Упр.324 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 324. 1. Запишите текст, объясните орфограммы и пунктограммы. Подчеркните грамматические основы в первом абзаце.Всё чаще мы говорим об экологии среды и природы. Среда...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
324. 1. Запишите текст, объясните орфограммы и пунктограммы. Подчеркните грамматические основы в первом абзаце.
Всё чаще мы говорим об экологии среды и природы. Среда же, созданная самим человеком, — это его культура. Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. Язык — важнейший компонент культуры5, и родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. Если осознанно отнестись к языку и его проблемам, многие беды его можно ещё предотвратить.
«Нужная работа, необходимая, — как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. — Вез памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестаёт быть самим собою, станет только по внешности русским2, по существу же — явлением каким-тоР космополитическим, так как утеряет свою историю в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте.
А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно,7и свою собственную психологию, порвёт со своими великими произведениями искусства» .
Отречётся от предков — забудет себя, добавим мы... Собственно, в языке, посредством слова, мы и воспитываем себя как народ.
(В. Колесов)
Запишите текст, объясните орфограммы и пунктограммы:
Всё чаще мы говорим об экологии (словарное слово) среды и природы. (словарное слово) Среда же, (частица же пишется раздельно) (запятой выделяется причастный оборот) созданная (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) самим человеком, (словарное слово) (запятой выделяется причастный оборот) - (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это его культура. Можно даже сказать, (запятая разделяет части сложного предложения) что природа современного (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) человека во многом объясняется (разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной я; природа (что делает?) объясняется) его средой, (запятая между однородными дополнениями) его культурой. Язык – (поделаете и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) важнейший компонент (словарное слово) культуры, (запятая разделяет части сложного предложения) и родной (проверочное слово: род) язык нуждается (язык (что делает?) нуждается) в охране (неизменяемая приставка о-) и защите от всего, (запятая разделяет части сложного предложения) что грозит (проверочное слово: угроза) ему уничтожением. Если осознанно отнестись к языку и его проблемам, (запятая разделяет части сложного предложения) многие беды его можно ещё предотвратить.
«Нужная работа, (запятая между однородными определениями) необходимая, - (после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире) как бы откликаясь на это, (запятой выделяется деепричастный оборот) сказал писатель Сергей Залыгин. – (после окончания слов автора перед продолжением прямой речи ставится тире) Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестаёт быть самим собою, (запятая разделяет части сложного предложения) станет только по внешности русским, (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса) (запятая разделяет части сложного предложения) по существу же – (пропущено сказуемое) явлением каким-то (суффикс –то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) космополитическим, (словарное слово) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) так как утеряет (проверочное слово: потеря) свою историю в целом, (запятая между однородными дополнениями) и в отдельном (неизменяемая приставка от-) слове, (запятая между однородными дополнениями) в фразе, (запятая между однородными дополнениями) в обороте. (словарное слово)
А нация, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) которая утеряет свой подлинный, (словарное слово) (запятая между однородными определениями) свой исторический (проверочное слово: история) язык, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) утеряет, (запятой выделяется вводное слово) вероятно, (запятой выделяется вводное слово) и свою собственную психологию, (проверочное слово: психолог) (запятая между однородными сказуемыми) порвёт (неизменяемая приставка по-) со своими великими произведениями (словарное слово) искусства». (словарное слово) (прямая речь заключается в кавычки)
Отречётся (словарное слово; нация (что сделает?) отречётся) от предков (проверочное слово: предок) – (вторая часть сложного предложения содержит результат действия) забудет себя, (запятой выделяется вводное слово) добавим (неизменяемая приставка до-; добавить, 2 спряжение) мы… Собственно, (запятая выделяется вводное слово) в языке, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) посредством (неизменяемая приставка по-) слова, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) мы и воспитываем (воспитываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; воспитывать, 1 спряжение) себя как народ.
Подчеркните грамматические основы в первом абзаце:
Всё чаще мы говорим об экологии среды и природы.
Среда же, созданная самим человеком, - это его культура.
Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой.
Язык – важнейший компонент культуры, и родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением.
Если осознанно отнестись к языку и его проблемам, многие беды его можно ещё предотвратить.
2. Определите тему, основные мысли текста.
Тема текста: язык – важнейший компонент культуры.
Основные мысли:
1. Нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет и свою собственною психологию.
2. Язык – важнейший компонент культуры.
3. В языке, посредством слова, мы и воспитываем себя как народ.
3. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
Докажите, что это текст:
Данные предложения являются текстом, так как они связаны по смыслу и грамматически. Текст разделён на абзацы, каждый абзац имеет свою собственную микротему, которые связаны между собой. Предложения стоят в определённом порядке и имеют смысловую завершённость.
С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
Связь между предложениями в тексте осуществляется с помощью:
- лексических повторов (среды – среда; культура - культурой)
Связь между абзацами осуществляется с помощью:
- смыслового единства
- лексических повторов (язык – язык)
4. Докажите, что это текст публицистического стиля.
Данный текст относится к публицистическому стилю. Он содержит в себе призыв (сохранить целостность русского языка), раскрывает социально значимую и актуальную тему. Предложения в тексте простые, эмоционально окрашенные. Автор выражает свою позицию и приводит аргументы в её подтверждение.
5. Объясните значение слов экология, компонент, космополиты чес кии.
Экология – 1. (биол.) наука, занимающаяся взаимодействием организмов между собой. 2. совокупность понятий и явлений, связанных с окружающей средой, её охраной, вредными выбросами.
Компонент – составная часть чего-либо.
Космополитический – связанный, соотносящийся по значению с существительными космополитизм и космополит; свойственный, характерный для них; вненациональный, наднациональный.
6. Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитату органической частью текста?
Цитата, которая есть в тексте, является аргументом, который подтверждает точку зрения автора.
Цитата связана с темой текста по смыслу и логически встроена в текст, позволяя раскрыть и дополнить мысль автора.
7. Замените причастный оборот (во втором предложении) синонимичной конструкцией - придаточным предложением. Сравните синтаксические синонимы.
Среда же, созданная самим человеком, - это его культура.
Среда же, которую создал сам человек, - это его культура.
Синтаксические синонимы: причастный оборот и придаточное определительное.
8. Подберите синонимы к вводному слову вероятно.
Вероятно – наверное, наверняка, похоже, возможно.
9. Произведите синтаксический анализ предложений, соответствующих схемам:
[Язык – важнейший компонент культуры]1, и [родной язык нуждается в охране и защите от всего]2, (что грозит ему уничтожением)3.
(1-я часть: (что?) язык; язык (что такое?) компонент культуры; компонент (какой?) важнейший;
2-я часть: (что?) язык; язык (что делает?) нуждается; язык (какой?) родной; нуждается (в чём?) в охране и защите; в охране и защите (от чего?) от всего;
3-я часть: (что?) что; что (что делает?) грозит; грозит (чему?) ему; грозит (чем?) уничтожением).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи, состоящее из трёх частей. 1 и 2 предложения связаны между собой сочинительной связью, при помощи сочинительного соединительного союза и. 2 и 3 предложения связаны между собой при помощи подчинительной связи и союзного слова что. Придаточное 3 является придаточным изъяснительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- - =], и [- = от всего], (что =).
[А нация, (которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык)2, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвёт со своими великими произведениями искусства]1.
(1-я часть: (что?) нация; нация (что сделает?) утеряет, порвёт; утеряет (что?) психологию; психологию (какую?) свою собственную; порвёт (с чем?) с произведениями искусства; с произведениями (какими?) своими великими;
2-я часть: (что?) которая; которая (что сделает?) утеряет; утеряет (что?) язык; язык (какой?) свой подлинный, свой исторический).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых союзным словом которая. Придаточное является придаточным определительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и вводным словом, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями, полное.
[-, (которая =), =, =].
10. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста (при пересказе передайте содержание цитаты, используя косвенную речь).
^Всё чаще мы говорим об экологии среды и природы. v// ^Среда же, ^/ созданная самим человеком, - ^/ это его культура. v// ^Можно даже сказать, ^/ что природа современного человека во многом объясняется его средой, ^/ его культурой. v// ^Язык – ^/ важнейший компонент культуры, ^/ и родной язык нуждается в охране и защите от всего, ^/ что грозит ему уничтожением. v// ^Если осознанно отнестись к языку и его проблемам, ^/ многие беды его можно ещё предотвратить. v//
^«Нужная работа, ^/ необходимая, - ^/ как бы откликаясь на это, ^/ сказал писатель Сергей Залыгин. – v// ^Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестаёт быть самим собою, ^/ станет только по внешности русским, ^/ по существу же – ^/ явлением каким-то космополитическим, ^/ так как утеряет свою историю в целом, ^/ и в отдельном слове, ^/ в фразе, ^/ в обороте. v//
^А нация, ^/ которая утеряет свой подлинный, ^/ свой исторический язык, ^/ утеряет, ^/ вероятно, ^/ и свою собственную психологию, ^/ порвёт со своими великими произведениями искусства». v//
^Отречётся от предков – ^// забудет себя, ^/ добавим мы… v// ^Собственно, ^/ в языке, ^/ посредством слова, ^/ мы и воспитываем себя как народ. v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
11. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Язык — важнейшая часть культуры», «Слово помогает нам воспитывать себя», «Что такое экология слова», «Память помогает нам сохранить язык, культуру».
Изложение
Мы часто говорим об экологи окружающей среды и природы. Культура, созданная человеком, - это его среда. Природа современного человека во многом определяется его культурой. Язык – это ключевой компонент культуры, и родной язык нуждается в защите от всего, что угрожает его существованию. Осознавая проблемы языка, мы можем предотвратить многие из них.
Сергей Залыгин подчёркивает важность сохранения памяти о родном языке, поскольку без этого язык утрачивает свою уникальность и становится космополитическим явлением. Утрата же исторического языка приводит к потере национальной психологии и разрыву с великими произведениями искусства.
Таким образом, через язык и слово мы формируем себя как народ, как нация. Это позволяет нам сохранять память о своих предках и воспитывать будущие поколения.
Сочинение
Что такое экология слова
Понятие «экология слова» появилось в современной лингвистике в 70-х годах ХХ века. Оно означает, что необходимо соблюдать чистоту русского языка, сохранение его лексических богатств и стилистическую выразительность, а также соблюдать языковые и этические нормы общения. Экология слова является частью культуры речи и входит в этику речевого общения. Экология языка затрагивает проблемы, связанные с соблюдением нормативного, коммуникативного и этико-эстетического аспектов речи.
В современном мире проблема экологии языка стоит очень остро. Мы наблюдаем падение речевой культуры и грамотности, засорение разговорной речи словами-паразитами, неуместными заимствованными словами, жаргонизмами. Всё это не может не влиять на чистоту русского языка.
Для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо просвещать общество. Важно воспитывать культуру речевого общения, начиная с семьи и усиливая внимание к ней в школе, повышать качества языка в СМИ и интернете, прививать и развивать интерес к чтению классической литературы. Только при помощи совместных усилий мы сможем сохранить и защитить наш родной язык, сделать его богатым, выразительным и чистым для наших потомков.
12. Подготовьте материалы для презентации. Сформулируйте тему, используя в качестве ключевых слова язык, экология, память, народ.
Тема презентации: «Язык – важнейший компонент культуры человека».
План презентации:
1. Связь экологии и языка.
2. Язык в культуре человека.
3. Как язык влияет на уровень культуры человека.
4. Защита родного языка.
5. Как связаны язык и нация.
Лексический анализ слова:
Культуры
1. Культура – совокупность производственных, организационных и духовных достижений общества, цивилизации.
2. Многозначное слово.
Культура – 1. совокупность производственных, организационных и духовных достижений общества, цивилизации. 2. уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития. 3. традиции, сложившийся порядок. 4. целенаправленное разведение, выращивание определённых видов растений или животных. 5. разводимое таким образом растение. 6. (биол.) клетки микроорганизмов, выращиваемые в лабораторных условиях.
3. Употреблено в прямом значении (1).
4. Синонимов нет.
5. Антонимов нет.
6. Заимствованно из латинского языка: cultura «возделывание, обработка; воспитание».
7. Относится к книжной лексике.
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Морфемный анализ слова:
Русским
1. Русским – имя прилагательное.
2. Выделим основу и окончание: русским
3. Найдём словообразовательные морфемы: русским < Русь
4. Найдём корень: русским (Русь, русифицировать).
5. русским
Орфографический анализ слова:
Каким-то
1. каким-то
2. Суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис.
Пунктуационный анализ предложения:
А нация,(1) которая утеряет своё подлинный,(2) свой исторический язык,(3) утеряет,(4) вероятно,(5)и свою собственную психологию, порвёт со своими великими произведениями искусства.
Запятая 1 отделяет главное предложение от придаточного.
Запятая 2 разделяет однородные определения подлинный, исторический, соединённые при помощи бессоюзной связи.
Запятая 3 отделяет главное предложение от придаточного.
Запятые 4 и 5 выделяют вводное слово вероятно.
Морфологический анализ слова:
Забудет
1. Забудет – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что сделает?).
2. Инфинитив: забыть.
3. Постоянные признаки:
- 1 спряжение
- переходный
- совершенный вид
- невозвратный
4. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение
- будущее время
- единственное число
- 3-е лицо
5. В предложении является сказуемым (нация (что сделает?) забудет).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением