Упр.435 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 435. 1. Прочитайте, что пишет Ф. М. Достоевский в своей статье о Татьяне Лариной. Подготовьтесь к сочинению и изложению.(I) ...Это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
435. 1. Прочитайте, что пишет Ф. М. Достоевский в своей статье о Татьяне Лариной. Подготовьтесь к сочинению и изложению.
(I) ...Это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве. (2)Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. (З)Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда, что и выразилось в финале поэмы. (4)Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы. (5)Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. (б)Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе — кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева. (7)Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил её в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. (8)Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства... (9)Не узнал он её и потом, в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все её совершенства». (10)Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им; в том и трагедия их романа. (...)
(II) В бессмертных строфах романа поэт изобразил её [Татьяну] посетившею дом столь чудного и загадочного ещё для неё человека. (12)Я уже не говорю о художественности, недосягаемой красоте и глубине этих строф. (13)Вот она в его кабинете, она разглядывает его книги, вещи, предметы, старается угадать по ним душу его, разгадать свою загадку, и... останавливается наконец в раздумье, со странной улыбкой, с предчувствием разрешения загадки, и губы её тихо шепчут:
Уж не пародия ли он?
(14)Да, она должна была прошептать это, она разгадала. (15)В Петербурге, потом, спустя долго, при новой встрече их, она уже совершенно его знает. (1б)Кстати, кто сказал, что светская, придворная жизнь тлетворно коснулась её души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были отчасти причиной отказа её Онегину? (17)Нет, это не так было. (18)Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! (19)Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает; она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин. (20)И вот она твёрдо говорит Онегину:
Но я другому отдана.
И буду век ему верна.
(21)Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоза. (22)Она высказывает правду поэмы.
(23) 0, я ни слова не скажу про её религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака — нет, этого я не коснусь.
(24) Но что же: потому ли она отказалась идти за ним, несмотря на то, что сама же сказала ему: «Я вас люблю», потому ли, что она, «как русская женщина» (а не южная или не француженка какая-нибудь), не способна на смелый шаг?..
(25) Нет, русская женщина смела. (26)Русская женщина смело пойдёт за тем, во что поверит, и она доказала это...
Тема текста: образ русской женщины в русской литературе
Основные мысли:
1) Это положительный тип, а не отрицательные, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины.
2) Русская женщина смела, русская женщина смело пойдёт за тем, во что поверит.
Ключевые слова: Татьяна Ларина, русская женщина, идеал, смелость, верность, самопожертвование.
2. Объясните значение слов: апофео.1 (апофеоза), пародия, строфа.
Апофеоз (апофеоза) – 1. (истор.) (книжн.) Обожествление, причисление греческих героев и римских императоров к лику богов. 2. (театр.) Заключительная массовая сцена театрального действа. 3. Высшая стадия развития чего-либо, кульминация. 4. Прославление, возвеличение какого-либо лица, явления, события
Пародия – 1. (филол.) Сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие-либо черты других литературных произведений. 2. (перен.) Внешнее, неудачное подражание чему-нибудь, комически искажающее образец; что-нибудь настолько искаженное, настолько непохожее на то, чем должно было быть, что представляется насмешкой, карикатурой. 3. Эстрадный юмористический номер, в котором артист копирует манеру пародируемого.
Строфа (филол.) – сочетание стихов, образующих метрическое, ритмическое, интонационно-синтаксическое единство, а в рифмованных стихах также связанных расположением рифм.
3. Какие утверждения не противоречат содержанию текста?
а) По мнению Достоевского, справедливо было бы на-звать роман именем Татьяны.
б) Главная мысль романа Пушкина выражена в сцене нос лед ней встречи Онегина с Татьяной.
в) Посетив дом Онегина в деревне, Татьяна разгадала характер того, «кто мил и страшен ей».
г) Онегин цри первой же встрече понял и оценил духовное совершенство Татьяны.
а) По мнению Достоевского, справедливо было бы назвать роман именем Татьяны.
«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы».
б) Главная мысль романа Пушкина выражена в сцене последней встречи Онегина с Татьяной.
«Ей (Татьяне) предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным».
в) Посетив дом Онегина в деревне, Татьяна разгадала характер того, «кто мил и страшен ей».
«Вот она в его кабинете, она разглядывает его книги, вещи, предметы, старается угадать по ним душу его, разгадать свою загадку».
«Да, она должна была прошептать это, она разгадала. В Петербурге, потом, спустя долго, при новой встрече их, она уже совершенно его знает».
г) Онегин при первой же встрече понял и оценил духовное совершенство Татьяны.
«Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил её в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства».
Ответ: утверждение г) противоречит содержанию текста.
4. Из предложений 7—10 выпишите причастия.
(7) Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил её в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу.
(8) Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства… (в предложении нет причастий)
(9) Не узнал он её и потом, в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все е совершенства». (в предложении нет причастий)
(10) Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им; в том и трагедия их романа.
Ответ: причастия в данных предложениях:
- оробевшей
- (не) узнанная
- (не) оценённая
5. Выпишите вводные слова из предложений: 1—4,18—21.
(1) … Это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве. (в предложении нет вводных слов)
(2) Она глубже Онегина и, конечно, умнее его.
(3) Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда, что и выразилось в финале поэмы. (в предложении нет вводных слов)
(4) Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назван свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы.
(18) Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! (в предложении нет вводных слов)
(19) Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает; она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин.
(20) И вот она твёрдо говорит Онегину:
Но я другому отдана.
И буду век ему верна. (в предложении нет вводных слов)
(21) Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоза. (в предложении нет вводных слов)
Ответ: вводные слова из данных предложений:
- конечно
- может быть
- бесспорно
- напротив
6. Сколько грамматических основ в предложении 19?
(19) [Она не испорчена]1, [она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает]2; [она ненавидит свой сан светской дамы]3, и (кто судит о ней иначе)4, [тот совсем не понимает того]5, (что хотел сказать Пушкин)6.
Ответ: в данном предложении 6 грамматических основ.
7. В каком словосочетании связь иная, чем управление?
а) высказывает правду
б) смело пойдёт
в) не коснусь этого
г) разрешение загадки
а) высказывает правду; высказывает (что?) правду; управление
б) смело пойдёт; пойдёт (как?) смело; примыкание
в) не коснусь этого; не коснусь (чего?) этого; управление
г) разрешение загадки; разрешение (чего?) загадки; управление
Ответ: в словосочетании б) смело пойдёт связь иная, чем управление. В данном словосочетании связь примыкание.
8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами: ненавидит, не коснулась, несмотря на то, не оценённая им, надломлена, бессмертный?
- ненавидит (слово без частицы не употреблять нельзя)
- не коснулась (частица не с глаголами пишется раздельно)
- несмотря на то (производный предлог)
- не оценённая им (есть зависимые слова: не оценённая (кем?) им)
- надломлена (в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна н)
- бессмертный (приставка перед основой на глухой согласный)
Ответ: данными примерами можно подтвердить следующие орфографические правила:
1) Правописание частицы не с глаголами: если глагол употреблять без частицы не нельзя, то слово пишется слитно (ненавидит);
2) Правописание частицы не с глаголами: частица не с глаголами пишется раздельно (не коснулась);
3) Правописание не с разными частями речи; производный предлог несмотря на то с частицей не пишется слитно;
4) Правописание частицы не с причастиями; если при причастии есть зависимые слова, то частица не с причастием пишется раздельно (не оценённая им);
5) Правописание н/нн в суффиксах причастий; в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна н (надломлена);
6) Правописание приставок на согласные с/з; перед глухим согласным в приставке пишется согласный с (бессмертный).
9. Объясните знаки препинания.
(1) … Это тип твёрдый, (запятой выделяется причастный оборот) стоящий твёрдо на своей почве.
(2) Она глубже Онегина и, (запятой выделяется вводное слово) конечно, (запятой выделяется вводное слово) умнее его.
(3) Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) где и в чём правда, (запятая разделяет части сложного предложения) что и выразилось в финале поэмы.
(4) Может быть, (запятой выделяется вводное слово) Пушкин даже лучше бы сделал, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) если бы назван свою поэму именем Татьяны, (запятая перед противительным союзом а) а не Онегина, (запятая разделяет части сложного предложения) ибо, (запятой выделяется вводное слово) бесспорно, (запятой выделяется вводное слово) она главная героиня поэмы.
(5) Это положительный тип, (запятая перед противительным союзом а) а не отрицательный, (запятая разделяет части сложного предложения) это тип положительной красоты, (запятая разделяет части сложного предложения) это апофеоза русской женщины, (запятая разделяет части сложного предложения) и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным.
(6) Можно даже сказать, (запятой выделяется вводное слово) что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе – (тире выделяется обособленное уточнение) кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» (названия художественных произведений ставятся в кавычки) Тургенева.
(7) Но манера глядеть свысока сделала то, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, (запятая разделяет части сложного предложения) когда встретил её в первый раз, (запятая между однородными обстоятельствами) в глуши, (запятая между однородными обстоятельствами) в скромном образе чистой, (запятая между однородными определениями) невинной девушки, (запятой выделяется причастный оборот) так оробевшей пред ним с первого разу.
(8) Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства…
(9) Не узнал он её и потом, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) в Петербурге, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) в образе знатной дамы, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) когда, (запятой выделяется вводный оборот) по его же словам, (запятой выделяется вводный оборот) в письме к Татьяне, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) «постигал душой все е совершенства». (цитата заключается в кавычки)
(10) Но это только слова: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины) она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им; (точка с запятой разделяет отдалённые друг от друга по смыслу предложения) в том и трагедия их романа.
(11) В бессмертных строфах романа поэт изобразил её (Татьяну) посетившею дом столь чудного и загадочного ещё для неё человека.
(12) Я уже не говорю о художественности, (запятая между однородными дополнениями) недосягаемой красоте и глубине этих строф.
(13) Вот она в его кабинете, (запятая разделяет части сложного предложения) она разглядывает его книги, (запятая между однородными дополнениями) вещи, (запятая между однородными дополнениями) предметы, (запятая между однородными сказуемыми) старается угадать по ним душу его, (запятая между однородными сказуемыми) разгадать свою загадку, (запятая разделяет части сложного предложения) и… останавливается наконец в раздумье, (запятая между однородными обстоятельствами) со странной улыбкой, (запятая между однородными обстоятельствами) с предчувствием разрешения загадки, (запятая разделяет части сложного предложения) и губы её тихо шепчут: (двоеточие после слов автора перед цитатой)
Уж не пародия ли он?
(14) Да, (запятой выделяется утвердительное слово) она должна была прошептать это, (запятая разделяет части сложного предложения) она разгадала.
(15) В Петербурге, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) потом, (запятая между однородными обстоятельствами) спустя долго, (запятая между однородными обстоятельствами) при новой встрече их, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) она уже совершенно его знает.
(16) Кстати, (запятой выделяется вводное слово) кто сказал, (запятая разделяет части сложного предложения) что светская, (запятая между однородными определениями) придворная жизнь тлетворно коснулась её души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были отчасти причиной отказа её Онегину?
(17) Нет, (запятой выделяется отрицательное слово) это не так было.
(18) Нет, (запятой выделяется отрицательное слово) это та же Таня, (запятая разделяет части сложного предложения) та же прежняя деревенская Таня!
(19) Она не испорчена, (запятая разделяет части сложного предложения) она, (запятой выделяется вводное слово) напротив, (запятой выделяется вводное слово) удручена этою пышною петербургскою жизнью, (запятая между однородными сказуемыми) надломлена и страдает; (точка с запятой в сложном бессоюзном осложнённом предложении со значением одновременности и последовательности) она ненавидит свой сан светской дамы, (запятая разделяет части сложного предложения) и кто судит о ней иначе, (запятая разделяет части сложного предложения) тот совсем не понимает того, (запятая разделяет части сложного предложения) что хотел сказать Пушкин.
(20) И вот она твёрдо говорит Онегину: (двоеточие после слов автора перед цитатой)
Но я другому отдана.
И буду век ему верна.
(21) Высказала она это именно как русская женщина, (запятая разделяет части сложного предложения) в этом её апофеоза.
(22) Она высказывает правду поэмы.
(23) О, (запятой выделяется междометие) я ни слова не скажу про её религиозные убеждения, (запятая между однородными дополнениями) про взгляд на таинство брака – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением следствия) нет, (запятой выделяется отрицательное слово) этого я не коснусь.
(24) Но что же: (двоеточие в предложении со значением предупреждения) потому ли она отказалась идти за ним, (запятая разделяет части сложного предложения) несмотря на то, (запятая разделяет части сложного предложения) что сама же сказала ему: (двоеточие после слов автора перед цитатой) «Я вас люблю», (цитата заключается в кавычки) (запятая разделяет части сложного предложения) потому ли, (запятая разделяет части сложного предложения) что она, (запятой выделяется сравнительный оборот) «как русская женщина» (цитата заключается в кавычки) (а не южная или не француженка какая-нибудь), (запятой выделяется сравнительный оборот) не способна на смелый шаг?..
(25) Нет, (запятой выделяется отрицательное слово) русская женщина смела.
(26) Русская женщина смело пойдёт за тем, (запятая разделяет части сложного предложения) во что поверит, (запятая разделяет части сложного предложения) и она доказала это…
10 Подготовьтесь к выразительному чтению.
11. Напишите изложение (подробное или сжатое).
Ф.М. Достоевский в своей статье рассматривает образ Татьяны Лариной, главной героини романа в стихах «Евгений Онегин». Татьяна Ларина – воплощение идеал русской женщины, обладающей благородством, умом и интуицией.
Татьяна глубже и умнее Онегина. Именно она является главной героиней поэмы, а не Онегин. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда, что и выразилось в финале поэмы.
Татьяна проходит через ряд испытаний, которые позволяют ей раскрыть свою личность и стать сильнее. Она встречает Онегина сначала в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей перед ним с первого раза. Затем, в Петербурге, она предстаёт перед ним в образе знатной дамы. Однако Онегин не смог оценить её по достоинству, и она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им.
Светская, придворная жизнь не испортила Татьяну, а, напротив, она удручала её. Татьяна ненавидит своё статус светской дамы и страдает от него. Когда Онегин делает ей предложение, она твёрдо отвечает ему отказом, несмотря на то, что всё ещё любит его. Свой отказ Татьяна объясняет тем, что она замужем и будет век верна мужу. Она высказала это именно как русская женщина. Русская женщина смела, она смело пойдёт за тем, во что поверит, и Татьяна доказала это.
12. Напишите сочинение на одну из тем: «Согласны ли вы с тем, в чём видит Ф. Достоевский причину трагедии Татьяны и Онегина?» (см. также упр. 436), «Можно ли считать Татьяну главной героиней романа Пушкина?».
«Согласны ли вы с тем, в чём видит Ф. Достоевский причину трагедии Татьяны и Онегина?»
Ф.М. Достоевский в своей статье о Татьяне Лариной размышляет о том, в чём проблема трагедии Татьяны и Онегина, почему они не смогли быть вместе. Достоевский говорит о том, что основная причина – в тех различиях натуры, которые есть в Татьяне и Онегине.
Онегин не смог оценить Татьяну по достоинству, не увидел в ней глубины и благородства. Он смотрит на Татьяну свысока и не понимает её чувств и переживаний. Он не способен увидеть в ней законченность и совершенство, которые она несёт в себе.
Татьяна же, напротив, обладает благородным инстинктом, который позволяет ей видеть правду и красоту в людях и мире. Достоевский особо подчёркивает, что Татьяна – это положительный тип русской женщины, апофеоз её красоты и благородства. Она готова бороться за свои идеалы и ценности, несмотря на личные трудности и давление общества. Татьяна была вынуждена выйти замуж за старого генерала не по любви, а з-за давления матери и собственного отчаяния после того, как её отверг Онегин. Однако, несмотря на то, что она несчастлива в браке, несмотря на то, что она продолжает по-прежнему любить Онегина, она не может предать своего мужа и считает, что счастье, построенное на чужом несчастье, невозможно.
Таким образом, причина трагедии Татьяны и Онегина заключается в непонимании и недооценке друг друга, а также в конфликте между личными чувствами и общественными нормами.
Я согласна с мнением Ф.М. Достоевского. Татьяна и Онегин не смогли сразу понять друг друга, что в итоге привело к тому, что они не смогли быть вместе. Однако я не согласна с тем, что если бы даже Татьяна была свободна, то они всё равно не смогли бы быть вместе. Мне кажется, что если бы они смогли услышать друг друга сразу, постараться понять друг друга и посмотрели бы друг на другом другим взглядом, то, возможно, они были бы вместе и составили бы счастливую пару.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением