Упр.323 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 323 1. Определите тему, основные мысли текста. Понаблюдайте за использованием цитирования. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.А. К....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
323 1. Определите тему, основные мысли текста. Понаблюдайте за использованием цитирования. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.
А. К. Толстой мог бы сказать о себе словами своего Садко: «Уж очень к земле я привязан» — и это ни в коей мере не противоречило бы другим его словам: «Гляжу с любовию на землю, но выше8 просится душа». Этому высокому настрою души поэта большая часть его стихов о природе, о родине обязана своими мажорными, торжествующими аккордами:
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Стихи Толстого отличаются удивительной запоминаемостью. Сколько в памяти0 у каждого из нас чудесных стихов о природе: «Колокольчики мои...», «Звонче3 жаворонка пенье...», «То было раннею весной...». Иногда это отдельные строчки: «И смолой и земляникой пахнет тёмный бор», «Сквозь лист прошлогодний пробившись, теперь синеет в лесу медуница!»
Излюбленным, неоднократно повторяемым образом, рисующим внутреннее состояние поэта, был «золотой узор на тёмной ткани». Это, может быть, слишком красивое выражение удивительно точно передаёт крайности состояния духа, а главное — здесь не просто противопоставление, но неразрывность — узор на ткани.
И какая чисто русская благородная невозможность испытывать состояние внутреннего благополучия, успокоенности звучит в строке: «...Душа собою вечно недовольна». Этим признанием А. К. Толстой родствен каждому большому русскому писателю.
(Н. Колосова)
Определите тему, основные мысли текста.
Тема текста: стихи А.К. Толстого.
Основные мысли:
1. Благодаря тому, что стихи А.К. Толстого посвящены русской природе, они отличаются удивительной запоминаемостью.
2. Излюбленным неоднократно повторяемым образом, рисующим внутреннее состояние поэта, был «золотой узор на тёмной ткани».
3. А.К. Толстой, как и каждый большой русский писатель, никогда не был до конца доволен своим творчеством.
Понаблюдайте за использованием цитирования:
В данном тексте используется несколько способов цитирования: прямая речь, частичное цитирование и цитирование с использованием стихотворного текста.
1. А. К. Толстой мог бы сказать о себе словами своего Садко: «Уж очень к земле я привязан» — и это ни в коей мере не противоречило бы другим его словам: «Гляжу с любовию на землю, но выше8 просится душа». (прямая речь)
2. Этому высокому настрою души поэта большая часть его стихов о природе, о родине обязана своими мажорными, торжествующими аккордами:
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи! (цитирование с использованием стихотворного текста)
3. Излюбленным, неоднократно повторяемым образом, рисующим внутреннее состояние поэта, был «золотой узор на тёмной ткани». (частичное цитирование)
4. И какая чисто русская благородная невозможность испытывать состояние внутреннего благополучия, успокоенности звучит в строке: «...Душа собою вечно недовольна». (прямая речь)
Объясните знаки препинания.
А. К. Толстой мог бы сказать о себе словами своего Садко: (двоеточие после слов автора перед прямой речью) «Уж очень к земле я привязан» - (прямая речь заключается в кавычки, после окончания прямой речи перед словами автора ставится тире) и это ни в коей мере не противоречило бы другим его словам: (двоеточие после слов автора перед прямой речью) «Гляжу с любовию на землю, (запятая разделяет части сложного предложения) но выше просится душа». (прямая речь заключается в кавычки) Этому высокому настрою души поэта большая часть его стихов о природе, (запятая между однородными дополнениями) о родине обязана своими мажорными, (запятая между однородными определениями) торжествующими аккордами: (двоеточие после слов автора перед цитированием)
Край ты мой, (запятой выделяется обращение) родимый край, (запятой выделяется обращение)
Конский бег на воле, (запятая разделяет части сложного предложения)
В небе крик орлиных стай, (запятая разделяет части сложного предложения)
Волчий голос в поле!
Гой ты, (запятой выделяется обращение) родина моя!
Гой ты, (запятой выделяется обращение) бор дремучий!
Свист полночный соловья, (запятая разделяет части сложного предложения)
Ветер, (запятая разделяет части сложного предложения) степь да тучи!
Стихи Толстого отличаются удивительной запоминаемостью. Сколько в памяти у каждого из нас чудесных стихов о природе: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением) «Колокольчики мои...», (названия стихотворений заключаются в кавычки) (запятая между однородными определениями) «Звонче жаворонка пенье...», (названия стихотворений заключаются в кавычки) (запятая между однородными определениями) «То было раннею весной...». (названия стихотворений заключаются в кавычки) Иногда это отдельные строчки: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением) «И смолой и земляникой пахнет тёмный бор», (цитаты заключаются в кавычки) (запятая между однородными сказуемыми) «Сквозь лист прошлогодний пробившись, (запятой выделяется деепричастный оборот) теперь синеет в лесу медуница!» (названия стихотворений заключаются в кавычки)
Излюбленным, (запятая между однородными определениями) неоднократно повторяемым образом, (запятой выделяется причастный оборот) рисующим внутреннее состояние поэта, (запятой выделяется причастный оборот) был «золотой узор на тёмной ткани». (цитата заключается в кавычки) Это, (запятой выделяется вводное слово) может быть, (запятой выделяется вводное слово) слишком красивое выражение удивительно точно передаёт крайности состояния духа, (запятая перед противительным союзом а) а главное – (пропущено указательное местоимение это) здесь не просто противопоставление, (запятая перед противительным союзом но) но неразрывность – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) узор на ткани.
И какая чисто русская благородная невозможность испытывать состояние внутреннего благополучия, (запятая между однородными дополнениями) успокоенности звучит в строке: (двоеточие перед цитированием) «...Душа собою вечно недовольна». (цитата заключается в кавычки) Этим признанием А. К. Толстой родствен каждому большому русскому писателю.
Подготовьтесь к выразительному чтению.
^А. К. Толстой мог бы сказать о себе словами своего Садко: ^/ «Уж очень к земле я привязан» - ^/ и это ни в коей мере не противоречило бы другим его словам: ^/ «Гляжу с любовию на землю, ^/ но выше просится душа». v// ^Этому высокому настрою души поэта большая часть его стихов о природе, ^/ о родине обязана своими мажорными, ^/ торжествующими аккордами: ^/
Край ты мой, ^/ родимый край, ^/
Конский бег на воле, ^/
В небе крик орлиных стай, ^/
Волчий голос в поле! ^//
^Гой ты, ^/ родина моя! ^//
^Гой ты, ^/ бор дремучий! ^//
^Свист полночный соловья, ^/
Ветер, ^/ степь да тучи! ^//
^Стихи Толстого отличаются удивительной запоминаемостью. v// ^Сколько в памяти у каждого из нас чудесных стихов о природе: ^/ «Колокольчики мои...», ^/ «Звонче жаворонка пенье...», ^/ «То было раннею весной...». v// ^Иногда это отдельные строчки: ^/ «И смолой и земляникой пахнет тёмный бор», ^/ «Сквозь лист прошлогодний пробившись, ^/ теперь синеет в лесу медуница!» ^//
^Излюбленным, ^/ неоднократно повторяемым образом, ^/ рисующим внутреннее состояние поэта, ^/ был «золотой узор на тёмной ткани». v// ^Это, ^/ может быть, ^/ слишком красивое выражение удивительно точно передаёт крайности состояния духа, ^/ а главное – ^// здесь не просто противопоставление, ^/ но неразрывность – ^/ узор на ткани. v//
^И какая чисто русская благородная невозможность испытывать состояние внутреннего благополучия, ^/ успокоенности звучит в строке: ^/ «...Душа собою вечно недовольна». v// ^Этим признанием А. К. Толстой родствен каждому большому русскому писателю. v//
2. Объясните значение слов: мажорный, аккорд, признание.
Мажорный – 1. (муз.) связанный, соотносящийся по значению с существительным мажор; свойственный, характерный для него. 2. (перен.) бодрый, радостный, приподнято-весёлый. 3. (сленг.) богатый, но безвкусный.
Аккорд – 1. (муз.) сочетание трёх и более разноимённых музыкальных звуков, звучащих одновременно или почти одновременно. 2. (муз.) набор струн для того или иного музыкального инструмента.
Признание – 1. открытое и откровенное сообщение о своих действиях, поступках, чувствах. 2. положительная оценка кого-либо со стороны какой-либо группы людей.
3. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Природа».
Природа: земля, небо, орлиная стая, волчий голос, поле, бор дремучий, соловей, ветер, степь, тучи, колокольчики, жаворонок, весна, смола, земляника, лист, медуница, лес.
4. Укажите средства связи между предложениями в тексте. Что делает цитаты органической частью текста? Какова роль цитирования?
Укажите средства связи между предложениями в тексте:
- указательные местоимения (этому, это, этим)
- лексический повтор (стихов – стихи)
- контекстуальные синонимы (золотой узор на тёмной ткани – красивое выражение)
Что делает цитаты органической частью текста?
Цитаты являются органической частью текста благодаря тому, что они связаны с другими предложениями в тексте по смыслу и грамматически.
Какова роль цитирования?
Цитаты в данном тексте являются аргументами, которые подтверждают точку зрения автора.
5. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
Эпитеты:
- удивительной
- излюбленным
- слишком красивое
Метафоры:
- душа собою недовольна
- к земле привязан
- выше просится душа
6. Подготовьтесь к письму по памяти поэтических строк (двух четверостиший). Укажите средства художественной выразительности.
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Эпитеты:
- родимый
- дремучий
- полночный
Риторические восклицания:
- Гой ты, родина моя!
- Гой ты, бор дремучий!
- Ветер, степь да тучи!
Аллитерация:
- использование звука р: край ты мой, родимый край
7. Что общего в словосочетаниях: орлиные стаи, конский бег, волчий голос?
- орлиные стаи; стаи (какие?) орлиные; согласование
- конский бег; бег (какой?) конский; согласование
- волчий голос; голос (чей?) волчий; согласование.
Все данные словосочетания имеют одинаковый тип связи – согласование.
8. Произведите анализ словосочетаний: настрои души, удивительная запоминаемость, узор на ткани, не-однократно повторяемый.
Настрой души
1. настрой (чего?) души;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем существительным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-и).
6. смысловые отношения – объектные.
Удивительная запоминаемость
1. запоминаемость (какая?) удивительная;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).
6. смысловые отношения – определительные.
Узор на ткани
1. узор (на чём?) на ткани;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем существительным с предлогом.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая) и предлога (на).
6. смысловые отношения – объектные.
Неоднократно повторяемый
1. повторяемый (как?) неоднократно;
2. главное слово выражено причастием, зависимое – наречием.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – примыкание.
5. связь выражается только при помощи смысла.
6. смысловые отношения – обстоятельственные.
9. Запишите последний абзац. Какова его роль в тексте? Постарайтесь при чтении с помощью интонации подчеркнуть особую роль последних строк как завершающей части текста.
Запишем последний абзац:
И какая чисто русская благородная невозможность испытывать состояние внутреннего благополучия, успокоенности звучит в строке: «...Душа собою вечно недовольна». Этим признанием А. К. Толстой родствен каждому большому русскому писателю.
Какова его роль в тексте:
Данный абзац подводит итог сказанному в тексте раннее. Автор приходит к выводу, что А.К. Толстой, как и любой другое русский писатель, всегда стремится к совершенству и потому всегда недоволен собой.
Постарайтесь при чтении с помощью интонации подчеркнуть особую роль последних строк как завершающей части текста:
И какая чисто русская благородная невозможность испытывать состояние внутреннего благополучия, успокоенности звучит в строке: «...Душа собою вечно недовольна». Этим признанием А. К. Толстой родствен каждому большому русскому писателю.
10. Продолжите текст: проиллюстрируйте конкретными примерами утверждение, которое содержится в последнем абзаце. Напишите об этом. Используйте разные способы цитирования.
Это признание А.К. Толстого отражает стремление к совершенство, которое свойственно всем большим русским писателям. Они всегда стремились к чему-то большему, были иногда даже чересчур требовательны к своему творчеству.
Например, Федор Достоевский всегда достаточно критично относился к своему творчеству, ведь, по его словам, он может «выразить художественную идею не по силам». Или Лев Николаевич Толстой, который, в ответ на похвалу его романа «Война и мир» назвал его «пустяком» и «дребеденью».
Таким образом, мы можем отметить, что именно стремление к постоянному совершенству помогало русским писателям создавать поистине шедевры литературы.
Морфологический анализ слова:
Выше
1. Выше – наречие (обозначает признак глагола и отвечает на вопрос куда?).
2. Знаменательное.
3. Обстоятельственное наречие места.
4. В сравнительной степени.
5. Начальная форма: высоко.
6. В предложении является обстоятельством (просится (куда?) выше).
Звонче
1. Звонче – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каково?).
2. Начальная форма: звонкий.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- краткая форма
- единственное число
- средний род
5. В предложении является сказуемым (пенье (каково?) звонче).
Орфографический анализ слова:
В памяти
1. в памяти
2. Правописание предлогов с именами существительными: сколько (в чём?) в памяти; между предлогом и существительным можно вставить пояснительный вопрос.
3. Безударная гласная в корне слова; гласная я является непроверяемой.
4. Безударное падежное окончание имени существительного; память – 3 склонение, в чём? – в памяти, предложный падеж.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением