую оценку описываемого.
6. Подберите синонимы к слову гармонический.
Гармонический – мелодичный, благозвучный, слаженный.
7. Найдите в тексте предложения с вводными словами. Придумайте предложение, в котором однако не является вводным словом.
Найдите в тексте предложения с вводными словами:
От элегического стиля начала века Пушкин шёл не к повышенной образности, а, напротив, к «нагой простоте».
Навыки гармонической точности, однако, не прошли бесследно.
Поэтому, наряду с гармонией, важен теперь принцип противоречия.
Здесь «тяжёлые шаги» - это особая старушечья походка, походка человека, обременённого годами и заботами, походка, вероятно, суетливая (этот оттенок поддерживает слово кропотливый).
Придумайте предложение, в котором однако не является вводным словом.
Однако к вечеру всё равно пошёл сильный дождь. (в данном предложении слово однако является союзом)
8. В последнем предложении замените причастный оборот синонимичной конструкцией. Сравните грамматические синонимы.
Пушкин доказал, что безобразные слова, не связанные заданными ассоциациями, особенно сильно реагируют на контекст, выносят из него обширные значения.
Заменим причастный оборот синонимичным придаточным предложением.
Пушкин доказал, что безобразные слова, которые не связаны заданными ассоциациями, особенно сильно реагируют на контекст, выносят из него обширные значения.
Сравним грамматические конструкции.
По значению предложения являются одинаковыми, замена причастного оборота придаточным определительным предложением не влияет на смысл предложения. Однако употребление предложения с придаточным определительным вместо причастного оборота более характерно для разговорной речи, нежели для книжной.
9. Составьте схемы двух-трёх сложных предложений.
[Сущность совершённого Пушкиным переворота состояла в том]1, (что лирическому слову возвращён был его предметный смысл)2 и (тем самым поэту дано невиданно острое орудие для выражения насущной, современной мысли)3.
[- =]1, (что = -)2 и (= -)3.
[Вот опальный домик]1, (где жил я с бедной нянею моей)2.
[= -]1, (где = -)2.
[«Дозор» привычно ассоциируется с иными представлениями – военный дозор, тюремный дозор]1; [определение кропотливый придаёт дозору значение попечения, заботы]2…
[- =]1; [- =]2…
[Пушкин доказал]1, (что безобразные слова, не связанные заданными ассоциациями, особенно сильно реагируют на контекст, выносят из него обширные значения)2.
[- =]1, (что - =, =)2.
10. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Сущность (сочетание щн пишется без мягкого знака) совершённого (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) Пушкиным переворота (словарное слово) состояла в том, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что лирическому (проверочное слово: лирика) слову возвращён был его предметный смысл и тем самым поэту (словарное слово) дано невиданно (слово без частицы не употреблять нельзя) острое орудие (словарное слово) для выражения насущной, (запятая между однородными определениями) современной (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) мысли.
От элегического (словарное слово) стиля начала века Пушкин шёл (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется буква ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: шедший) не к повышенной (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) образности, (запятая перед противительным союзом а) а, (запятой выделяется вводное слово) напротив, (запятой выделяется вводное слово) к «нагой простоте». (проверочное слово: просто) (частичное цитирование заключается в кавычки) Навыки гармонической (словарное слово) точности, (сочетание чн пишется без мягкого знака) (запятой выделяется вводное слово) однако, (запятой выделяется вводное слово) не (частица не с глаголами пишется раздельно) прошли бесследно. (приставка перед основой на глухой согласный) Поэтика раннего (образовано от слова с основой на согласный н с помощью суффикса –н-: рано + -н-) Пушкина – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это не (есть противопоставление) поэтика украшения вещей, (запятая перед противительным союзом но) но поэтика их называния, (запятая между однородными сказуемыми) поэтика отбора и тонкого сочетания прекрасных (словарное слово) слов. Зрелый Пушкин свободно (словарное слово) отбирает (неизменяемая приставка от-) и называет явления мира духовного и материального, (запятой выделяется деепричастный оборот) впервые превращая (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставка пере-) их в факт эстетический. (словарное слово) Повторяемость (первая безударная гласная является непроверяемой; проверочное слово: повтор) словосочетаний (проверочное слово: слово; соединительная гласная о после твёрдого согласного) сменилась (проверочное слово: смена) их однократностью. (словарное слово; соединительная гласная о после твёрдого согласного) Поэтому, (запятой выделяется обособленное дополнение) наряду с гармонией, (запятой выделяется обособленное дополнение) важен теперь принцип противоречия. (проверочное слово: противник)
Вот опальный (словарное слово) домик, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением противопоставление) уж за стеною (проверочное слово: стенка)
Не (частица не с глаголами пишется раздельно) слышу я шагов её тяжёлых, (проверочное слово: тяжесть) (запятая между однородными дополнениями)
Ни кропотливого (словарное слово) её дозора. (словарное слово)
В двух последних строках слова вступают между собой в противоречивые отношения. (проверочное слово: относится) «Тяжёлые шаги» (цитата заключается в кавычки) не подходят (подходить, 2 спряжение) к няне. И это сразу изменяет (изменять, 1 спряжение) представление… Здесь «тяжёлые шаги» (цитата заключается в кавычки) - (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это особая старушечья (разделительный мягкий знак перед гласной я) походка, (проверочное слово: ходит) (запятая между однородными сказуемыми) походка человека, (словарное слово) (запятой выделяется причастный оборот) обременённого (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) годами (проверочное слово: год) и заботами, (запятая разделяет части сложного предложения) походка, (запятой выделяется вводное слово) вероятно, (запятой выделяется вводное слово) суетливая (этот оттенок (словарное слово) поддерживает (неизменяемая приставка под-) слово кропотливый). В следующем стихе того же (частица же пишется раздельно) порядка сочетание кропотливый дозор. «Дозор» (цитата заключается в кавычки) привычно ассоциируется (словарное слово) с иными представлениями – (тире перед перечислением) военный (образовано от слова с основой на согласный н с помощью суффикса –н-: войн-а + н-) дозор, тюремный дозор; (точка с запятой в бессоюзном сложном осложнённом предложении со значением одновременности и последовательности) определение кропотливый придаёт дозору значение попечения, (запятая между однородными определениями) заботы…
Стиховые (проверочное слово: стих) прозаизмы (проверочное слово: проза) сохраняют (сохранять, 1 спряжение) все качества поэтического слова – (тире перед перечислением в конце предложения) его многозначность, (запятая между однородными дополнениями) повышенную ассоциативность, (запятая между однородными дополнениями) символичность. (проверочное слово: символ) Пушкинское «нагое» (цитата заключается в кавычки) слово – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) сгусток сложных ассоциаций. Пушкин доказал, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что безобразные (приставка перед основой на гласный) слова, (запятой выделяется причастный оборот) не (есть зависимые слова) связанные (в суффиксе страдательных причастий пишется удвоенная нн) заданными (в суффиксе страдательных причастий пишется удвоенная нн) ассоциациями, (запятой выделяется уточняющий оборот) особенно сильно реагируют (словарное слово) на контекст, (словарное слово) (запятая между однородными сказуемыми) выносят из него обширные значения.
11. Подготовьтесь к чтению текста вслух и к свободному диктанту (строки Пушкина процитируйте по памяти).
Лексический анализ слова:
Гармонией
1. Гармония – взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо.
2. Многозначное слово.
Гармония – 1. Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо. 2. (муз.) Согласованность, стройность звучания; благозвучие. 3. (муз.) Раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов. 4. (лингв.) В ряде языков — уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм. 5. (муз.) Клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
3. Употреблено в прямом значении (1).
4. Синонимы: согласованность, стройность (частич.)
5. Антоним: дисгармония, противоречие.
6. Заимствовано из древнегреческого - скрепление, связь; соразмерность, стройность.
7. Относится к книжной лексике.
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмов со словом нет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением