Упр.432 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
432. 1. Прочитайте дневниковую запись М. Пришвина, включённую в книгу «Творить будущий мир». Объясните знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.
1953. 16 марта. Начинаю понимать себя как русского простейшего8 человека, имеющего способность сказать своим людям, что прекрасна на свете и та малая доля жизни, какая досталась себе.4 В этом чувстве жизни, свойственном у нас многим, преодолеваются0 все недобрые состояния праздности, уныния, любоначалия, празднословия и мало-помалу0 достигается целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь.4
Вот и весь простой путь Пришвина в его «природе».
На этом пути со временем объявятся0 многие, да и сейчас они на нём, только не видны всем.
Объясним знаки препинания:
1953. 16 марта. Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, (запятой выделяется причастный оборот) имеющего способность сказать своим людям, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что прекрасна на свете и та малая доля жизни, (запятая разделяет части сложного предложения) какая досталась себе. В этом чувстве жизни, (запятой выделяется обособленное определение) свойственном у нас многим, (запятой выделяется обособленное определение) преодолеваются все недобрые состояния праздности, (запятая между однородными подлежащими) уныния, (запятая между однородными подлежащими) любоначалия, (запятая между однородными подлежащими) празднословия и мало-помалу достигается целомудрие, (запятая между однородными подлежащими) смиренномудрие, (запятая между однородными подлежащими) терпение и любовь.
Вот и весь путь Пришвина в его «природе».
На этом пути со временем объявятся многие, (запятая разделяет части сложного предложения) да и сейчас они на нём, (запятая разделяет части сложного предложения) только не видны всем.
Составим схемы сложных предложений:
[Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям]1, (что прекрасна на свете и та малая доля жизни)2, (какая досталась себе)3.
[]1, (что…)2, (какая…)3.
[В этом чувстве жизни, свойственном у нас многим, преодолеваются все недобрые состояния праздности, уныния, любоначалия, празднословия]1 и [мало-помалу достигается целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь]2.
[]1 и []2.
[На этом пути со временем объявятся многие]1, да и [сейчас они на нём, только не видны всем]2.
[]1, да и []2.
2. Перечитайте стихотворение Пушкина «Отцы пустынники...». Понаблюдайте, в чём проявляется скрытое цитирование пушкинских строк в тексте Пришвина.
В данном тексте М. Пришвина нет прямого цитирования строк А.С. Пушкина. Однако мы можем обнаружить скрытую отсылку на стихотворение Пушкина «Отцы-пустынники», которая содержится в тексте.
Прежде всего, оно проявляется в тот момент, когда М. Пришвин перечисляет негативные качества, преодолеваемые в чувстве жизни. Среди таких качеств Пришвин выделяет праздность, уныние, любоначалие и празднословие. От этих же качеств просит уберечь его лирический герой стихотворения Пушкина:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Когда М. Пришвин говорит о положительных качествах, которые должны быть достигнуты в чувстве жизни, он называет такие качества, как смиренномудрие, терпение, целомудрие и любовь. Эти же самые качества упоминаются в том же самом стихотворении «Отцы пустынники» А.С. Пушкина:
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
3. Объясните значение слов смиренномудрие, любоначалие, праздпословие.
Смиренномудрие (устар.) (религ.) – отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми; осознание собственного ничтожества и своего положения по отношению к Богу.
Любоначалие (устар.) – то же, что властолюбие; желанье быть начальником, стремление властвовать.
Празднословие (устар.) – то же, что пустословие; пустая болтовня, бесполезные разговоры.
4. В каком значении употребляется в первом предложении слово свет?
Свет – мир, часть вселенной.
Данное слово является многозначным и имеет несколько лексических значений, не связанных между собой.
5. Сколько грамматических основ в первом предложении?
[Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям]1, (что прекрасна на свете и та малая доля жизни)2, (какая досталась себе)3.
В данном предложении 3 грамматические основы.
6. Замените в первом предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.
Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям, что прекрасна на свете и та малая доля жизни, какая досталась себе.
Заменим в данном предложении причастный оборот придаточным предложением:
Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, который имеет способность сказать своим людям, что прекрасна на свете и та малая доля жизни, какая досталась себе.
Замена причастного оборота придаточным определительным предложением никаких не сказывает на смысле предложения.
7. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
Орфографические правила:
1) Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса: русского
2) Правописание безударных окончаний имён прилагательных: простейшего; человека (какого?) простейшего.
3) Непроверяемые безударные гласные в корне слова: человека, словарное слово.
4) Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени: имеющего, образовано от глагола 1-го спряжения «иметь», следовательно, суффикс -ющ-.
5) Проверяемые безударные гласные в корне слова: сказать, проверочное слово: сказанный.
6) Правописание постфиксов -ся/-сь: досталась; после гласной пишется постфикс -сь.
7) Правописание непроизносимых согласных в корне слова: чувств, словарное слово; праздности, проверочное слово: празден.
8) Правописание н/нн в суффиксах прилагательных: свойственном, в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн.
9) Правописание тся/ться: преодолеваются; состояния (что делают?) преодолеваются.
10) Правописание частицы не с именами прилагательными: недобрые, можно заменить синонимом: плохие, вредные.
11) Дефисное написание наречий: мало-помалу; наречия, образованные при помощи однокоренных слов, пишутся через дефис.
12) Правописание суффиксов разносклоняемых существительных: временем; формы косвенных падежей разносклоняемых существительных образуются при помощи суффикс -ен-.
13) Правописание разделительного твёрдого знака: объявятся; после приставки на согласный перед гласным я пишется разделительный твёрдый знак.
14) Правописание частицы не с краткими прилагательными: не видны; частица не с краткими прилагательными пишется раздельно.
Пунктуационные правила:
15) Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятой: «… человека, имеющего способность сказать своим людям,…».
16) Части сложного предложения разделяются запятыми: «…(что прекрасна на свете и та малая доля жизни), (какая досталась себе)».
17) Распространённые обособленные определения, стоящие после определяемого слова, выделяются запятыми: «В этом чувстве жизни, свойственном у нас многим, …».
18) Однородные члены предложения, соединённые при помощи бессоюзной связи, разделяются запятыми: «…состояния праздности, уныния, любоначалия, празднословия…».
19) Однородные члены предложения, соединённые противительными союзами, разделяются запятыми: «… и сейчас они на нём, только (= но) не видны всем».
8. В чём, по мнению М. Пришвина, состоит простой путь преодоления того, что он называет «недобрые состояния»? Напишите об этом.
М. Пришвин в число «недобрых состояний», от которых человеку следует избавляться, называет праздность, уныние, любоначалие, празднословие. Самым простой путь их преодоления, по мнению М. Пришвина, заключается в развитии чувства жизни, которое начинается с осознания красоты и ценности той малой доли жизни, которая нам дана. Это чувство помогает не только преодолеть праздность, уныние, любоначалие и празднословие, но и также достичь таких положительных качеств, как целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь.
9. Что такое чувство жизни? (сравните: чувство слова, чувство природы, чувство прекрасного, чувство музыки (цвета), чувство родины). Напишите об этом.
Что такое чувство жизни? По мнению М. Пришвина, чувство жизни – это то, что помогает преодолеть негативные человеческие состояния и достичь положительных качеств. Но все ли это аспекты чувства жизни заключены в определении Пришвина? Сравним понятие «чувство жизни» с другими аналогичными ему понятиями.
Чувство слова – это глубокое понимание и владение языком, включающее в себя знание языковых законов и системных связей, что позволяет избегать ошибок в речи и письме, а также использовать слово в новых контекстах, раскрывая его смысловые оттенки. Также оно включает в себя способность анализировать художественные тексты, а также создавать собственные.
Чувство природы – это глубокая эмоциональная связь с окружающим миром, способность воспринимать и ценить красоту и гармонию природы, ощущать её влияние на своё эмоциональное и духовное состояние, в том числе наслаждение прогулками на природе, наблюдение за различными природными явлениями и понимание взаимосвязи всех живых существ.
Чувство родины – это глубокое эмоциональное отношение к месту, где человек родился и вырос, к его культуре, традициям и истории. Это чувство включает в себя любовь к родной земле, уважение её прошлого и настоящего, осознание своей ответственности за её будущее. Чувство родины – важная часть идентичности человека, которое проявляется в различных формах, к примеру, в патриотизме, интересе и изучении истории и культуре своей страны, желании внести свой вклад в её развитие.
Исходя из этого, мы делаем вывод, что чувство жизни – это способность ценить и наслаждаться каждым моментом жизни, видеть красоту и смысл в повседневных событиях. Это глубокое внутреннее осознание ценности и уникальности собственной жизни, позволяющее преодолевать негативные состояния и стремиться к развитию положительных качеств собственной личности.
Морфологический анализ слова:
Простейшего
1. Простейшего – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какого?).
2. Начальная форма: простой.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- превосходная степень
- единственное число
- мужской род
- винительный падеж
5. В предложении является определением (человека (какого?) простейшего).
Синтаксический анализ предложения:
[Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям]1, (что прекрасна на свете и та малая доля жизни)2, (какая досталась себе)3.
(1-я часть: (что делаю?) начинаю понимать; начинаю понимать (кого?) себя; начинаю понимать (в качестве кого?) как человека; как человека (какого?) русского простейшего, имеющего способность сказать своим людям;
2-я часть: (что?) доля жизни; доля жизни (какова?) прекрасна; прекрасна (где?) на свете; доля жизни (какая?) та малая;
3-я часть: (что?) какая; какая (что сделала?) досталась; досталась (кому?) себе).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, с несколькими придаточными, соединёнными при помощи последовательного подчинения. Придаточное 2 является придаточным изъяснительным и присоединяется к главному при помощи подчинительного союза что. Придаточное 3 является придаточным определительным и присоединяется к придаточному 2 при помощи союзного слова какая.
1-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, осложненно причастным оборотом, полное
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[=, п/о]1, (что = -)2, (какая =)3.
[В этом чувстве жизни, свойственном у нас многим, преодолеваются все недобрые состояния праздности, уныния, любоначалия, празднословия]1 и [мало-помалу достигается целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь]2.
(1-я часть: (что?) состояния; состояния (что делают?) преодолеваются; преодолеваются (в чём?) в чувстве жизни; в чувстве жизни (каком?) этом, свойственном у нас многим; состояния (какие?) все недобрые праздности, уныния, любоначалия, празднословия;
2-я часть: (что?) целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь; целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь (что делает?) достигается; достигается (как?) мало-помалу).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой соединительным союзом и.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным определением и однородными определениями, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, полное.
[…, об/оп, = - 0, 0, 0, 0] и [= -, -, - и -].
Орфографический анализ слова:
Преодолеваются
1. преодолеваются
2. Правописание приставок пре-/при-; приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-.
3. Безударные гласные в корне слова; словарное слово.
4. Правописание безударных окончаний глаголов; преодолеваться, 1 спряжение.
5. Правописание тся/ться; состояния (что делают?) преодолеваются.
Объявятся
1. объявятся
2. Правописание приставок; приставка об- является неизменяемой.
3. Правописание разделительного твёрдого знака; разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласные перед гласной я.
4. Правописание безударных окончаний глаголов; объявиться, 2 спряжение.
5. Правописание тся/ться; многие (что сделают?) объявятся.
Мало-помалу
1. мало-помалу
2. Дефисное написание наречий; наречия, образованные повтором слов (в том числе однокоренных и синонимичных), пишутся через дефис.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением