Параграф 18 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)

Изображение § 18. Экологические сообщества1. Какие экологические сообщества вам известны?•	Лес•	Луг•	Болото•	Озеро•	Пустыня2. Что объединяет различные организмы, жизнь...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:
§ 18. Экологические сообщества
1. Какие экологические сообщества вам известны?
• Лес
• Луг
• Болото
• Озеро
• Пустыня
2. Что объединяет различные организмы, жизнь которых проходит на одной территории?
Организмы, жизнь которых проходит на одной территории, объединяет то, что они взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой, образуя единую экосистему.
3. Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир сообщества?
Факторы неживой природы, влияющие на растительный и животный мир сообщества, включают в себя климатические условия (температура, осадки, влажность, ветер), а также физико-химические условия (свет, рН почвы, концентрация питательных веществ и т.д.).
1. Верно ли утверждение, что в сельской местности условия жизни для человека, как правило, более благоприятные, чем в крупных городах, и если да, то почему?
Утверждение о том, что условия жизни в сельской местности более благоприятны для человека, чем в крупных городах, не всегда верно. Это зависит от многих факторов, таких как доступность медицинских услуг, образования, рабочих мест, инфраструктуры и т.д. В некоторых случаях сельская местность может предложить более спокойную и экологически чистую среду, но в то же время может не иметь достаточного количества рабочих мест или возможностей для развития.
2. Перечислите все плюсы и минусы городской жизни по сравнению с сельской.
Плюсы городской жизни:
• Большой выбор рабочих мест и возможностей для карьерного роста
• Широкий спектр образовательных и культурных учреждений
• Разнообразие развлечений и услуг
• Более развитая инфраструктура (транспорт, здравоохранение, коммунальные услуги)
• Более высокий уровень безопасности и общественного порядка
Минусы городской жизни:
• Перенаселенность и высокий уровень шума
• Загрязнение воздуха и воды
• Высокая стоимость жизни и жилья
• Недостаток зеленых зон и пространства для отдыха
• Высокий уровень стресса и быстрый темп жизни
3. Можно ли создать благоприятную среду обитания для человека в крупных городах?
Да, можно создать благоприятную среду обитания для человека в крупных городах. Это требует комплексного подхода, включающего в себя:
• Улучшение качества воздуха и воды
• Создание зеленых зон и парков
• Развитие общественного транспорта и снижение зависимости от автомобилей
1. Какие вы знаете биоценозы и экосистемы?
Биоценозы:
• Живые организмы пруда
• Живые организмы пустыни
• Живые организмы луга
Экосистемы:
• Лиственный лес России
• Тропический лес Амазонии
• Муравейник
2. В чём отличие биоценоза от экосистемы?
Биоценоз – это исторически сложившаяся совокупность популяций разных видов (растений, животных, грибов, микроорганизмов) на определённой территории, а также полный набор условий, необходимых для их существования.
Биоценоз не может существовать изолированно от окружающей среды, поскольку взаимоотношения составляющих его популяций осуществляются посредством взаимодействия с живой природой. Биотоп вместе с биоценозом образуют экологическую систему, или экосистему (от греч. oikos – дом (жилище) и systema – объединение).
Экосистема – это система, состоящая из сообщества живых организмов и их среды обитания, объединённые друг с другом в единый комплекс посредством обмена веществом и энергией. Экосистемы характеризуются устойчивостью во времени и пространстве, а также достаточно чёткими естественными границами.
3. Какие экосистемы называются антропогенными?
Антропогенными называют экосистемы, созданные человеком. Эти экосистемы существуют не только за счёт солнечного света и тепла, но и благодаря использованию других разновидностей энергии и искусственно синтезированных веществ.
4. В чём различие естественных и антропогенных экосистем?
Между агробиоценозом и естественной экосистемой имеются существенные различия. Важным свойством природного сообщества является его устойчивость. А вот естественная устойчивость агробиоценозов невелика – без участия человека агросообщества зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав – 3 года, плодовых культур – 20 лет. Для естественного биоценоза единственным источником энергии является Солнце. Помимо солнечной, агробиоценозы дополнительно получают энергию, затрачиваемую человеком на обработку почвы, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, внесение удобрений и т. д. В естественной экосистеме первичная продукция растений (урожай), пройдя через многочисленные цепи питания, вновь возвращается в систему биологического круговорота. В агробиоценозе такой круговорот нарушен, так как большая часть продукции изымается человеком при сборе урожая. В результате людям постоянно приходится заботиться о поддержании плодородия почвы, внося в неё удобрения.
1. Опишите любой (знакомый вам по экскурсиям) биогеоценоз. Укажите, какие там могут встречаться растения и животные.
Биогеоценоз африканской саванны — это уникальная природная экосистема, которая характеризуется травянистой растительностью, редкими деревьями и кустарниками, а также разнообразным животным миром.
Растительность саванны представлена различными видами трав, которые приспособлены к сезонным засухам. Среди деревьев и кустарников можно встретить акации, баобабы, терминалии, а также различные виды пальм.
Животный мир африканской саванны очень разнообразен. Здесь можно встретить слонов, носорогов, буйволов, жирафов, зебр, антилоп, гиен, шакалов, львов, леопардов, гепардов, крокодилов, змей, множество видов птиц и насекомых.
2. Преобразуйте текст на с. 141-143 «Классификация экосистем» в схему. Приведите примеры.
3. Составьте сравнительную таблицу для понятий «экосистема» и «биогеоценоз». Приведите 2-3 примера для каждого понятия.
4. Используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию на тему «Мой город как экосистема».
(Ссылка на презентацию ниже.)
Обсудите в классе проблему загрязнения атмосферы.
Загрязнение атмосферы происходит из-за выбросов промышленных предприятий, автомобилей, теплоэлектростанций и других источников. Это приводит к тому, что в воздухе накапливаются вредные вещества, которые могут негативно влиять на здоровье людей и животных.
Насколько она актуальна для вашего населённого пункта?
В нашем городе эта проблема также актуальна. Мы часто слышим о том, что уровень загрязнения воздуха превышает норму. Это может вызывать различные заболевания дыхательной системы, а также способствовать развитию аллергии и других проблем со здоровьем.
Прочитайте текст и предложите свои способы борьбы с загрязнением воздуха в городах.
• Увеличение количества зелёных насаждений. Деревья и кустарники помогают очищать воздух от вредных веществ.
• Развитие общественного транспорта на электрической тяге или на природном газе. Это позволит снизить количество выбросов от автомобилей.
• Установка фильтров на промышленных предприятиях и теплоэлектростанциях. Это поможет уменьшить количество вредных веществ, которые попадают в атмосферу.
• Проведение информационных кампаний о вреде загрязнения воздуха и способах борьбы с ним.
Начните работы по выполнению учебно-исследовательского проекта (лаб. раб. № 7) «Оценка антропогенных изменений в природе» на с. 268.
Ход работы:
1. Составьте план населённого пункта, микрорайона (он всегда есть у городской, поселковой и районной администрации).
2. Разделите населённый пункт на участки. Закрепите каждый участок за группой тех учащихся, которые будут изучать его экологическое состояние.
Черный участок – группа 1.
Фиолетовый участок – группа 2.
Красный участок – группа 3.
Зеленый участок – группа 4.
Желтый участок – группа 5.
Голубой участок – группа 6.
3. При обследовании экологического состояния участка необходимо:
a) выяснить площадь, занимаемую зелёными насаждениями, и видовой состав этих насаждений;
На участке обнаружены следующие виды деревьев и кустарников: берёза, липа, клён, рябина, сирень, шиповник. Площадь, занятую зелёными насаждениями, составила примерно 60% от общего участка.
б) выяснить, в каком состоянии находятся растения; отметить на плане засохшие и суховершинные деревья, а также деревья с дуплами, с обнажённой корневой системой, с ободранной корой, с засохшими ветвями, обломанные и отмершие кустарники;
• 3 засохших дерева
• 2 дерева с сухими вершинами
• 4 дерева с дуплами
• 5 деревьев с обнажённой корневой системой
• 6 деревьев с ободранной корой
• 7 деревьев с засохшими ветвями
• 3 обломанных куста и 2 отмерших кустарника
в) установить причины повреждений: антропогенные факторы, заболевания растений, повреждение их насекомыми-вредителями;
Обнаружены повреждения коры и обнажение корней у деревьев вдоль тропинок, вероятно, из-за вытаптывания и механических воздействий.
На некоторых деревьях и кустарниках заметны признаки грибковых заболеваний и плесени.
Обнаружены следы жизнедеятельности насекомых (дыры в листьях, повреждения коры).
г) выявить источники загрязнений, свалки, захламлённые территории;
Найдены 2 небольшие свалки бытового мусора и захламлённые участки. Вблизи участка находятся автодороги с интенсивным движением, что может быть источником загрязнения атмосферы.
д) обследовать водоёмы и водные источники, установить степень их загрязнённости (используйте методику, изложенную в лабораторной работе № 3, часть I);
Взяла пробу воды из местного пруда. Вода оказалась слабо мутной. Вода имела зеленоватый оттенок. Запах воды был слабым, травянистым. После суточного отстаивания образовался небольшой хлопьевидный осадок. рН воды составил 6.5, что указывает на слабокислую среду. Нанесла капли воды на предметное стекло, после выпаривания остался лёгкий белый налёт.
e) определить степень загрязнения атмосферы (используйте методику, изложенную в лабораторной работе № 3, часть III).
Обследовала 3 площадки на участке. На каждой площадке нашла деревья с накипными лишайниками. Листоватые лишайники встречались редко. Наличие только накипных лишайников указывает на среднее загрязнение воздуха.
4. На основании обобщения полученных результатов составьте экологическую карту населённого пункта.
Сформулируйте предложения, направленные на улучшение состояния окружающей среды (если это необходимо).
• Необходимо увеличить количество зеленых насаждений в городе, чтобы улучшить качество воздуха.
• Следует развивать общественный транспорт на электрической тяге, чтобы снизить выбросы от автомобилей.
• Нужно установить фильтры на промышленных предприятиях и теплоэлектростанциях для уменьшения выбросов вредных веществ.
• Необходимо проводить информационные кампании о вреде загрязнения воздуха и способах борьбы с ним.
5. Познакомьте с результатами ваших исследований администрацию и общественность населённого пункта.
В ходе проекта наша группа познакомила администрацию с результатами проведенной работы. Администрация города пообещала принять к сведению результаты работы и взять в работу контроль за экологией города.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением