Упр.326 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 326 1. Прочитайте текст, озаглавьте его. Понаблюдайте за использованием частичного цитирования. Укажите средства связи между предложениями. Объясните орфограммы и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
326 1. Прочитайте текст, озаглавьте его. Понаблюдайте за использованием частичного цитирования. Укажите средства связи между предложениями. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Научные труды Ломоносова по языку и литературе укрепили национальную самостоятельность русской культуры. Его ода «На взятие Хотина» (1739), написанная четырёхстопным ямбом, впервые введённым в русский стих, стала исходным рубежом новой эпохи русской поэзии. Ода — любимый поэтический жанр Ломоносова. Её гражданский пафос, торжественный язык, полный ораторских восклицаний и обращений, пышные, нередко развёрнутые в целую строфу метафоры и сравнения, обильно рассыпанные славянизмы и библейские образы, её, по выражению самого Ломоносова, «высокость и великолепие» послужили образцом почти для всех русских поэтов XVIII века. В своих одах Ломоносов неизменно пропагандировал науку и просвещение, воспевал благо мирного труда — «возлюбленную тишину», славил русский народ. Рисуя идеализированный образ императрицы, он, по сути дела, поучал царей, читал им наставления. Ломоносов открыл богатейшие возможности развития русской поэзии.
(Н. Банников)
Прочитайте текст, озаглавьте его.
Название: Оды Ломоносова как новый рубеж русской словесности.
Понаблюдайте за использованием частичного цитирования.
В данном тексте используется частичное цитирование. Оно служит для того, чтобы показать особенности од Ломоносова, а также его отношение к этому миру.
Укажите средства связи между предложениями.
- местоименные замены (Ломоносова – его, он; ода – её)
- лексический повтор (ода, Ломоносов)
Объясните орфограммы и пунктограммы.
Научные труды Ломоносова по языку и литературе (словарное слово) укрепили (проверочное слово: крепкий) национальную (после согласного ц в корне пишется гласная и) самостоятельность (словарное слово) русской (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса) культуры. Его ода «На взятие Хотина» (1739), (запятой выделяется причастный оборот) написанная (в суффиксе страдательных причастий пишется удвоенная нн) четырёхстопным (словарное слово) ямбом, (запятой выделяется причастный оборот) впервые (введённым (когда?) впервые; наречия пишутся слитно) введённым (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) в русский стих, (запятой выделяется причастный оборот) стала исходным (приставка перед глухим согласным) рубежом (в окончаниях существительных после шипящих в ударной позиции пишется гласная о: рубежом) новой эпохи (словарное слово) русской поэзии. (словарное слово) Ода – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) любимый поэтический жанр Ломоносова. Её гражданский пафос, (словарное слово) (запятая между однородными подлежащими) торжественный (словарное слово; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) язык, (запятой выделяется обособленное определение) полный ораторских (словарное слово) восклицаний (неизменяемая приставка вос-; приставка перед глухим согласным) и обращений, (словарное слово) (запятая между однородными определениями) пышные, (запятая между однородными определениями) нередко развёрнутые (приставка перед звонким согласным) в целую строфу (проверочное слово: строфы) метафоры (словарное слово) и сравнения, (запятая между однородными дополнениями) обильно рассыпанные (приставка перед глухим согласным; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) славянизмы и библейские образы, (запятая разделяет части сложного предложения) её, (запятой выделяется вводный оборот) по выражению самого (Ломоносова (какого?) самого) Ломоносова, (запятой выделяется вводный оборот) «высокость и великолепие» (цитата заключается в кавычки) послужили (неизменяемая приставка по-) образцом (после согласного ц в окончаниях существительных в ударной позиции пишется гласная о: образцом) почти для всех русских поэтов XVIII века. В своих (проверочное слово: свой) одах Ломоносов неизменно (слово без частицы не употреблять нельзя) пропагандировал (словарное слово) науку и просвещение, (словарное слово) (запятая между однородными сказуемыми) воспевал (неизменяемая приставка вос-; приставка перед основой на глухой согласный; проверочное слово: пел) благо мирного (труда (какого?) мирного) труда – (тире перед обособленным приложением) «возлюбленную (приставка перед звонким согласным; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) тишину», (проверочное слово: тишь) (частичное цитирование заключается в кавычки; запятая между однородными сказуемыми) славил русский народ. Рисуя идеализированный (словарное слово; в суффиксе страдательных причастий пишется удвоенная нн) образ императрицы, (словарное слово) (запятой выделяется деепричастный оборот) он, (запятой выделяется вводный оборот) по сути дела, (запятой выделяется вводный оборот) поучал (неизменяемая приставка по-) царей, (запятая между однородными сказуемыми) читал им наставления. Ломоносов открыл (неизменяемая приставка от-) богатейшие (словарное слово) возможности русской поэзии.
2. Выпишите слова, которые являются терминами.
Термины:
- ода
- четырёхстопный ямб
- метафора
- сравнение
- славянизм
3. Выпишите из второго предложения причастные обороты. Замените один из причастных оборотов придаточным предложением. Запишите это предложение.
Его ода «На взятие Хотина» (1739), написанная четырёхстопным ямбом, впервые введённым в русский стих, стала исходным рубежом новой эпохи русской поэзии.
Его ода «На взятие Хотина» (1739), которая была написана четырёхстопным ямбом, впервые введённым в русский стих, стала исходным рубежом новой эпохи русской поэзии.
Его ода «На взятие Хотина» (1739), написанная четырёхстопным ямбом, который впервые был введён в русский стих, стала исходным рубежом новой эпохи русской поэзии.
4. Какое слово является деепричастием?
а) рисуя
б) рассыпанный
в) написанный
г) введённый
а) рисуя – что делая?, деепричастие
б) рассыпанный – какой?, причастие
в) написанный – какой?, причастие
г) введённый – какой?, причастие
Ответ: слово а) рисуя является деепричастием.
5. Замените деепричастный оборот в предпоследнем предложении придаточным обстоятельственным предложением. Сравните синонимичные конструкции. Составьте схему сложноподчинённого предложения.
Рисуя идеализированный образ императрицы, он, по сути дела, поучал царей, читал им наставления. – Когда Ломоносов рисовал идеализированный образ императрицы, он, по сути дела, поучал царей, читал им наставления.
Составим схему сложноподчинённого предложения:
(Когда Ломоносов рисовал идеализированный образ императрицы)1, [он, по сути дела, поучал царей, читал им наставления]2.
(Когда - =)1, [- =, =]2.
6. Понаблюдайте за использованием частичного цитирования. Выпишите предложения, в которых оно применяется.
Выпишем предложения, в которых используется частичное цитирование:
1. Её гражданский пафос, торжественный язык, полный ораторских восклицаний и обращений, пышные, нередко развёрнутые в целую строфу метафоры и сравнения, обильно рассыпанные славянизмы и библейские образы, её, по выражению самого Ломоносова, «высокость и великолепие» послужили образцом почти для всех русских поэтов XVIII века.
В данном предложении частичное цитирование показывает взгляд Ломоносова на оды.
2. В своих одах Ломоносов неизменно пропагандировал науку и просвещение, воспевал благо мирного труда – «возлюбленную тишину», славил русский народ.
В данном предложении частичное цитирование указывает на то, как поэт относится к этому миру.
7. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
а) богатейшие возможности
б) ораторские восклицания
в) пропагандировал науку
г) национальная самостоятельность
а) богатейшие возможности; возможности (какие?) богатейшие; согласование
б) ораторские восклицания; восклицания (какие?) ораторские; согласование
в) пропагандировал науку; пропагандировал (что?) науку; управление
г) национальная самостоятельность; самостоятельность (какая?) национальная; согласование
Ответ: в словосочетании в) пропагандировал науку связь иная, чем согласование (управление).
8. Найдите средства языковой выразительности (оценочную лексику, эпитеты, ряды однородных членов, цитирование).
Оценочная лексика:
- богатейшие возможности
- неизменно пропагандировал
- воспевал благо
Эпитеты:
- новая (эпоха)
- исходный (рубеж)
- торжественный (язык)
- пышные (метафоры)
- возлюбленную (тишину)
Ряды однородных членов:
- гражданский пафос, торжественный язык, метафоры и сравнения, славянизмы и библейские образы
- воспевал, славил, пропагандировал
- поучал, читал
Цитирование:
- «высокость и великолепие»
- «возлюбленную тишину»
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.
^Научные труды Ломоносова по языку и литературе укрепили национальную самостоятельность русской культуры. v// ^Его ода «На взятие Хотина» (1739), ^/ написанная четырёхстопным ямбом, ^/ впервые введённым в русский стих, ^/ стала исходным рубежом новой эпохи русской поэзии. v// ^Ода – ^/ любимый поэтический жанр Ломоносова. v// ^Её гражданский пафос, ^/ торжественный язык, ^/ полный ораторских восклицаний и обращений, ^/ пышные, ^/ нередко развёрнутые в целую строфу метафоры и сравнения, ^/ обильно рассыпанные славянизмы и библейские образы, ^/ её, ^/ по выражению самого Ломоносова, ^/ «высокость и великолепие» послужили образцом почти для всех русских поэтов XVIII века. v// ^В своих одах Ломоносов неизменно пропагандировал науку и просвещение, ^/ воспевал благо мирного труда – ^/ «возлюбленную тишину», ^/ славил русский народ. v// ^Рисуя идеализированный образ императрицы, ^/ он, ^/ по сути дела, ^/ поучал царей, ^/ читал им наставления. v// ^Ломоносов открыл богатейшие возможности русской поэзии. v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
10. Напишите изложение.
Научные труды Ломоносова по языку и литературе способствовали национальной самостоятельности русской культуры. Его ода «На взятие Хотина» (1739) стала началом новой эпохи в русской поэзии благодаря введению четырёхстопного ямба. Оды Ломоносова стали образцом для многих поэтов XVIII века. В них он прославлял науку, просвещение, мирный труд, а также русский народ. Рисуя идеализированный образ императрицы, Ломоносов поучал царей. Ломоносов открыл новые возможности русской поэзии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением