Параграф 17 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)

Изображение Глава 3. Экосистемный уровень§ 17. Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов. Экологические факторы1. Какие среды жизни вам...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:
Глава 3. Экосистемный уровень
§ 17. Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов. Экологические факторы
1. Какие среды жизни вам известны?
• Водная
• Наземно-воздушная
• Почвенная
• Организменная
2. Какие экологические факторы вы знаете?
Экологические факторы делятся на абиотические, биотические и антропогенные. К абиотическим относятся климатические (свет, температура, влажность, ветер, атмосферное давление, осадки) и эдафические (механический состав почвы, её плотность, структура, влагоёмкость, воздухопроницаемость, теплоёмкость, теплопроводность, водопроницаемость, кислотность). Биотические факторы — это влияние на организмы других живых существ. Антропогенные факторы — это воздействие человека.
Приведите примеры адаптации (приспособленности) у животных и растений, живущих в сходных условиях.
Верблюды имеют специальные адаптации, такие как горбы, которые позволяют им накапливать жир и использовать его в качестве источника энергии и воды.
Кактусы и другие суккуленты имеют толстые, мясистые листья или стебли, которые накапливают воду и позволяют им выживать в условиях недостатка влаги.
1. Какие среды обитания организмов вам известны?
• Водная
• Наземно-воздушная
• Почвенная
• Тела многих организмов
Докажите, что среда обитания оказывает влияние на строение и жизнедеятельность организма.
В связи с высокой плотностью водной среды многие её обитатели (как растения, так и животные) всю свою жизнь проводят в плавучем состоянии. Животные, приспособившиеся к активному передвижению в водной среде (рыбы, дельфины и др.), имеют характерную обтекаемую форму тела, конечности в виде плавников, особое строение внешних покровов и наличие специальной смазки – слизи, снижающей трение о воду.
2. Что такое экологические факторы?
Условия среды оказывают определённое влияние, как положи-тельное, так и отрицательное, на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы.
Какие группы экологических факторов вам известны?
• Абиотические
• Биотические
• Антропогенные
3. Что такое толерантность?
Толерантность – способность выдерживать изменения окружающей среды.
Что характеризует кривая толерантности?
Диапазоны толерантности разных видов по определённому экологическому факторы могут сильно различаться. Схематично такой диапазон можно изобразить на графике в виде кривых толерантности. Положение вершины кривой указывает оптимальные (наилучшие) условия по этому фактору для особей данного вида.
4. В чём суть закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежение его требованиями в сельском хозяйстве?
Закон минимума: наиболее значим для организма тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимального его значения в сторону минимального.
Пренебрежение его требованиями в сельском хозяйстве может привести к небольшому урожаю, гибели растений.
5. Что такое адаптация?
Адаптация – это процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.
Какую роль она играет в жизни организма?
Ни один организм не может игнорировать воздействие факторов окружающей среды, в которой он существует. Каждому живому существу приходится так или иначе приспосабливаться к этому воздействию, т. е. адаптироваться к нему.
Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), показывающую взаимосвязь экологических факторов.
Выполните лабораторную работу № 3 «Методы измерения факторов среды обитания» (учебно-исследовательский проект) на с. 262.
Часть I. Анализ качества воды
Ход работы:
1. Запишите, из какого источника взята проба воды.
Проба 1: Река (поблизости от промышленного предприятия)
Проба 2: Колодец (в деревне)
Проба 3: Водопровод (городская питьевая вода)
2. Налейте в химический стакан эту воду и рассмотрите её на свет. Определите её прозрачность. Вода может быть: прозрачная, слабо мутная, сильно мутная.
Проба 1: Сильно мутная
Проба 2: Прозрачная
Проба 3: Слабо мутная
3. Определите цвет воды. Для этого опустите в стакан с водой белую пластинку или лист белой бумаги. Цвет воды может быть: бурый, светло-коричневый, жёлтый, светло-жёлтый, зеленоватый, бесцветный.
Проба 1: Светло-коричневый
Проба 2: Бесцветная
Проба 3: Светло-жёлтая
4. Определите запах воды и его интенсивность. Естественный запах может быть болотным, глинистым, древесным, плесневым, травянистым, сероводородным. В случае попадания в воду инородных веществ она может пахнуть бензином, мазутом, хлором, навозом и т. п. По интенсивности запах может быть: слабый (он обнаруживается, если обратить на него внимание); заметный (легко обнаруживается), отчётливый (обращает на себя внимание), сильный (делает воду негодной для питья). Питьевая вода не должна иметь запаха.
Проба 1: Плесневый, сильный
Проба 2: Отсутствует
Проба 3: Хлорный, заметный
5. Определите вкус воды. Вкус воды определяется только для питьевой воды.
Вода может быть: солёная, горькая, кислая, с хлорным, металлическим или иным привкусом, безвкусная или с приятным для питья вкусом.
Проба 1: -
Проба 2: Безвкусная, приятная для питья
Проба 3: -
6. Определите, образуется ли осадок после суточного отстаивания воды в трёхлитровом сосуде.
Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным слизистым, хлопьевидным желтовато-коричневым, плотным белым (желтоватым), плотным бурым (коричневым), серова-тым, в виде песка, глины или растительных остатков.
Проба 1: Плотный бурый (коричневый)
Проба 2: Отсутствует
Проба 3: Хлопьевидный слизистый
7. Определите реакцию водной среды с помощью универсального индикатора. Запишите рН исследуемой воды и по его значению определите реакцию среды.
Проба 1: рН 6.0 (слабокислая)
Проба 2: рН 7.5 (слабощелочная)
Проба 3: рН 7.0 (нейтральная)
8. Определите наличие растворённых солей.
Для проведения исследования подготовьте два чистых и обезжиренных предметных стекла. На одно нанесите несколько капель исследуемой воды, на другое – дистиллированной. Дистиллированная вода не содержит растворённых солей.
Проба 1: Белый налёт, значительное количество солей
Проба 2: Отсутствует налёт, нет солей
Проба 3: Лёгкий налёт, умеренное количество солей
9. Выпарите воду со стёкол и сравните их. Белый налёт указывает на наличие солей. Чем он больше, тем больше солей было растворено в воде. Исследуйте разные пробы воды, а полученные результаты занесите в таблицу.
10. Сделайте вывод по результатам работы.
Результаты показывают, что качество воды сильно зависит от источника. Речная вода требует значительной обработки перед употреблением, колодезная вода соответствует стандартам питьевой воды, а водопроводная вода требует дополнительной фильтрации для улучшения органолептических свойств.
Часть II. Анализ дождевой или снеговой воды
Ход работы:
1. Возьмите в качестве эталона дистиллированную воду. Во время исследования пробы дождевой воды или снега соблюдайте правила, описанные выше. Определите количество выпавших осадков:
a) для дождя определите количество выпавших осадков в миллиметрах слоя воды, которое высчитывается по формуле:
К = (к * 10) / S, где
K - количество выпавших осадков, в мм слоя воды;
к - количество осадков, в мм;
S - площадь сечения воронки (горлышка банки), в см;
Возьмём в качестве примера дождь и используем воронку диаметром 10 см (S = 78,54 см2). Собранное количество осадков (к) = 5 мм.
Формула для расчёта количества выпавших осадков:
К = (5 * 10) / 78,54 = 0,64 мм
б) для снега определите высоту снежного покрова (в мм).
2. Определите рН воды. Нанесите каплю исследуемой воды на универсальную индикаторную бумагу, сравните полученный цвет со шкалой рН.
Проба дождевой воды: рН 5,6 (слабокислая)
3. Определите прозрачность воды. Налейте пробу воды в химический стакан и рассмотрите на свету. Вода может быть прозрачной, слабо прозрачной, сильно мутной.
Дождевая вода: Прозрачная
4 Определите наличие твёрдых загрязнителей.
Воду каждой пробы профильтруйте. Фильтр для каждой пробы предварительно взвесьте на аналитических весах с точностью до третьего-четвёртого знака. После фильтрования фильтр надо сложить и высушить, а затем снова его взвесить. Разность между первым и вторым взвешиванием показывает количество твёрдых частиц, выпавших на площадь, равную сечению приёмника воды или снегомера.
Исходя из площади сечения снегомера или приёмника осадков, подсчитайте количество твёрдых загрязнений, выпавших на 1 м2 поверхности конкретного участка.
Взвесили фильтр до фильтрации: 0,1234 г.
Взвесили фильтр после фильтрации и высушивания: 0,1256 г.
Разность в весе: 0,0022 г.
Площадь сечения воронки: 78,54 см2.
Количество твёрдых загрязнений на 1 м2:
(0,0022/ 78,54) * 10000 см2 = 0,28 г/м2
5. Определите наличие растворённых веществ.
Из каждой пробы нанесите по нескольку капель на предметные стекла. Выпарите воду. По белому налёту на стекле определите наличие растворённых веществ в каждой пробе. Результаты сравните с таковыми по исследованию дистиллированной воды.
Дождевая вода: Белый налёт.
Дистиллированная вода: Отсутствие налёта.
6. Проанализируйте результаты всех исследований.
Дождевая вода имеет слабокислую реакцию, тогда как дистиллированная вода нейтральна. Количество твёрдых загрязнений в пробах дождевой воды показывает наличие загрязняющих частиц в воздухе, которые выпадают вместе с осадками. Растворённые вещества присутствуют в дождевой воде, что отличает ее от дистиллированной воды.
7. Сделайте вывод по результатам работы.
Результаты показывают, что дождевая вода содержит загрязнители, что свидетельствует о влиянии антропогенной деятельности на качество атмосферных осадков.
Часть III. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация)
Ход работы:
Работа выполняется в группах.
1. Выберите несколько площадок, на которых будут проводиться исследования (желательно в радиусе 2 км от школы).
2. Составьте карту района с указанием площадок.
3. Отметьте на карте близлежащие ТЭЦ, заводы, другие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением.
4. На каждой площадке осмотрите стволы старых, но здоровых деревьев.
5. Найдите деревья, на стволах которых есть лишайники.
6. На каждом дереве подсчитайте число видов лишайников. Необходимо также определить, к какой экологической группе относятся найденные виды: кустистые, листоватые, накипные.
7. Кроме деревьев, можно исследовать обрастание лишайниками камней, стен домов и т. п.
8. Определите степень загрязнения воздуха, используя простейшую шкалу:
Наличие лишайников Степень загрязнения воздуха
Встречаются лишайники трёх групп: кустистые, листоватые, накипные Воздух чистый
Встречаются листоватые и накипные лишайники Слабое загрязнение
Встречаются только накипные лишайники Среднее загрязнение
Лишайников нет Сильное загрязнение
9. Сделайте вывод по результатам работы.
Площадка 1: Возле парка.
Площадка 2: Рядом с дорогой с интенсивным движением.
Площадка 3: Вблизи ТЭЦ.
Площадка 4: Рядом с заводом.
Площадка 5: В жилом районе вдали от дорог.
Таким образом, наибольшее загрязнение воздуха наблюдается вблизи промышленных объектов и дорог с интенсивным движением, в то время как в парках и жилых районах уровень загрязнения значительно ниже. Лишайники служат хорошими индикаторами состояния атмосферного воздуха и помогают выявить зоны с разным уровнем загрязнения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением