Упр.328 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 328. 1. Прочитайте отрывок из книги путевой прозы В. Конецкого (1975). Составьте план текста.Одинокие острова всегда волнуют. Как отшельники. Слева таился во мраке...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
 

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
328. 1. Прочитайте отрывок из книги путевой прозы В. Конецкого (1975). Составьте план текста.
Одинокие острова всегда волнуют. Как отшельники. Слева таился во мраке остров Святой Елены. За рейс мы уже обошли Елену со всех сторон...
Веками острова служили морякам. Через острова моряки общались друг с другом и далёкой родиной. Это были почтовые ящики. Сохранившаяся доныне привычка моряков малевать на стенке причала, у которого стоит судно, его название — атавизм далёких веков. Название и дата. Значит, такое-то судно тогда-то живым и здоровым прошло такой-то порт или остров. Теперь это в некотором роде хулиганство. Век назад это был единственный способ связи.
Здесь, у Святой Елены, Лисянский на «Неве» не дождался «Надежды» Крузенштерна, когда они возвращались из первого русского плавания вокруг света. И представить себе невозможно, какие нервы были у людей, которые плавали совместно на парусниках и без рации. Как месяцами, годами тревожились они за судьбу друг друга, пока записка на одиноком острове не дарила их радостью общения.
Приветствую тень ваших парусов на этих волнах, глубокоуважаемый Иван Фёдорович Крузенштерн! Как вы сейчас там, на Васильевском острове, на набережной Лейтенанта Шмидта? Пожалуй, снег уже опять украшает ваши эполеты... Передайте мой поклон Неве!.. Не знаете ли, почему наши корабли больше не называют «Надеждой»?
Есть остров на том океане —
Пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
Причудливые, вулканические базальты, поднимающиеся на полкилометра, с вершины которых смотрит на звёзды Святая Елена. Мёртвая зыбь обвивает её подножье, прибойная пена белеет и сквозь мрак.
Лермонтов бродил здесь мыслями сто тридцать лет назад. Ступал вместе с императором по холодному ночному песку под базальтами. Плыл по ночным волнам зыби на корабле «Воздушный».
Ещё в раннем детстве я выучил «Воздушный корабль» наизусть. И всё пытался нарисовать его и звёзды. На чёрное небо я капал белила. Звёзды гасли, как только акварель высыхала.
Медленно, почти параллельно горизонту пролетает метеорит и гаснет...
Три десятилетия я плыл к этим звёздам. Вот они. Вот край Южного Креста над горизонтом... Самое величественное — экваториальный царь — Орион. Но хочется увидеть Медведицу с детёнышем — самое родное. Мы так давно её не видели, и неизвестно, когда ещё увидим... Воздушный корабль молча скользит, без матросов, без капитана, закрывает парусами южные звёзды. Это не тучи гасят звёзды, а его паруса...
«Воздушный корабль», строчка «Под снегом холодной России...», приводит ко мне в рубку тень Старого капрала: «Русский поход вспоминая...».
Шаляпин скорбит и гремит посередине Атлантики: «Дерзкие слышу слова, тень императора встала... Прочь! Не завязывать глаз!..»
Лермонтов, Беранже, Старый капрал, «Воздушный корабль» — неплохие у меня сегодня на ночной вахте попутчики...
Я пил чай... Хотелось удержать в себе настроение старых стихов. Стихи были отличной чеканки, слова в них туго звенели...
Старинных слов отменная чеканка...
План текста:
1. Роль острова в жизни моряков.
2. Связь островов и моряков.
3. Переживания моряков.
4. Обращение к Крузенштерну.
5. Святая Елена.
6. Размышления о Лермонтове.
7. Воздушный корабль.
8. Звёзды Святой Елены.
9. Попутчики на ночной вахте.
10. Воспоминания о старых стихах.
2. Укажите средства речевой выразительности. Какова роль цитирования?
Эпитеты:
- причудливые (базальты)
- мёртвая (зыбь)
- неплохие (попутчики)
Сравнения:
- как отшельники
Метафоры:
- острова волнуют
- радость общения
- бродил мыслями
- экваториальный царь
- старинных слов отменная чеканка
Ряды однородных членов:
- месяцами, годами
- без матросов, без капитана
- пролетает, гаснет
- скользит, закрывает
- не тучи, а паруса
- Лермонтов, Беранже, Старый капрал, «Воздушный корабль»
Цитирование:
Есть остров на том океане –
Пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
3. Объясните значение слов: атавизм, эполеты, рация.
Атавизм – 1. (биол.) проявление у данной особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших. 2. (разг.) нечто крайне устаревшее, давно вышедшее из употребления, не применяющееся.
Эполеты – наплечный знак различия у военных, в виде блестящих погон, заканчивающихся расшитой, украшенной бахромой или/и кантом округлой частью, первоначально служивший защитой от ударов сабли, в настоящее время почти вышедший из употребления.
Рация – переносная приёмно-передающая радиостанция малой и средней мощности.
4. Выпишите ключевые слова.
Ключевые слова: острова, моряки, связь, Святая Елена, звёзды, ночное небо, «Воздушный корабль», стихи, слова.
5. Подберите синонимы к вводному слову пожалуй.
Пожалуй – всё-таки, кажется, вероятно, как будто, вроде, может быть.
6. Запишите второй абзац, объясните орфограммы и пункто-граммы.
Веками (проверочное слово: век) острова (проверочное слово: остров; вторая безударная гласная является непроверяемой) служили морякам. (проверочное слово: море) Через (словарное слово) острова моряки общались (словарное слово) друг (проверочное слово: друга) с другом и далёкой (проверочное слово: даль) родиной. Это были почтовые (проверочное слово: почта) ящики. Сохранившаяся (неизменяемая приставка со-; проверочное слово: охрана) доныне (неизменяемая приставка до-) привычка (словарное слово) моряков малевать на стенке причала, (словарное слово) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) у которого стоит (проверочное слово: стоя) судно, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) его название (проверочное слово: назван) – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) атавизм (словарное слово) далёких веков. Название и дата. Значит, (запятой выделяется вводное слово) такое-то (суффикс –то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) судно тогда-то (суффикс –то с неопределёнными наречиями пишется через дефис) живым (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и) и здоровым (словарное слово) прошло (неизменяемая приставка про-) такой-то (суффикс –то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) порт или остров. Теперь это в некотором (частица не с неопределёнными местоимениями пишется слитно) роде хулиганство. Век назад (проверочное слово: позади) это был единственный (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) способ (проверочное слово: способный) связи.
7. Составьте схемы двух сложных предложений.
[Сохранившаяся доныне привычка моряков малевать на стенке причала, (у которого стоит судно)2, его название – атавизм далёких веков]1.
[-, (у которого = -)2, - =]1.
[Здесь, у Святой Елены, Лисянский на «Неве» не дождался «Надежды» Крузенштерна]1, (когда они возвращались из первого русского плавания вокруг света)2.
[- =]1, (когда - =)2.
[И представить себе невозможно]1, (какие нервы были у людей)2, (которые плавали совместно на парусниках и без рации)3.
[И =]1, (какие - =)2, (которые =)3.
[Как месяцами, годами тревожились они за судьбу друг друга]1, (пока записка на одиноком острове не дарила их радостью общения)2.
[= -]1, (пока - =)2.
[Не знаете ли]1, (почему наши корабли больше не называют «Надеждой»)2?
[=]1, (почему =)2?
[Есть остров на том океане – пустынный и мрачный гранит]1; [на острове том есть могила]2, а [в ней император закрыт]3.
[= -]1; [= -]2, а [- =]3.
[Причудливые, вулканические базальты, поднимающиеся на полкилометра]1, (с вершины которых смотрит на звёзды Святая Елена)2.
[-]1, (которых = -)2.
[Мёртвая зыбь обвивает её подножье]1, [прибойная пена белеет и сквозь мрак]2.
[- =]1, [- =]2.
[Звёзды гасли]1, (как только акварель высыхала)2.
[- =]1, (как только - =)2.
[Мы так давно её не видели]1, и [неизвестно]2, (когда ещё увидим)3…
[- =]1, и [=]2, (когда =)3…
[Дерзкие слышу слова]1, [тень императора встала]2…
[=]1, [- =]2…
[Стихи были отличной чеканки]1, [слова в них туго звенели]2…
[- =]1, [- =]2…
8. Напишите изложение и сочинение на одну из тем: «Старинных слов отменная чеканка...», «Острова дарили радость общения», «Ещё в раннем детстве я выучил(а) наизусть...».
Изложение
Одинокие острова всегда вызывают интерес, напоминая отшельников. Например, Остров Святой Елены служил местом встречи моряков, которые оставляли послания друг другу, а также своим родным. Эти послания были единственным способом связи с в прошлом, когда моряки плавали без раций. Моряки испытывали сильное беспокойство за судьбу друг друга, пока записки на островах не приносили радость общения.
У Святой Елены произошло одно интересное событие. Именно здесь Лисянский на «Неве» не дождался «Надежды» Крузенштерна после первого русского кругосветного плавания.
Святая Елена также связана с историей императора, который здесь похоронен. Лермонтов в своих произведениях упоминал мрачность и величие этого острова.
Три десятилетия автор плыл к звёздам Святой Елены: Орион, Южный Крест, Медведица с детёнышем…
Автор старался удержать в себе настроение старых стихов. Стихи были отличной чеканки, слова в них туго звенели… Старинных слов отменная чеканка…
Сочинение
«Старинных слов отменная чеканка…»
Старинные слова для каждого человека являются чем-то таинственным и неизвестным. Например, автор текста восхищается ими, для него они звучат как отменная чеканка. Старинные слова полны глубокого смысла и вызывают уважение к истории и культуре прошлого.
Через метафоры и символические образы, мы можем лучше понять эмоции и мысли автора. Например, он рассказывает о своём увлечении звёздами и попытками их нарисовать. Этот рассказ показывает стремление автора к познанию мира, его интерес к философским вопросам, а также стремление в словах передать свои чувства, мысли и впечатления другим людям. Это ли не пример удивительных по своей силе слов?
Точно так же таинственно описание острова Святой Елены. Это место, где встречались моряки. Здесь же находится могила императора, с которым связана история Острова.
В заключении хочется сказать, что литература на протяжении всех веков человеческой истории могла передавать глубокие мысли и авторские чувства с помощью слов. Это ли не повод задуматься о значимости старинных слов, в том числе и в наших жизнях в современном мире?
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением