Параграф 24 ГДЗ Андреев Ляшенко 8 класс (История)

Изображение §24. Образование и наукаВ чём состояли особенности развития образования и науки в России во второй половине XVIII в.?Во второй половине XVIII в. образование в России...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Ляшенко, Артасов 8 класс, Дрофа:
§24. Образование и наука
В чём состояли особенности развития образования и науки в России во второй половине XVIII в.?
Во второй половине XVIII в. образование в России приобрело характер системы. Развитие образования было продиктовано новыми задачами обновлённого государства. Для дальнейшего движения вперёд в новых условиях страна нуждалась в отечественных специалистах разного профиля.
Назовите учебные заведения, появившиеся в системе образования при Екатерине II.
При Екатерине появились училища, гимназии, пансионаты, Смольный институт благородных девиц.
1. Где могли получить образование юноши и девушки из дворянских семей во второй половине XVIII в.?
До 1780-х гг. системы начального и среднего образования в империи не существовало. Дворянская молодёжь обучалась в Морском, Артиллерийском и Инженерном шляхетских корпусах, открытых в 1752-1762 гг., в Академии художеств, гимназиях в Санкт-Петербурге, Москве и Казани. В 1764 г. в Санкт-Петербурге открылось женское училище, известное под названием Смольного института благородных девиц. Также дворянские дети могли получать образование в училищах и пансионатах, распространено было домашнее воспитание.
2. Можно ли говорить о становлении системы школьного образования в период правления Екатерины II? Свой ответ объясните.
Я думаю, можно говорить о становлении системы школьного образования в период правления Екатерины II. Главным итогом перемен, происшедших в школьном образовании в XVIII в., стало то, что в стране постепенно складывалась система светской школы, включавшая в себя все её ступени: начальную, среднюю и высшую. Правда, доступ к среднему и особенно высшему образованию выходцам из непривилегированных сословий был предельно затруднён.
1. С какими трудностями в получении образования сталкивался М. В. Ломоносов?
Учёба в академии началась с насмешек: «детина» оказался в начальном классе, среди младших школяров. Да ещё сильно одолевала бедность - «один алтын в день». Очень скоро Ломоносов оставил своих одноклассников далеко позади. Он овладел греческим, латынью и прочими учёными премудростями, став лучшим учеником. Но в академии давали богословское образование, а Ломоносова привлекали естественные науки. И здесь юноше повезло. В 1735 г. он становится студентом университета при Российской Академии наук. Однако занятия длились недолго: наладить работу университета не удалось. Было решено отправить студентов на учёбу в Германию.
2. Какие открытия в области точных и естественных наук были сделаны Ломоносовым?
Ломоносов совершил ряд мировых открытий, и прежде всего сформулировал закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, какое позднее получила теория относительности. Важные открытия были сделаны Ломоносовым в астрономии. В мае 1761 г. во время прохождения Венеры по диску Солнца учёный доказал существование атмосферы на далёкой планете. Не менее страстным был интерес Михаила Васильевича к геологии и минералогии. В своих трудах он отстаивал идею о закономерной эволюции природы.
3. Какие изыскания в области истории и географии говорят о Ломоносове как об истинном патриоте своей страны?
Как географ Ломоносов задолго до открытия русскими моряками Антарктиды предсказывал существование материка на Южном полюсе Земли. Он же убеждал Географический департамент в необходимости составления на основе научных данных и опросов «Атласа Российского». В связи с этим направлением его научных интересов был написан трактат «О сохранении и размножении российского народа». В нём Ломоносов предложил ряд законодательных мер (включая заботу о здоровье народа), призванных обеспечить рост населения России.
Потомок поморов, Ломоносов испытывал неизбывную тягу к суровому Северу. Он едва ли не первым осознал значение судоходства по северным морям для будущности России.
Патриотизм Ломоносова определил его интерес к истории. Его исторические взгляды формировались в острой борьбе со сторонниками норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Однако, всегда и во всём стремившийся к истине, он никогда не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в историческом развитии разных народов.
1. Что повлияло на развитие отечественной науки во второй половине XVIII в.?
Развитие отечественной науки тесно связано с переменами, происходившими в высшем образовании.
2. Какое значение имели географические исследования русских учёных и землепроходцев?
Продолжилось изучение географии России. Экспедиция В. Беринга достигла пролива между Чукоткой и Аляской. С середины 1760-х гг. начинается новый этап в развитии географических исследований. Под руководством П. С. Палласа и И. И. Лепёхина были исследованы Среднее и Нижнее Поволжье, часть Средней Азии, Южный Урал, часть побережья Каспийского моря. Позже экспедиции работали в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Прибайкалье, Крыму.
Большую роль в изучении различных регионов России сыграли землепроходцы и промысловые люди: С. П. Крашенинников (Камчатка), Г. И. Шелехов (Алеутские острова и Аляска). Шелеховым были заложены первые поселения в так называемой Русской Америке (Аляска, Калифорния).
В результате трудов русских учёных и землепроходцев были составлены «Генеральная карта Российской империи» и «Атлас Российской империи», состоявший из 52 карт.
3. Какова судьба изобретений И. П. Кулибина и И. И. Ползунова?
В 1766 г. Ползунов изобрёл первый в мире паровой двигатель универсального назначения. К сожалению, после смерти изобретателя двигатель был заброшен, и человечеству пришлось ждать ещё два десятилетия, пока Дж. Уатт не создал свою паровую машину. Более повезло Кулибину, который подарил Екатерине II необычные часы: крышка их открывалась каждый час, являя взору храм Вознесения Христова, а ровно в полдень часы играли сочинённую изобретателем мелодию. В благодарность автор получил 1000 рублей и был назначен механиком при Петербургской Академии наук с жалованьем и казённой квартирой. Работая в этой должности, он смастерил телескоп, микроскоп, разработал проект «самобеглой» коляски, сконструировал протезы для инвалидов, но ничего из этого не нашло практического применения. В 1776 г. Кулибин спроектировал одноарочный мост через Неву длиной 298 метров, но и этот проект «за ненадобностью» не был претворён в жизнь.
1. Прочитайте эпиграф к параграфу. Кого из «сподвижников просвещения» А. С. Пушкин ставит в один ряд с Петром I и Екатериной II? Объясните почему.
Пушкин ставит в один ряд с Петром I и Екатериной II Ломоносова. Он является учредителем первого университета.
2. Расскажите о становлении системы светского образования в России во второй половине XVIII в.
До 1780-х гг. системы начального и среднего образования в империи не существовало. Дворянская молодёжь обучалась в Морском, Артиллерийском и Инженерном шляхетских корпусах, открытых в 1752-1762 гг., в Академии художеств, гимназиях в Санкт-Петербурге, Москве и Казани. В 1764 г. в Санкт-Петербурге открылось женское училище, известное под названием Смольного института благородных девиц. При Академии художеств было учреждено крытое училище для мальчиков «разного звания». Задачей училища было обучение русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, географии, истории, мифологии - тому, что нужно для поступления в саму Академию. Согласно Уставу народных училищ, утверждённому в 1786 г., в губернских городах открывались четырёхклассные, а в уездных городах двухклассные народные училища. Обучали в них чтению, письму, арифметике, истории, географии и естествознанию, причём по единым программам и учебникам. В 1776 г. открылся Благородный пансион при Московском университете. Уже в 1801 г. в 48 пансионах обучалось 1125 детей. Популярен был и ещё один путь получения образования - домашнее воспитание.
3. Почему во второй половине XVIII столетия в России развивались технические и естественные науки? Как это было связано с развитием государства и реформами?
Во второй половине столетия развивались технические и естественные науки, потому что система образования предполагала в основном изучение этих наук. При Академии художеств было учреждено крытое училище для мальчиков «разного звания». Задачей училища было обучение русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, географии, истории, мифологии - тому, что нужно для поступления в саму Академию. Согласно Уставу народных училищ, утверждённому в 1786 г., в губернских городах открывались четырёхклассные, а в уездных городах двухклассные народные училища. Обучали в них чтению, письму, арифметике, истории, географии и естествознанию, причём по единым программам и учебникам.
4. Какие педагогические идеи были близки Екатерине II и её сторонникам? Свой ответ подтвердите цитатами из текста параграфа.
Вера императрицы и её окружения в просвещение оказалась столь велика, что все искренне надеялись, что с утверждением школ исчезнет невежество, а с ним пороки, суеверия и рабство.
5. Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Русские изобретатели второй половины XVIII в.».
(Презентация внизу страницы)
6. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) создание Смольного института благородных девиц; 2) создание Московского университета.
1755 г – 2
1764 г - 1
1. Что, по вашему мнению, могло быть одной из причин развития книжной торговли в конце XVIII в.?
Я думаю, одной из причин развития книжной торговли в конце XVIII в. Было то, что в газетах публиковались указы императрицы. Людям было интересно, что пишут.
2. Какие сословия упоминаются в статье? Можно ли говорить о широкой грамотности населения России в конце XVIII столетия? Свой ответ подтвердите цитатами из текста параграфа.
В статье упоминаются дворяне, мещане, купцы, самые бедные и безграмотные. Я думаю, нельзя говорить о широкой грамотности населения России в конце XVIII столетия. Многим было недоступно среднее и высшее образование.
Что, помимо таланта, помогало М. В. Ломоносову совершать великие открытия в разных областях знаний?
Великие открытия Ломоносову также помогала совершать экономия: он тратил мало денег на еду и нужды, а больше тратил на бумагу.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
В чём состояли особенности развития образования и науки в России во второй половине XVIII в.?
A. Система светского образования учитывала потребности только дворянского сословия. Достижения всей отечественной науки и техники в XVIII в. были связаны с именем одного учёного-энциклопедиста.
Б. С созданием государственной системы начального и среднего образования в России резко сократилось число неграмотных людей. Это позволило преодолеть культурную пропасть между дворянством и остальным населением страны. Российская наука развивалась самостоятельно, в отрыве от науки европейской.
B. Во второй половине XVIII в. образование в России приобрело характер системы. Развитие образования было продиктовано новыми задачами обновлённого государства. Для дальнейшего движения вперёд в новых условиях страна нуждалась в отечественных специалистах разного профиля.
Ответ: В. Во второй половине XVIII в. в России формируется сеть учебных заведений начального, среднего и высшего образования, отличавшихся сословным характером обучения. Одной из главных задач российской науки стало комплексное изучение страны.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением