Параграф 22 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)

Изображение § 22. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме1. Какие организмы называют продуцентами, консументами и редуцентами? Какую роль они играют в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:
§ 22. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме
1. Какие организмы называют продуцентами, консументами и редуцентами? Какую роль они играют в экосистеме?
Продуценты – это организмы, производящие продукцию.
Консументами называют потребителей вторичной органики, т. е. органического вещества живых организмов. К их числу относятся:
1) растительноядные животные (фитофаги), питающиеся живыми растениями (тля, саранча, гусь, овца, олень, слон);
2) плотоядные животные (зоофаги), поедающие других животных, – различные хищники (пауки, насекомоядные и хищные птицы, хищные рептилии и звери), нападающие не только на фитофагов, но и на других хищников (хищники II, III порядка).
Редуценты – это живые существа (бактерии и грибы), разлагающие мёртвое органическое вещество (которое представляет собой останки организмов и продукты жизнедеятельности живых существ) и превращающие его в неорганические соединения, которые могут употребляться продуцентами.
2. Какова роль пищевых цепей в экосистеме?
Они обеспечивают передачу энергии от производителей (растений) к потребителям (животным), а затем к редуцентам (организмам, разлагающим органические вещества). Это позволяет энергии циркулировать в экосистеме и поддерживать ее стабильность.
Будет ли сохраняться устойчивость экосистемы, если продукция данного трофического уровня превысит пищевые потребности организмов следующего уровня? Какие процессы могут происходить в этих случаях?
Если продукция данного трофического уровня превысит пищевые потребности организмов следующего уровня, то устойчивость экосистемы может быть нарушена.
Если продукция какого-либо трофического уровня превысит пищевые потребности, то в экосистеме могут произойти следующие процессы:
• Переключение консументов на питание другими видами. Если потребляемый пищевой объект становится редким, то консумент переключается на питание другим видом, а первый, освобождённый от пресса выедания, постепенно будет восстанавливать свою численность.
• Деградация и гибель экосистемы. Это может произойти, если эксплуатация экосистемы выйдет за пределы её несущей ёмкости.
1. В чём заключаются сходство и различия потоков энергии и вещества в экосистеме?
Поток энергии в экосистеме – это её переход от организмов одного уровня к обитателям следующего в форме химических связей органических соединений (пищи).
Поток вещества представляет собой перемещение веществ в форме химических элементов (и их соединений) от продуцентов к редуцентам и далее через химические реакции, происходящие без участия живых организмов, вновь к продуцентам.
Поток энергии и поток вещества – это не тождественные, но тесно взаимосвязанные понятия. Дело в том, что на всех трофических уровнях, за исключением первого, энергия, необходимая для жизнедеятельности организмов, передаётся в форме химических связей веществ из потреблённой пищи.
Во многих пастбищных экосистемах (а их, как вы помните, на нашей планете значительно меньше, чем детритных) продуцентами являются зелёные растения, способные для своей жизне-деятельности непосредственно использовать солнечную энергию. Она, в отличие от веществ, которые передаются по замкнутым циклам и многократно циркулируют между организмами и окружающей средой, может быть использована только один раз.
2. Какие вещества называются биогенными?
Биогенными называют необходимые для жизни соединения.
3. Какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов?
Основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов играют редуценты. Они разлагают энергию, заключенную в мертвом веществе.
4. Какое значение имеет круговорот биогенных веществ в природе?
В отличие от энергии биогенные элементы могут использоваться не однократно, т. е. они тоже образуют глобальные биогеохимические круговороты. Однако запас биогенных элементов в экосистеме непостоянен, поскольку там всё время идёт процесс связывания некоторой их части в виде живой биомассы. Этот процесс снижает количество биогенов, остающееся во внешней среде экосистемы. И если бы редуценты не разлагали мёртвую органику, запас биогенных элементов исчерпался бы и жизнь на Земле прекратилась бы. Отсюда можно сделать вывод, что активность гетеротрофов, и в первую очередь организмов, функционирующих в детритных цепях, - это решающий фактор сохранения круговорота биогенных элементов и, следовательно, жизни на нашей планете.
1. Предложите схему, показывающую перенос энергии в экосистеме.
2. Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), показывающей круговорот веществ. Для примеров, иллюстрирующих карту, используйте организмы своей местности.
Объясните, какое значение в природе имеют эти закономерности.
Большая часть первичной продукции биосферы приходится на наземные экосистемы, особенно в тропическом поясе. Это связано с более благоприятными условиями для роста растений на суше, такими как доступность света и питательных веществ. В то же время, в Океане продуктивность ниже из-за меньшей доступности света на больших глубинах и более низкой концентрации питательных веществ. Эти закономерности помогают понять структуру и функционирование экосистем, а также их взаимодействие с климатом и другими факторами окружающей среды.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением