Параграф 25 ГДЗ Андреев Ляшенко 8 класс (История)

Изображение §25. Развитие общественной мысли и литературыМожно ли утверждать, что идеи Просвещения повлияли на развитие общественной мысли в России?Идеи французских...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Ляшенко, Артасов 8 класс, Дрофа:
§25. Развитие общественной мысли и литературы
Можно ли утверждать, что идеи Просвещения повлияли на развитие общественной мысли в России?
Идеи французских просветителей повлияли на развитие общественной мысли. Крупнейший издатель Н. И. Новиков выступал против судебного произвола, ратовал за отмену сословных привилегий. A. Н. Радищев в своих произведениях призывал к свержению монархииского правления. Но в основном общество разделяло консервативные взгляды, выразителем которых стал М. М. Щербатов.
1. Почему М. М. Щербатов считал дворянство главной опорой самодержавия?
Щербатов считал дворянство главной опорой самодержавия, потому что он придерживался консервативных взглядов.
2. Какие направления политики Екатерины II критиковал Щербатов?
В своём труде «О повреждении нравов в России» он жёстко критиковал политику правительства Екатерины II, развивавшего, по его мнению, промышленность и торговлю в ущерб сельскому хозяйству, т. е. ущемлявшего интересы помещиков. Также он критиковал фаворитизм.
1. Какие журналы издавал Н. И. Новиков? Каково было их содержание? Что их отличало от журналов Екатерины II?
Откликаясь на призыв Екатерины II способствовать просвещению сограждан, Новиков в 1769 г. начал выпускать журналы: сначала сатирический «Трутень», затем «Живописец» и «Кошелёк». Главным объектом критики и насмешек литератора и издателя стали помещики-крепостники и недобросовестные судейские чины.
В журнале «Всякая всячина», выпускаемом Екатериной II, тоже высмеивались и помещики, и бюрократы. Однако здесь это делалось с добродушной улыбкой, со снисхождением к слабостям, свойственным человеческой натуре. Новиков же бичевал пороки, называя конкретные фамилии, в том числе имена придворных, знатных дам, высокопоставленных чиновников.
2. За что пострадал Новиков? Какая версия из приведённых в тексте параграфа кажется вам наиболее достоверной?
Историки полагают, что Новиков пострадал за то, что поддерживал Павла. Я думаю, он пострадал за свои труды, в которых высмеивал существующий строй.
1. Почему Екатерина II назвала А. Н. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва»?
Книга Радищева быстро дошла до Екатерины II, которая увидела в ней распространение идей Французской революции и призыв к неповиновению властям. В результате она назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачёва» и приказала его арестовать.
2. Назовите мыслителей, как и Радищев, критиковавших самодержавие. Какие идеи они выдвигали?
Новиков, также как Радищев, критиковал самодержавие. Они оба выступали за его ликвидацию.
1. Как представители русского классицизма второй половины XVIII в. относились к монархическому строю в России?
Русские литераторы были убеждены в справедливости и незыблемости монархического строя и крепостничества, но резко противопоставляли тиранию и просвещённую монархию.
2. Охарактеризуйте творчество Н. М. Карамзина. К какому литературному направлению принадлежал этот писатель?
Главой нового, романтического направления в русской литературе — сентиментализма стал Н. М. Карамзин. Его «Письма русского путешественника», повести «Бедная Лиза», «Наталья, дочь боярская» и «Марфа-посадница» говорили читателю о приоритете чувства, а не разума. Основной темой литературы становился внутренний мир, психология человека. Героями произведений являлись люди, или совершающие благородные поступки, любящие, страдающие, или оказывающиеся нравственными отступниками.
Карамзин первым из русских писателей стал считать литературу главным занятием своей жизни, делом не просто необходимым обществу, но и святым. Своими произведениями он «творил» не только себя, но и нового читателя. Неудивительно, что он стал в русской литературе «всему началом» — журналистике, повести, роману, критике, исторической прозе, публицистике. Начиная с Карамзина русская литература становится «школой жизни».
1. Прочитайте эпиграф к параграфу. Кто из писателей стал выразителем революционной идеологии в России? Как Екатерина II отреагировала на его творчество? Как вы думаете, была ли в России XVIII в. сила, способная свергнуть монарха? Свой ответ объясните.
Выразителем революционной идеологией стал Радищев. Екатерина назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачёва» и приказала его арестовать. Я думаю, в России XVIII в. не было силы, способная свергнуть монарха, потому что основная масса населения не была пропитана идеями свержения монарха.
2. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, подготовьте краткое сообщение о развитии периодической печати в России в XVIII в.
В XVIII в. издавались газеты и журналы. Следует дать определение этим видам периодических изданий. Важно отметить, что отличие между газетами и журналами заключается не только в периодичности выходов, но и в их содержании, и их главных задачах. При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать первую газету «Ведомости» и первый русский литературный и научно - популярный журнал - «Исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», выделить наиболее длительные издания из газет. Необходимо отметить время и место издания первого провинциального журнала - «Уединенный пошехонец».
Во второй половине XVIII в. широкую редакционно-издательскую работу проводил Н.И. Новиков. Его журналы «Трутень» (1769 - 1780), «Живописец» (1772 - 1773) отразили тенденцию к сращиванию публицистики с периодической печатью. Следует остановиться на том, что расцвет русской прессы, развитие частной печати связаны с именем Екатерины II. Формой пропаганды своих идей императрица выбрала нравоучительно - сатирический еженедельник «Всякая всячина», которая объявила себя бабушкой нового поколения русских журналов. Помимо этого со времени правления Екатерины II начинается становление светской цензуры. Она издает ряд указов, запрещавших любому человеку и любой типографии печатать и издавать книги, касающиеся веры, закона Божия, толковать их. При Екатерине II складываются первые процессы над литераторами: Н.И. Новиковым, Княжениным. Однако следует отметить, что окончательное оформление цензуры как системы законов и учреждений, призванных специально осуществлять контроль государства за печатью, произошло в начале XIX в.
3. Сравните два литературных направления - классицизм и сентиментализм. Выявите их общие черты, укажите различия.
4. Некоторые учёные считают, что развитие литературы в России во второй половине XVIII в. было лишено национального своеобразия. Согласны ли вы с такой оценкой? Свой ответ подтвердите цитатами из текста параграфа.
Я не согласна с такой оценкой. Писатели стремились к упорядочиванию литературных форм и стилей. Особенностью русского классицизма являлось то, что предпочтение отдавалось не античным сюжетам (как это было тогда в Европе), а сугубо национальной тематике, связанной со злободневными вопросами жизни. В поэзии царил Г. Р. Державин, который умел быть в своих произведениях и необычайно глубок, философичен (ода «Бог»), и абсолютно прост, а в жанровых стихах — необычайно живописен. Новаторство Державина в жанре оды заключалось в том, что он соединил привычные похвалы с сатирой, изяществу слога предпочёл стиль простой, почти разговорный. В его одах появились бытовые, семейные зарисовки, улавливается портретное сходство персонажей с современниками.
Отвечают ли идеи статьи Н. М. Карамзина содержанию его повестей? Свой ответ обоснуйте.
Идеи статьи соответствуют содержанию повестей. Он пишет, что автор должен иметь доброе сердце, уметь чувствовать. Таковы и его герои. Героями произведений являлись люди, или совершающие благородные поступки, любящие, страдающие, или оказывающиеся нравственными отступниками.
Почему автор называет XVIII столетие безумным и мудрым?
Автор называет XVIII столетие безумным и мудрым, потому что в этот период происходили различные потрясения, а также развивалась наука.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Можно ли утверждать, что идеи Просвещения повлияли на развитие общественной мысли в России?
A. Идеи Просвещения, проникшие в Россию во многом благодаря Екатерине II, не вызвали никакого интереса в среде дворянства, к которому принадлежали известные литераторы, публицисты, философы. Из-за этого императрица вынуждена была отказаться от политики «просвещённого абсолютизма».
Б. Во второй половине XVIII в. русская общественная мысль, публицистика и литература развивались под влиянием религиозных сочинений предшествующего периода.
B. Идеи французских просветителей повлияли на развитие общественной мысли. Крупнейший издатель Н. И. Новиков выступал против судебного произвола, ратовал за отмену сословных привилегий. A. Н. Радищев в своих произведениях призывал к свержению монархистского правления. Но в основном общество разделяло консервативные взгляды, выразителем которых стал М. М. Щербатов.
Ответ: В. Книга Радищева быстро дошла до Екатерины II, которая увидела в ней распространение идей Французской революции и призыв к неповиновению властям. Русские литераторы были убеждены в справедливости и незыблемости монархического строя и крепостничества, но резко противопоставляли тиранию и просвещённую монархию.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением