Упр.436 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 436. 1. Готовясь к сочинению на тему «В чём трагедия Татьяны», прочитайте ещё отрывки из статьи Ф. Достоевского. Понаблюдайте за ролью вопросительных предложений в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
436. 1. Готовясь к сочинению на тему «В чём трагедия Татьяны», прочитайте ещё отрывки из статьи Ф. Достоевского. Понаблюдайте за ролью вопросительных предложений в тексте.
...Она «другому отдана» и будет «век ему верна». Кому же, чему она верна? Каким это обязанностям? Этому-то старику генералу, которого она не может любить, потому что любит Онегина, и за которого вышла потому только, что её «с слезами заклинаний молила мать», а в обиженной, израненной душе её было лишь отчаяние и никакой надежды, никакого просвета? Да, верна этому генералу, её мужу, честному человеку, её любящему, её уважающему и ею гордящемуся. Пусть её «молила мать», но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честною женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он её муж, и измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, айв высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если позади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут моё счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом
несчатье? <...> Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с её высокою душой, с её сердцем, столь пострадавшим! Нет, чистая русская душа решает вот как: «Пусть, пусть я одна лишусь счастия, пусть моё несчастье безмерно сильнее, чем несчастье этого старика, пусть, наконец, никто и никогда, а этот старик тоже, не узнают моей жертвы и не оценят её, но не хочу быть счастливою, загубив другого!» Тут трагедия, она и совершается, и перейти предела нельзя, уже поздно, и вот Татьяна отсылает Онегина. Скажут: да ведь несчастен же и Онегин; одного спасла, а другого погубила! Позвольте тут другой вопрос, и даже, может быть, самый важный в поэме. Кстати, вопрос, почему Татьяна не пошла с Онегиным, имеет у нас, по крайней мере в литературе нашей, своего рода историю весьма характерную, а потому я и позволил себе так об этом вопросе распространяться. И всего характернее, что нравственное разрешение этого вопроса столь долго подвергалось у нас сомнению. Я вот так думаю: если бы Татьяна даже стала свободною, если б умер её
старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным. Надобно же понимать всю суть этого характера! <...> Она знает, что он принимает её за что-то другое, а не за то, что она есть, что не её даже он и любит, что, может быть, он и никого не любит, да и не способен даже кого-нибудь любить, несмотря на то, что так мучительно страдает!.. У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла её жизнь, всё-таки есть нечто твёрдое и незыблемое, на что опирается её душа. Это её воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась её смиренная, чистая жизнь, — это «крест и тень ветвей» над могилой её «бедной няни». О, эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее, эти образы одни только и остались ей, но они-то и спасают её душу от окончательного отчаяния. И этого не мало, нет, тут уже многое, потому что тут целое основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с
родиной, с родным народом, с его святынею... Нет, есть глубокие и твёрдые души, которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор, хотя бы из бесконечного сострадания. Нет, Татьяна не могла пойти за Онегиным.
Вопросительные предложения в данном тексте являются литературным приёмом, который позволяет автору вести диалог с читателем. Достоевский будто бы приглашает читателя порассуждать над проблемой вместе с ним. Кроме того, вопросительные предложения помогают автору обозначить круг проблем, которые он будет рассматривать в своём тексте.
2. Какие утверждения не противоречат содержанию текста?
а) Татьяна не пошла за Онегиным, потому что нс может строить своё счастье на несчастье другого.
б) Онегин подобен былинке, носимой ветром.
в) Душа Татьяны даже в страдании опирается на то незыблемое, что живёт в её воспоминаниях.
г) Если бы Татьяна была свободна, финал романа был бы иным.
а) Татьяна не пошла за Онегиным, потому что не может строить своё счастье на несчастье другого.
«Чем успокоить дух, если позади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастье?»
б) Онегин подобен былинке, носимой ветром.
«У него (Онегина) никакой почвы, это былинка, носимая ветром».
в) Душа Татьяны даже в страдании опирается на то незыблемое, что живёт в её воспоминаниях.
«У неё (Татьяны) и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла её жизнь, всё-таки есть нечто твёрдое и незыблемое, на что опирается её душа. Это её воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши…»
г) Если бы Татьяна была свободна, финал романа был бы иным.
«Я вот как думаю: если бы Татьяна даже стала свободною, если б умер её старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным».
Ответ: утверждение г) противоречит тексту.
3. Выпишите из текста антонимы.
- отчаяние – надежда
- честный – нечестный
- счастье – несчастье
- спасти - погубить
4. Укажите средства языковой выразительности.
Для справки: эпитеты, метафоры, сравнение, лексические повторы, оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, риторические вопросы и восклицания, антонимы, анафора, междометие, оксюморон, ряды однородных членов, цитирование, вводные слова.
Эпитеты:
- обиженной
- израненной
- честному
- нечестный
- безжалостный
- бесчеловечный
- высокою
- чистая
- мучительно
- страдальческом
- твёрдое
- незыблемое
- смиренная
- неразрушимое
- родным
- глубокие
- бесконечного
Метафоры:
- в душе никакого просвета
- у него никакой почвы
Сравнение:
- былинка, носимая ветром
Лексические повторы:
- она будет век ему верна – да, верна этому генералу
- с слезами заклинаний молила мать – пусть её молила мать
- это её воспоминания детства, воспоминания родины – о эти воспоминания
Оценочная лексика:
- старику
- безжалостный
- бесчеловечный
- высокою
- чистая
- святыня
Стилистически окрашенные слова:
- молила
- безжалостный
- безмерно
- незыблемое
Риторические вопросы и восклицания:
- Кому же, чему она верна?
- Каким это обязанностям?
- Этому-то старику генералу, которого она не может любить, потому что любит Онегина, и за которого вышла потому только, что её «с слезами заклинаний молила мать», а в обиженной, израненной душе её было лишь отчаяние и никакой надежды, никакого просвета?
- А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого?
- Чем успокоить дух, если позади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок?
- Ей бежать из-за того только, что тут моё счастье?
- Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастье?
- Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с её высокою душой, с её сердцем, столь пострадавшим!
- Надо же понимать всю суть этого характера!
Антонимы:
- отчаяние – надежда
- честный – нечестный
- счастье – несчастье
- спасти – погубить
Анафора:
- нет, есть глубокие и твёрдые души – нет, Татьяна не могла…
Междометие:
- о
Ряды однородных членов:
- генералу, её мужу, честному человеку, её любящему, её уважающему и ею гордящемуся
- измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его
- счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа
- нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок
- с её высокою душой, с её сердцем
- нечто незыблимое и нерушимое
- соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею
Цитирование:
- она «другому отдана» и будет «век ему верна».
- её «с слезами заклинаний молила мать»
Вводные слова:
- наконец
- может быть
- кстати
5. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами: соприкосновение, бесконечный, безмерно, безжалостный, бесчеловечный-, всё-таки, святыня?
- соприкосновение (чередование –кос-/-кас-, после корня нет суффикса –а-)
- бесконечный (приставка перед основой на глухой согласный)
- безмерно (приставка перед основой на звонкий согласный)
- безжалостный (пристава перед основой на звонкий согласный)
- бесчеловечный (приставка перед основой на глухой согласный)
- всё-таки (частица –таки пишется через дефис)
- святыня (проверочное слово: свято)
Ответ: данными примерами можно подтвердить следующие орфографические правила:
1) правописание гласных в корнях с чередованием; в корнях с чередованием -кос-/-кас- в корне пишется гласная а, если после корня стоит суффикс -а-, если же его нет, то в корне пишется гласная о (соприкосновение);
2) правописание приставок на согласные с/з; перед глухим согласным в приставке пишется согласный с (бесконечный, бесчеловечный); перед звонким согласным в приставке пишется согласный з (безмерно, безжалостный);
3) правописание частиц; частица -таки пишется через дефис (всё-таки);
4) правописание проверяемых безударных гласных в корне слова; для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать такое слово, где эта гласная стояла бы в ударной позиции (святыня)
6. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении?
[Нет, есть глубокие и твёрдые души]1, (которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор, хотя бы из бесконечного сострадания)2.
Ответ: в данном предложении 2 грамматические основы.
7. Составьте схемы трёх сложных предложений.
[Этому-то старику генералу]1, (которого она не может любить)2, (потому что любит Онегина)3, и (за которого вышла потому только)4, (что её «с слезами заклинаний молила мать»)5, а [в обиженной, израненной душе её было лишь отчаяние и никакой надежды, никакого просвета]6
[]1, (которого - =)2, (потому что =)3, и (за которого = потому)4, (что = -)5, а [= -]6.
(Пусть её «молила мать»)1, но [ведь она, а [не кто другая]3, дала согласие]2, [она ведь, она сама поклялась ему быть честною женой его]4.
(Пусть = -)1, но [- , а [-]3, =]2, [-, - =]4.
(Пусть она вышла за него с отчаяния)1, но [теперь он её муж]2, и [измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его]3.
(Пусть - =)1, но [- =]2, и [- = и =]3.
[Чем успокоить дух]1, (если позади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок)2
[=]1, (если = -)2
[Ей бежать из-за того только]1, (что тут моё счастье)2
[=]1, (что -)2
Но [какое же может быть счастье]1, (если оно основано на чужом несчастье)2
Но [= -]1, (если - =)2
[Скажите]1, (могла ли решить иначе Татьяна, с её высокою душой, с её сердцем, столь пострадавшим)2!
[=]1, (= -)2!
[Тут трагедия]1, [она и совершается]2, и [перейти предела нельзя]3, [уже поздно]4, и [вот Татьяна отсылает Онегина]5.
[-]1, [- =]2, и [=]3, [=]4, и [- =]5.
[Скажут]1: [да ведь несчастен же и Онегин]2; [одного спасла, а другого погубила]3!
[=]1: [= -]2; [=, а =]3!
[Кстати, вопрос, (почему Татьяна не пошла с Онегиным)2, имеет у нас, по крайней мере в литературе нашей, своего рода историю весьма характерную]1, а [потому я и позволил себе так об этом вопросе распространяться]3.
[-, (почему - =)2, =]1, а [- =]3.
И [всего характернее]1, (что нравственное разрешение этого вопроса столь долго подвергалось у нас сомнению)2.
И [=]1, (что - =)2.
[Я вот так думаю]1: (если бы Татьяна даже стала свободною)2, (если б умер её старый муж)3 и (она овдовела)4, [то и тогда бы она не пошла за Онегиным]5.
[- =]1: (если - =)2, (если = -)3 и (- =)4, [то - =]5.
[Она знает]1, (что он принимает её за что-то другое, а не за то)2, (что она есть)3, (что не её даже он и любит)4, (что, может быть, он и никого не любит, да и не способен даже кого-нибудь любить, несмотря на то)5, (что так мучительно страдает)6!..
[- =]1, (что - =)2, (что - =)3, (что - =)4, (что - =, да и =, несмотря на то)5, (что =)6!
[У него никакой почвы]1, [это былинка, носимая ветром]2.
[]1, [- =]2.
[Не такова она вовсе]1: [у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, (что погибла её жизнь)3, всё-таки есть нечто твёрдое и незыблемое]2, (на что опирается её душа)4.
[= -]1: […, (что = -)3, = -]2, (на что = -)4.
[Это её воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши]1, (в которой началась её смиренная, чистая жизнь)2, - [это «крест и тень ветвей» над могилой её «бедной няни»]3.
[- =, =, =]1, (в которой = -)2, - [- = и =]3.
[О, эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее]1, [эти образы одни только и остались ей]2, но [они-то и спасают её душу от окончательного отчаяния]3.
[- и - =]1, [- =]2, но [- =]3.
И [этого не мало]1, [нет, тут уже многое]2, (потому что тут целое основание)3, [тут нечто незыблемое и неразрушимое]4.
И [=]1, [-]2, (потому что -)3, [-]4.
[Нет, есть глубокие и твёрдые души]1, (которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор, хотя бы из бесконечного сострадания)2.
[= -]1, (- =)2.
8. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) бесконечное сострадание
б) всего драгоценнее
в) воспоминания детства
г) соприкосновение с родиной
д) гармония духа
а) бесконечное сострадание; сострадание (какое?) бесконечное; словосочетание
б) всего драгоценнее; составная превосходная степень прилагательного, не является словосочетанием
в) воспоминания детства; воспоминания (какие?) детства; словосочетание
г) соприкосновение с родиной; соприкосновение (с чем?) с родиной; словосочетание
д) гармония духа; гармония (чего?) духа; словосочетание
Ответ: сочетание слов б) всего драгоценнее не является словосочетанием.
9. Замените словосочетание детские воспоминания синонимичным с подчинительной связью управление.
- детские воспоминания – воспоминания детства
- детские воспоминания; воспоминания (какие?) детские; согласование
- воспоминания детства; воспоминания (чего?) детства; управление
10 Подготовьтесь к выразительному чтению.
11. Выполните один из вариантов творческого задания. Напишите: 1) изложение (сжатое или подробное) или 2) сочинение на одну из тем: «Можно ли построить своё счастье на страданиях других?», «Что такое высшая гармония духа», «Если бы в романе "Евгений Онегин” был другой финал...».
Изложение
Ф.М. Достоевский рассуждает о трагедии Татьяны Лариной и Евгения Онегина. Татьяна вышла замуж за генерала не по любви, а из-за давления матери и собственного отчаяния. Несмотря на любовь к Онегину, она остаётся верной своему долгу и обещаниям. Татьяна считает, что счастье, основанное на чужом несчастье, невозможно. Её решение отражает глубокую и твёрдую душу, которая не может сознательно отдать святыню свою на позор, даже из бесконечного сострадания.
Достоевский подчёркивает, что Татьяна обладает высокой душой и чистым сердцем, которые не позволяют ей предать своего мужа. Она понимает, что её жертва останется незамеченной, но это не останавливает её. Татьяна знает, что Онегин не любит её по-настоящему, и это укрепляет её решение остаться верной своему долгу.
Трагедия Татьяны и Онегина заключается в конфликте между личными чувства и общественными нормами, а также в непонимании и недооценке друг друга.
Сочинение
«Если бы в романе «Евгений Онегин» был другой финал…»
Если бы у романа «Евгений Онегин» был другой финал, то история Татьяны и Евгения могла бы сложиться иначе. Одним из вариантов другого финала является счастливый финал, где Татьяна и Онегин были бы вместе. Однако такой финал противоречил бы характеру Татьяны, её высокой душе и чистому сердцу.
Татьяна Ларина – глубокая и сильная личность, которая не может предать свои принципы и идеалы. Она верна свои обязательствам и не готова жертвовать своей честью и достоинством ради личного счастья. Татьяна понимает, что её решение отказаться от любви к Онегину и остаться верной своему мужу – это проявление её высокой духовности и нравственности.
Если бы у романа был счастливый финал, то восприятие главной героини читателями было бы другим. Возможно, она бы тогда казалась слабой и нерешительной, такой, которая готова отказаться от своих убеждений ради любви. Однако у А.С. Пушкина был иной замысел романа и характера главной героини.
Таким образом, если бы роман «Евгений Онегин» имел бы другой финал, то он был бы таким, который не изменил бы основную идею произведения – важность высоких духовных ценностей и нравственных принципов.
12. Напишите текст-рассуждение на одну из лингвистических тем: «Роль вопросительных предложений (в том числе риторических вопросов) в тексте», «Цитирование и его роль в тексте».
Цитирование и его роль в тексте
Цитирование играет важную роль для создания убедительного и информативного текста. Оно позволяет автору подкрепить свои аргументы авторитетными и конкретными мнениями, сослаться на противоположные точки зрения (это необходимо для того, чтобы показать разные взгляды на рассматриваемый вопрос), а также привлечь внимание читателя к важным аспектам темы.
В научном контексте цитирование служит для подтверждения фактов и теорий. В публицистике основная роль цитат – это придание тексту веса и авторитетности. В художественной тексте авторы используют цитаты для того, чтобы передать дословно мысли и чувства персонажей, что позволяет лучше понять их характер и мотивы.
Использование цитат делает текст насыщенным и живым, позволяет читателю лучше понять позицию автора. Однако при цитирование важно соблюдать баланс между собственными мыслями и чужими идеями, чтобы избежать плагиата. Для этого не в последнюю очередь следует правильно оформлять цитаты согласно правилам цитирования. Также это необходимо для того, чтобы избежать искажения первоначального смысла.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением