Упр.432 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 432. 1. Прочитайте дневниковую запись М. Пришвина, включённую в книгу «Творить будущий мир». Объясните знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.1953. 16...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
432. 1. Прочитайте дневниковую запись М. Пришвина, включённую в книгу «Творить будущий мир». Объясните знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.
1953. 16 марта. Начинаю понимать себя как русского простейшего8 человека, имеющего способность сказать своим людям, что прекрасна на свете и та малая доля жизни, какая досталась себе.4 В этом чувстве жизни, свойственном у нас многим, преодолеваются0 все недобрые состояния праздности, уныния, любоначалия, празднословия и мало-помалу0 достигается целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь.4
Вот и весь простой путь Пришвина в его «природе».
На этом пути со временем объявятся0 многие, да и сейчас они на нём, только не видны всем.
Объясним знаки препинания:
1953. 16 марта. Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, (запятой выделяется причастный оборот) имеющего способность сказать своим людям, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что прекрасна на свете и та малая доля жизни, (запятая разделяет части сложного предложения) какая досталась себе. В этом чувстве жизни, (запятой выделяется обособленное определение) свойственном у нас многим, (запятой выделяется обособленное определение) преодолеваются все недобрые состояния праздности, (запятая между однородными подлежащими) уныния, (запятая между однородными подлежащими) любоначалия, (запятая между однородными подлежащими) празднословия и мало-помалу достигается целомудрие, (запятая между однородными подлежащими) смиренномудрие, (запятая между однородными подлежащими) терпение и любовь.
Вот и весь путь Пришвина в его «природе».
На этом пути со временем объявятся многие, (запятая разделяет части сложного предложения) да и сейчас они на нём, (запятая разделяет части сложного предложения) только не видны всем.
Составим схемы сложных предложений:
[Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям]1, (что прекрасна на свете и та малая доля жизни)2, (какая досталась себе)3.
[]1, (что…)2, (какая…)3.
[В этом чувстве жизни, свойственном у нас многим, преодолеваются все недобрые состояния праздности, уныния, любоначалия, празднословия]1 и [мало-помалу достигается целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь]2.
[]1 и []2.
[На этом пути со временем объявятся многие]1, да и [сейчас они на нём, только не видны всем]2.
[]1, да и []2.
2. Перечитайте стихотворение Пушкина «Отцы пустынники...». Понаблюдайте, в чём проявляется скрытое цитирование пушкинских строк в тексте Пришвина.
В данном тексте М. Пришвина нет прямого цитирования строк А.С. Пушкина. Однако мы можем обнаружить скрытую отсылку на стихотворение Пушкина «Отцы-пустынники», которая содержится в тексте.
Прежде всего, оно проявляется в тот момент, когда М. Пришвин перечисляет негативные качества, преодолеваемые в чувстве жизни. Среди таких качеств Пришвин выделяет праздность, уныние, любоначалие и празднословие. От этих же качеств просит уберечь его лирический герой стихотворения Пушкина:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Когда М. Пришвин говорит о положительных качествах, которые должны быть достигнуты в чувстве жизни, он называет такие качества, как смиренномудрие, терпение, целомудрие и любовь. Эти же самые качества упоминаются в том же самом стихотворении «Отцы пустынники» А.С. Пушкина:
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
3. Объясните значение слов смиренномудрие, любоначалие, праздпословие.
Смиренномудрие (устар.) (религ.) – отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми; осознание собственного ничтожества и своего положения по отношению к Богу.
Любоначалие (устар.) – то же, что властолюбие; желанье быть начальником, стремление властвовать.
Празднословие (устар.) – то же, что пустословие; пустая болтовня, бесполезные разговоры.
4. В каком значении употребляется в первом предложении слово свет?
Свет – мир, часть вселенной.
Данное слово является многозначным и имеет несколько лексических значений, не связанных между собой.
5. Сколько грамматических основ в первом предложении?
[Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям]1, (что прекрасна на свете и та малая доля жизни)2, (какая досталась себе)3.
В данном предложении 3 грамматические основы.
6. Замените в первом предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.
Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям, что прекрасна на свете и та малая доля жизни, какая досталась себе.
Заменим в данном предложении причастный оборот придаточным предложением:
Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, который имеет способность сказать своим людям, что прекрасна на свете и та малая доля жизни, какая досталась себе.
Замена причастного оборота придаточным определительным предложением никаких не сказывает на смысле предложения.
7. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
Орфографические правила:
1) Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса: русского
2) Правописание безударных окончаний имён прилагательных: простейшего; человека (какого?) простейшего.
3) Непроверяемые безударные гласные в корне слова: человека, словарное слово.
4) Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени: имеющего, образовано от глагола 1-го спряжения «иметь», следовательно, суффикс -ющ-.
5) Проверяемые безударные гласные в корне слова: сказать, проверочное слово: сказанный.
6) Правописание постфиксов -ся/-сь: досталась; после гласной пишется постфикс -сь.
7) Правописание непроизносимых согласных в корне слова: чувств, словарное слово; праздности, проверочное слово: празден.
8) Правописание н/нн в суффиксах прилагательных: свойственном, в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн.
9) Правописание тся/ться: преодолеваются; состояния (что делают?) преодолеваются.
10) Правописание частицы не с именами прилагательными: недобрые, можно заменить синонимом: плохие, вредные.
11) Дефисное написание наречий: мало-помалу; наречия, образованные при помощи однокоренных слов, пишутся через дефис.
12) Правописание суффиксов разносклоняемых существительных: временем; формы косвенных падежей разносклоняемых существительных образуются при помощи суффикс -ен-.
13) Правописание разделительного твёрдого знака: объявятся; после приставки на согласный перед гласным я пишется разделительный твёрдый знак.
14) Правописание частицы не с краткими прилагательными: не видны; частица не с краткими прилагательными пишется раздельно.
Пунктуационные правила:
15) Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятой: «… человека, имеющего способность сказать своим людям,…».
16) Части сложного предложения разделяются запятыми: «…(что прекрасна на свете и та малая доля жизни), (какая досталась себе)».
17) Распространённые обособленные определения, стоящие после определяемого слова, выделяются запятыми: «В этом чувстве жизни, свойственном у нас многим, …».
18) Однородные члены предложения, соединённые при помощи бессоюзной связи, разделяются запятыми: «…состояния праздности, уныния, любоначалия, празднословия…».
19) Однородные члены предложения, соединённые противительными союзами, разделяются запятыми: «… и сейчас они на нём, только (= но) не видны всем».
8. В чём, по мнению М. Пришвина, состоит простой путь преодоления того, что он называет «недобрые состояния»? Напишите об этом.
М. Пришвин в число «недобрых состояний», от которых человеку следует избавляться, называет праздность, уныние, любоначалие, празднословие. Самым простой путь их преодоления, по мнению М. Пришвина, заключается в развитии чувства жизни, которое начинается с осознания красоты и ценности той малой доли жизни, которая нам дана. Это чувство помогает не только преодолеть праздность, уныние, любоначалие и празднословие, но и также достичь таких положительных качеств, как целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь.
9. Что такое чувство жизни? (сравните: чувство слова, чувство природы, чувство прекрасного, чувство музыки (цвета), чувство родины). Напишите об этом.
Что такое чувство жизни? По мнению М. Пришвина, чувство жизни – это то, что помогает преодолеть негативные человеческие состояния и достичь положительных качеств. Но все ли это аспекты чувства жизни заключены в определении Пришвина? Сравним понятие «чувство жизни» с другими аналогичными ему понятиями.
Чувство слова – это глубокое понимание и владение языком, включающее в себя знание языковых законов и системных связей, что позволяет избегать ошибок в речи и письме, а также использовать слово в новых контекстах, раскрывая его смысловые оттенки. Также оно включает в себя способность анализировать художественные тексты, а также создавать собственные.
Чувство природы – это глубокая эмоциональная связь с окружающим миром, способность воспринимать и ценить красоту и гармонию природы, ощущать её влияние на своё эмоциональное и духовное состояние, в том числе наслаждение прогулками на природе, наблюдение за различными природными явлениями и понимание взаимосвязи всех живых существ.
Чувство родины – это глубокое эмоциональное отношение к месту, где человек родился и вырос, к его культуре, традициям и истории. Это чувство включает в себя любовь к родной земле, уважение её прошлого и настоящего, осознание своей ответственности за её будущее. Чувство родины – важная часть идентичности человека, которое проявляется в различных формах, к примеру, в патриотизме, интересе и изучении истории и культуре своей страны, желании внести свой вклад в её развитие.
Исходя из этого, мы делаем вывод, что чувство жизни – это способность ценить и наслаждаться каждым моментом жизни, видеть красоту и смысл в повседневных событиях. Это глубокое внутреннее осознание ценности и уникальности собственной жизни, позволяющее преодолевать негативные состояния и стремиться к развитию положительных качеств собственной личности.
Морфологический анализ слова:
Простейшего
1. Простейшего – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какого?).
2. Начальная форма: простой.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- превосходная степень
- единственное число
- мужской род
- винительный падеж
5. В предложении является определением (человека (какого?) простейшего).
Синтаксический анализ предложения:
[Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям]1, (что прекрасна на свете и та малая доля жизни)2, (какая досталась себе)3.
(1-я часть: (что делаю?) начинаю понимать; начинаю понимать (кого?) себя; начинаю понимать (в качестве кого?) как человека; как человека (какого?) русского простейшего, имеющего способность сказать своим людям;
2-я часть: (что?) доля жизни; доля жизни (какова?) прекрасна; прекрасна (где?) на свете; доля жизни (какая?) та малая;
3-я часть: (что?) какая; какая (что сделала?) досталась; досталась (кому?) себе).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, с несколькими придаточными, соединёнными при помощи последовательного подчинения. Придаточное 2 является придаточным изъяснительным и присоединяется к главному при помощи подчинительного союза что. Придаточное 3 является придаточным определительным и присоединяется к придаточному 2 при помощи союзного слова какая.
1-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, осложненно причастным оборотом, полное
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[=, п/о]1, (что = -)2, (какая =)3.
[В этом чувстве жизни, свойственном у нас многим, преодолеваются все недобрые состояния праздности, уныния, любоначалия, празднословия]1 и [мало-помалу достигается целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь]2.
(1-я часть: (что?) состояния; состояния (что делают?) преодолеваются; преодолеваются (в чём?) в чувстве жизни; в чувстве жизни (каком?) этом, свойственном у нас многим; состояния (какие?) все недобрые праздности, уныния, любоначалия, празднословия;
2-я часть: (что?) целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь; целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь (что делает?) достигается; достигается (как?) мало-помалу).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой соединительным союзом и.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным определением и однородными определениями, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, полное.
[…, об/оп, = - 0, 0, 0, 0] и [= -, -, - и -].
Орфографический анализ слова:
Преодолеваются
1. преодолеваются
2. Правописание приставок пре-/при-; приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-.
3. Безударные гласные в корне слова; словарное слово.
4. Правописание безударных окончаний глаголов; преодолеваться, 1 спряжение.
5. Правописание тся/ться; состояния (что делают?) преодолеваются.
Объявятся
1. объявятся
2. Правописание приставок; приставка об- является неизменяемой.
3. Правописание разделительного твёрдого знака; разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласные перед гласной я.
4. Правописание безударных окончаний глаголов; объявиться, 2 спряжение.
5. Правописание тся/ться; многие (что сделают?) объявятся.
Мало-помалу
1. мало-помалу
2. Дефисное написание наречий; наречия, образованные повтором слов (в том числе однокоренных и синонимичных), пишутся через дефис.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением