Параграф 19 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)

Изображение § 19. Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Экологическая ниша1. Какие биотические факторы среды вам...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:
§ 19. Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Экологическая ниша
1. Какие биотические факторы среды вам известны?
• Нейтральные
• Симбиотические
• Антибиотические
• Хищничество
2. Что такое симбиоз?
Симбиоз (+ +, + 0, + - ) – это форма взаимоотношений таксономически разнородных организмов, при которой хотя бы один из них получает пользу от совместного проживания.
3. Какое строение имеют лишайники?
Лишайники состоят из двух основных компонентов: гриба и водоросли. Гриб обеспечивает водоросли водой и минеральными солями, а водоросль производит органические вещества, которые используются грибом.
1. В чём состоит эволюционное значение биотических отношений популяций в экосистеме?
Биотические отношения могут приводить к коэволюции видов. Например, растения и животные могут развивать взаимные адаптации, чтобы лучше использовать друг друга в качестве ресурсов.
Биотические отношения могут способствовать видообразованию. Например, если два вида начинают взаимодействовать друг с другом, они могут развиваться в разных направлениях, что в конечном итоге может привести к образованию новых видов.
Биотические отношения могут влиять на устойчивость экосистем. Например, если один вид исчезает, это может привести к цепной реакции, в результате которой другие виды также могут исчезнуть.
2. Можно ли утверждать, что в случае нейтрализма любые две популяции оказывают влияние друг на друга? Если да, то каким образом?
Нейтрализм (0 0) – форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не оказывают непосредственного влияния друг на друга. Примером могут служить популяции волков и дождевых червей, которые могут жить в одном лесу долгие годы и даже не догадываться о существовании друг друга.
При этом опосредованное воздействие нейтральные виды могут оказывать друг на друга – тот же дождевой червь рыхлит почву, из-за чего она становится более благоприятной для вегетации растений, их урожайность повышается, это приводит к увеличению популяции зайцев, которыми питаются волки. И наоборот – уменьшение количества волков приводит к тому, что в почву поступает меньше не переваренной ими органики, а это сказывается на количестве бактерий, которыми питаются дождевые черви. Как видите, всегда следует также учитывать, что все виды, формирующие биоценоз, зависят от его состояния в целом.
3. Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу?
Экологические ниши совместно живущих видов могут частично перекрываться, но полностью никогда не совпадают, так как при этом вступает в действие закон конкурентного исключения и один вид вытесняет другой. Этот закон был сформулирован в 1930-х гг. отечественным микробиологом Георгием Францевичем Гаузе.
Закон конкурентного исключения – два вида, занимающие одну экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго.
Может ли один вид занимать разные экологические ниши? От чего это зависит?
Представители одного и того же вида в разные периоды развития могут занимать различные экологические ниши. Например, головастик питается растительной пищей, а взрослая лягушка – типичное плотоядное животное, поэтому их ниши различны
1. Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?
Положительные: мутуализм, протокооперация, комменсализм (нахлебничество, квартиранство).
Отрицательные: аменсализм, конкуренция.
2. Какие виды конкуренции вам известны? Какую роль они играют в сообществе?
Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую. Обе они могут иметь большое значение в формировании разнообразия видов и регуляции численности организмов.
Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида. Она является весьма важным фактором саморегулирования популяций. У некоторых организмов под влиянием внутривидовой конкуренции за пространство сформировался интересный тип поведения.
Межвидовая конкуренция чрезвычайно широко распространена в природе и касается практически всех живых существ, поскольку редко какой вид не испытывает хоть небольшого давления со стороны представителей иных видов.
Чарлз Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование, играющей большую роль в эволюции видов. Естественный отбор при межвидовой конкуренции направлен на увеличение разнообразных различий между конкурирующими видами, что приводит к расхождению их по разным экологическим нишам.
3. В чём сходство и различия хищничества и паразитизма?
Сходства:
• Один из участников имеет для себя выгоду, а второй – нет
• Являются формой симбиотических связей
Различия:
• Хищник и жертва почти никогда не живут совместно, а паразит живет с жертвой
• Паразит истощает, а не губит «жертву»
• Паразит питается за счет жертвы определенное время
4. В чём сходство и различия мутуализма и протокооперации?
Сходства:
• Взаимодействие, полезное для двух организмов
Различия:
• При мутуализме взаимодействие обязательное, а при протокооперации – нет
5. Какие наиболее известные примеры симбиотических взаимоотношений вы можете привести?
• Взаимодействие гриба и водоросли в составе лишайника
• Раки-отшельники и раковины брюхоногих моллюсков
• Желтоклювые буйволовые скворцы ищут клещей и других паразитов на зебре
• Белые медведи и песцы
• Львы и гиены, грифы
6. Что такое экологическая ниша?
Экологическая ниша определяется совокупностью всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его роль в биологическом сообществе.
7. Какое значение имеют экологические ниши в жизни сообщества?
Существование различных экологических ниш в рамках экосистемы позволяет организмам, с одной стороны, наиболее полно использовать всё пригодное для жизни пространство и источники пищи, а с другой – функционировать на благо всего сообщества, даже если речь идёт о хищниках и жертвах.
1. Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), показывающей симбиотические отношения. Приведите примеры.
2. В Центральной России обитает шесть близких видов синиц (рис. 73). Определите пищевые предпочтения каждого вида и ответьте на вопрос: эти виды синиц занимают одну или разные экологические ниши? Свой ответ обоснуйте.
Длиннохвостая синица, или ополовник (Aegithalos caudatus) – всеядный вид, питается в основном мелкими беспозвоночными, такими как мухи, комары, жуки и их личинки. Также употребляет в пищу пауков, клещей, тлю, гусениц бабочек и молей. Может питаться и растительной пищей, включая семена, ягоды и пыльцу.
Большая синица (Parus major) – всеядный вид, но предпочитает насекомых. Питается мелкими беспозвоночными, включая мух, комаров, жуков и их личинки. Также употребляет в пищу пауков, клещей, тлю, гусениц бабочек и молей. Может питаться и растительной пищей, включая семена, ягоды и пыльцу.
Черноголовая гаичка (Poecile (Parus) palustris) – всеядный вид, но предпочитает насекомых. Питается мелкими беспозвоночными, включая мух, комаров, жуков и их личинки. Также употребляет в пищу пауков, клещей, тлю, гусениц бабочек и молей. Может питаться и растительной пищей, включая семена, ягоды и пыльцу.
Московка, или чёрная синица (Periparus (Parus) ater) – всеядный вид, но предпочитает насекомых. Питается мелкими беспозвоночными, включая мух, комаров, жуков и их личинки. Также употребляет в пищу пауков, клещей, тлю, гусениц бабочек и молей. Может питаться и растительной пищей, включая семена, ягоды и пыльцу.
Лазоревка (Cyanistes caeruleus) – всеядный вид, но предпочитает насекомых. Питается мелкими беспозвоночными, включая мух, комаров, жуков и их личинки. Также употребляет в пищу пауков, клещей, тлю, гусениц бабочек и молей. Может питаться и растительной пищей, включая семена, ягоды и пыльцу.
Хохлатая синица, или гренадёрка (Lophophanes (Parus) cristatus) – всеядный вид, но предпочитает насекомых. Питается мелкими беспозвоночными, включая мух, комаров, жуков и их личинки. Также употребляет в пищу пауков, клещей, тлю, гусениц бабочек и молей. Может питаться и растительной пищей, включая семена, ягоды и пыльцу.
Все виды синиц, обитающие в Центральной России, имеют схожие пищевые предпочтения, так как они все являются всеядными и питаются в основном мелкими беспозвоночными. Однако, они могут занимать разные экологические ниши в зависимости от их предпочтений в выборе места обитания и времени активности.
Выполните лабораторную работу № 4 «Изучение экологической ниши у разных видов растений» на с. 266.
Ход работы:
1. Выберите 2-3 хорошо известных вам вида растений.
Я хорошо знаю такие виды растений, как дуб черешчатый (Quercus robur) и береза повислая (Betula pendula).
2. Опишите экологическую нишу для каждого вида растений, указав не менее четырёх факторов и ресурсов среды (температура, освещённость, влажность, плодородие, место в пищевой цепи и др.).
Дуб черешчатый (Quercus robur):
• Экологическая ниша: Дубравы, широколиственные леса.
• Факторы и ресурсы среды: Температура – умеренная, освещенность – высокая, влажность – умеренная, плодородие почвы – высокое.
• Место в пищевой цепи: Дуб является основой пищевой цепи, его плоды и листья служат пищей для многих животных.
Береза повислая (Betula pendula):
• Экологическая ниша: Светлые леса, опушки, поляны.
• Факторы и ресурсы среды: Температура – умеренная, освещенность – высокая, влажность – умеренная, плодородие почвы – среднее.
• Место в пищевой цепи: Береза является основой пищевой цепи, ее листья служат пищей для многих животных.
3. По результатам работы сделайте вывод.
По результатам работы можно сделать вывод, что оба вида растений, дуб черешчатый и береза повислая, имеют схожие экологические ниши, но отличаются по некоторым факторам и ресурсам среды. Оба растения являются основой пищевой цепи и имеют умеренную потребность во влажности и освещенности. Однако дуб предпочитает более плодородные почвы, в то время как береза может расти на почвах со средним плодородием.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением