Упр.434 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 434. 1. Запишите начало очерка Ф. Достоевского «Пушкин». Подчеркните грамматические основы предложений. Каковы особенности зачина текста?(1) «Пушкин есть явление...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
434. 1. Запишите начало очерка Ф. Достоевского «Пушкин». Подчеркните грамматические основы предложений. Каковы особенности зачина текста?
(1) «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — сказал Гоголь.
(2)Прибавлю от себя: и пророческое. (3)Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. (4)Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. (5)В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание. < ... > (б)Пушкин нашёл... свои идеалы в родной земле, воспринял и возлюбил их всецело своею любящею и прозорливою душой.
Подчеркните грамматические основы предложений:
(1) «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», - сказал Гоголь.
(2) Прибавлю от себя: и пророческое.
(3) Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое.
(4) Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом.
(5) В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание.
(6) Пушкин нашёл… свои идеалы в родной земле, воспринял и возлюбил их всецело своею любящею и прозорливою душой.
Каковы особенности зачина текста?
Особенности зачина текста состоят в том, что он начинается с цитаты Гоголя. Мысль, выраженную Гоголем, автор текста Фёдор Достоевский, далее начинает подробно развивать.
2. Укажите ключевые слова.
Ключевые слова: Пушкин, пророческое явление, самосознание, идеалы, пророчество и указание.
3. Подберите синонимы к словам: пророческий, прозорливы и, самосозиание.
Пророческий – вещий, провидческий.
Прозорливый – дальновидный, предусмотрительный, расчётливый.
Самосознание – сознание, мировоззрение.
4. Укажите средства языковой выразительности.
Для справки: эпитеты, метафоры, лексический повтор, стилистически окрашенные слова, инверсия, оксюморон, ряды однородных членов, цитирование.
Эпитеты:
- пророческое
- тёмной
- родной
- любящего
- прозорливою
Метафоры:
- способствует освящению тёмной дороги нашей новым направляющим светом
- Пушкин есть пророчество и указание
Лексический повтор:
- пророческое – нечто бесспорно пророческое
Стилистически окрашенные слова:
- пророческое
- пророчество
- идеалы
- возлюбил
- прозорливою
Инверсия:
- … и появление его сильно способствует освещению…
Оксюморон:
- освещению тёмной дороги
Ряды однородных членов:
- едва лишь начавшегося и зародившегося
- Пушкин есть пророчество и указание
- Пушкин нашёл… воспринял и возлюбил
- своею любящею и прозорливою душой
Цитирование:
- «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», - сказал Гоголь.
5. Какое слово не является причастием?
а) направляющий
б) способствует
в) начавшееся
г) зародившееся
д) любящая
а) направляющий (какой?) обозначает признак предмета по действию, причастие)
б) способствует (что делает?) глагол)
в) начавшееся (какое?) обозначает признак предмета по действию, причастие)
г) зародившееся (какое?) обозначает признак предмета по действию, причастие)
д) любящая (какая?) обозначает признак предмета по действию, причастие)
Ответ: слово б) способствует не является причастием, оно является глаголом.
6. Выпишите из текста однокоренные слова.
- пророческое – пророчество
- освещению – светом
- возлюбил – любящею
- явление - появление
7. Сколько грамматических основ в предложении 4?
(4) [Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы]1, и [появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом]2.
Ответ: в данном предложении 2 грамматические основы.
8. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
а) способствует освещению
б) прозорливая душа
в) русский дух
г) направляющий свет
д) родная земля
а) способствует освещению; способствует (чему?) освещению; управление
б) прозорливая душа; душа (какая?) прозорливая; согласование
в) русский дух; дух (какой?) русский; согласование
г) направляющий свет; свет (какой?) направляющий; согласование
д) родная земля; земля (какая?) родная; согласование
Ответ: в словосочетании а) способствует освещению связь иная, чем согласование. В данном словосочетании связь управление.
9. Какие правила правописания приставок можно подтвердить примерами воспринял, возлюбил, бесспорно, приходит, прибавлю?
- воспринял (приставка перед основой на глухой согласный)
- возлюбил (приставка перед основой на звонкий согласный)
- бесспорно (приставка перед основой на глухой согласный)
- приходит (приставка при- имеет значение «приближение»)
- прибавлю (приставка при- имеет значение «присоединение»)
Ответ: данными примерами можно подтвердить следующие правила правописания приставок:
1) в словах с приставками на согласные с/з перед глухими согласными в приставке пишется согласная с (воспринял, бесспорно), перед звонкими – согласная з (возлюбил).
2) в приставке при-/пре- со значением «приближение» и «присоединение» пишется согласная при- (приходит, прибавлю)
10. Замените в предложении 4 причастный оборот придаточным определительным предложением. Составьте схему сложного предложения с разными видами связи.
(4) Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом.
Заменим причастный оборот придаточным определительным:
Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, которое едва лишь началось и зародилось в обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом.
Составим схему сложного предложения с разными видами связи:
[Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего]1, (которое едва лишь началось и зародилось в обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы)2, и [появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом]3.
[- =]1, (которое = и =)2, и [- =]3.
11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
12. Прокомментируйте, как вы понимаете утверждение, сформулированное в последнем предложении. Напишите сочинение-рассуждение.
«Пушкин нашёл… свои идеалы в родной земле, воспринял и возлюбил их всецело своею любящею и прозорливою душой».
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский и писатель. Он является одним из самых ярких представителей русской культуры. Его творчество пропитано глубоким пониманием русской души, любви к Родине, а также к её истории.
Пушкин в своих произведениях часто описывал русскую природу, свою любовь и восхищение ей. Одним из примеров этого является стихотворение «Деревня». В нём поэт воспевает красоту русской природы и размышляет о жизни крестьянства. Для Пушкина деревня – это не только идиллическая картина природы, но и те социальные проблемы, с которыми сталкиваются её жители.
Пушкин изучает не только крестьянскую жизнь, но и нравы дворянства XIX века. Пример этому – роман в стихах «Евгений Онегин», где автор создаёт яркие образы русской дворянской жизни начала XIX века.
Также Пушкина очень интересует история родной земли. Многие его произведения посвящены тем или иным историческим событиям. Например, повесть «Капитанская дочка» рассказывает о событиях Пугачёвского восстания. Помимо описания исторических событий, повесть отражает любовь Пушкина к России и её народу. Основная мысль повести заключается в том, что важно сохранять верность своим идеалам и принципам даже в трудные времени.
Помимо этого, Пушкин является создателем современного русского литературного языка. Именно он впервые соединил в художественном тексте разговорную и литературную речь, создав тем самым национальную русскую литературу и тот язык, на котором она создаётся.
Всё это является примером большой любви Пушкина к своей земле и её народу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением