Параграф 42 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 42. Реформа политической системы.Как реформы политической системы в годы перестройки были связаны с формированием правового государства?Введение института...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 42. Реформа политической системы.
Как реформы политической системы в годы перестройки были связаны с формированием правового государства?
Введение института президентства стало шагом вперёд в деле демократизации страны, создания правового государства. Впервые в советской истории ответственность власти была персонифицирована.
Что вам известно о сущности либерализма как политического учения?
Либерализм – это социально - политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.
Что такое альтернативные выборы? Почему предложение о проведении альтернативных выборов было воспринято как решительный шаг к демократии?
Альтернативные выборы - это выборы, на которых представлено несколько кандидатов. Предложение о проведении таких выборов было воспринято как шаг к демократии, потому что люди могли выбрать новую власть.
Какие партии сформировались в России в начале XX в. Каких взглядов они придерживались?

1. Раскройте сущность конституционной реформы 1988—1991 гг.
В декабре 1988 г. в действующую Конституцию были внесены изменения, согласно которым высшим органом власти в СССР становился Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 депутатов; его заседания должны были проводиться один раз в год, а его делегаты должны были заниматься в свободное от работы съезда время своими прежними делами. Изменения затронули и избирательную систему, которая становилась более демократичной. На втором этапе конституционной реформы (1990—1991) был введён пост Президента СССР.
2. Какие задачи был призван решить I Съезд народных депутатов?
- создание многопартийности
- демократизация политической системы
- расширение народного представительства
3. Охарактеризуйте процесс становления многопартийности в конце 1980-х гг. — начале 1990-х гг.
По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.
4. Поясните идеи Межрегиональной депутатской группы (МДГ) о 5 «де»: децентрализация, демонополизация, департизация, деидеологизация, демократизация.
Децентрализация – это передача полномочий и ответственности за государственные функции от центрального правительства к более низким.
Демонополизация - это комплекс экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий.
Департизация — устранение влияния политических партий, запрещение их деятельности внутри гос ных организаций и учреждений.
Деидеологизация - социально-политическая концепция, согласно которой в современных обществах уменьшается роль идеологий , вытесняемых позитивным знанием.
Демократизация — процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и так далее.
5. Как отразились преобразования политической системы в годы перестройки на реформировании экономики СССР?
Изменения в политической системе влекли за собой изменения в экономике. В экономике также происходили процессы демократизации.

1. Чем объяснял М. С. Горбачёв причины негативных явлений в жизни советского общества в середине 1960-х — начале 1980-х гг.?
- сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства
- гипертрофировалась роль исполнительного аппарата.
- Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.
2. На кого возлагалась ответственность за них?
Ответственность возлагалась на партийный аппарат.
1. Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения.
- ликвидация административно-командной системы и введение многопартийности
- введение гражданских свобод
- десталинизация
- социальное и национальное равенство
2. Что, по вашему мнению, во взглядах А. Д. Сахарова вызывало наибольшее раздражение консерваторов?
Мне кажется, наибольшее раздражение среди консерваторов вызвали тезисы о ликвидации последствий сталинизма и введении многопартийности.
1. Как вы понимаете выражение «традиционалистское направление в КПСС»?
Это направление, члены которого были приверженцами старых реалий: монополии КПСС, построения социализма.
2. Согласны ли вы с характеристикой взглядов автора как «традиционалистских»?
Я согласна с данной характеристикой, потому что автор негативно относится к реформаторской деятельности.

1. Согласны ли вы с мнением, что отмена 6-й статьи Конституции СССР — главный результат общественных изменений второй половины 1980-х гг.? Ответ аргументируйте.
Я согласна с данным мнением. Отмена 6-ой статьи провозглашала отмену монополии КПСС на власть, что являлось очень важным преобразованием, которое можно назвать “главным”.
2. Используя дополнительные источники информации, составьте характеристику деятельности А. Д. Сахарова.
Одним из направлений деятельности Сахарова А.Д. было занятие наукой. Именно ей он посвятил всю свою жизнь. Совместно с рядом учёных Сахаров работал над созданием водородной бомбы( 1953). Однако понимая, какую опасность несёт подобное и ядерное оружие, он с 1950-го года ведёт активную работу по сокращению и запрещению оружия в мире (совместно с И.В.Курчатовым). Им было написано много работ по магнитной гидродинамике, физике плазмы, элементарным частицам, астрофизике, гравитации и т.д.
Сахаров вёл активную борьбу против «лысенковщины» (то есть запрета на развитие генетики), считал, что необходимо заниматься проблемами наследственности, особенно влиянием излучения на последующие поколения.
Результатом данной деятельности стали многочисленные труды и новаторские изобретения (например, по проверке качества продукции), создание мощнейшего оружия, что поставило СССР в число сверхдержав мира и значительно укрепило международное положение страны. Результатом является и деятельность, направленная на сокращение вооружения. В том, что СССР во времена Брежнева Л.И. подписал несколько договоров о сокращении вооружений и запрете испытаний оружия в различных сферах, есть немалая заслуга и Сахарова А.Д.
Другим направлением деятельности Сахарова А.Д. была правозащитная деятельность. Не случайно в 1975 году он был удостоен Нобелевской премии мира.
В 1968 году Сахаров за свои политические и моральные взгляды был отстранён от секретной деятельности, вернулся в ФИАН старшим научным сотрудников. Какие же взгляды вызвали такое негативное отношение ос стороны руководства страны? Свою позицию он выразил в работах: « Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» ( 1968) и в « Памятной записке» Брежневу Л.И. ( 1971)
3. Охарактеризуйте последствия реформы политической системы в СССР для государства и общества.

4. В 1989 г. М. С. Горбачёв определяет перестройку как «целостный революционный процесс, осуществляемый демократическими методами, народом и для народа, по отношению к которому партия выступает как политический авангард». Можно ли данные слова отнести и к середине 1991 г.?
Данные слова нельзя отнести к середине 1991 года, потому что в данное время партия уже не выступала как политический авангард. Монополия партии на власть была ликвидирована с отменой 6-ой статьи Конституции.
5. Подготовьте презентацию на тему «Работа I Съезда народных депутатов СССР», используя фотодокументы (в группе).

6. Организуйте в классе мини-дебаты на тему «КПСС была единственной общесоюзной силой или пережитком прошлого?».
- КПСС была единственной руководящей партией долгие годы
- геронтократия
- закрытость политической системы
- насаждение идеологии
- контроль за всеми сферами жизни
- приверженности устаревшим порядкам

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.