Параграф 20 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)

Изображение § 20. Видовая и пространственная структура экосистемы1. Что такое среда обитания?Среда обитания — это совокупность природных условий, в которых обитает организм.2....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:
§ 20. Видовая и пространственная структура экосистемы
1. Что такое среда обитания?
Среда обитания — это совокупность природных условий, в которых обитает организм.
2. Какова роль света в жизни растений и животных?
Растения используют свет для фотосинтеза — процесса, при котором они преобразуют световую энергию в химическую энергию в виде глюкозы. Это позволяет им производить органические вещества, необходимые для роста и развития. Животные используют свет для ориентации в пространстве, поиска пищи и партнеров для размножения.
Какое значение имеет пространственная структура сообщества?
Пространственная структура экосистемы является показателем разнообразия условий жизни организмов, богатства и полноты использования ими ресурсов среды. В определённой мере она характеризует также устойчивость сообщества. т. е. его способность противостоять внешним воздействиям.
1. Какое значение имеет разнообразие видов в сообществе?
Разнообразие видов в сообществе играет ключевую роль в поддержании стабильности и устойчивости экосистемы, а также в обеспечении ее способности адаптироваться к изменениям внешней среды.
2. Чем объясняется ярусное строение фитоценозов?
Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло и влагу. Растения разных ярусов живут в различающихся по некоторым параметрам (освещённости, влажности и др.) условиях, что уменьшает конкуренцию и способствует увеличению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность сообщества.
3. Что такое пищевая цепь и пищевая сеть?
Пищевая сеть – схема всех пищевых взаимосвязей между видами этого сообщества.
Пищевая цепь – составная часть пищевой сети, отдельный канал, по которому передается вещество и энергия.
Расскажите, основываясь на своих наблюдениях, о жизни животных, обитающих в разных ярусах лесного сообщества.
В лесном сообществе животные обитают на разных ярусах, и их жизнь зависит от конкретного яруса.
На верхнем ярусе, в кронах деревьев, обитают птицы, такие как сойки, дятлы, совы и соловьи. Они питаются насекомыми, ягодами и семенами. В этом же ярусе можно встретить белок, которые питаются орехами и семенами.
На среднем ярусе, в кустарниках и нижних ветвях деревьев, обитают зайцы, мыши, ежи и некоторые виды птиц. Они питаются ягодами, семенами, насекомыми и мелкими животными.
На нижнем ярусе, в траве и подлеске, обитают кроты, мыши, змеи и некоторые виды птиц. Они питаются насекомыми, червями, ягодами и семенами.
В подстилке, на земле, обитают дождевые черви, муравьи, жуки и некоторые виды птиц. Они питаются растительными остатками, насекомыми и мелкими животными.
Выполните лабораторную работу № 5 «Описание экосистем своей местности» на с. 267.
Ход работы:
1. Дайте общее описание экосистемы, указав её тип: естественная (лес хвойный (еловый, сосновый), лес смешан-ный, степь, кустарники (ивняк), болото травянистое и т. д.) или искусственная (агробиоценоз – поле, огород, сад, пастбище и т. д., экосистема населённого пункта - парки, скверы и т. д.).
Тип экосистемы: искусственная, экосистема населённого пункта – городской парк.
2. Определите условия окружающей среды экосистемы:
a) с помощью термометра определите температуру воздуха и почвы в двух-трёх местах;
Температура воздуха: 20°C
Температура почвы: 18°C
Измерения проведены в трёх местах: на лужайке, под деревьями и вблизи пруда.
б) определите вид почвы, указав её механические свойства (плотность, водопроницаемость, влагоёмкость, аэрацию, теплоёмкость, теплопроводность) и минеральный состав.
Механические свойства:
• Плотность: средняя
• Водопроницаемость: хорошая
• Влагоёмкость: высокая
• Аэрация: хорошая
• Теплоёмкость: средняя
• Теплопроводность: умеренная
Минеральный состав: преимущественно песчаный и глинистый, с примесью органических веществ.
3. Определите видовой состав растений:
a) определяются древесные виды, из них выделяются доминирующие;
Доминирующие: берёза, клён, липа
Другие виды: дуб, рябина
б) определяются травянистые виды, из них выделяются доминирующие.
Доминирующие: одуванчик, крапива, мятлик
Другие виды: клевер, пырей
4. Определите пространственную структуру сообщества: укажите число надземных ярусов, определите виды растений, входящие в различные ярусы.
Первый ярус: деревья (берёза, клён, липа)
Второй ярус: кустарники (сирень, шиповник)
Третий ярус: травянистые растения (одуванчик, крапива, мятлик)
5. Изучите животный мир сообщества. Определите беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих в этой экосистеме.
Беспозвоночные:
• Муравьи
• Жуки
• Пауки
Позвоночные:
• Птицы: воробей, голубь, синица
• Млекопитающие: белка, крот
6. Выявите примеры паразитических и мутуалистических отношений в экосистеме.
Паразитические отношения. Лесные муравьи и тли: муравьи защищают тлей от хищников, а тли снабжают муравьёв сладким выделением.
Мутуалистические отношения. Птицы и деревья: птицы распространяют семена деревьев, поедая их плоды.
7. Составьте примерные схемы пищевых цепей в сообществе.
Травы (одуванчик) > Травоядные насекомые (кузнечики) > Птицы (воробьи)
Листья деревьев (берёза) > Насекомые (жуки) > Млекопитающие (белки)
8. По результатам работы сделайте выводы.
Примечание. Каждая группа докладывает результаты своей работы, которые анализируются учениками класса, и на их основе делается вывод о состоянии окружающей среды в микрорайоне школы.
Экосистема городского парка является искусственной, но содержит разнообразные виды растений и животных.
В экосистеме наблюдаются умеренные температуры воздуха и почвы, хорошая водопроницаемость и влагоёмкость почвы.
Экосистема включает множество видов деревьев, кустарников и трав, а также разнообразных беспозвоночных и позвоночных животных.
В экосистеме существуют как паразитические, так и мутуалистические отношения, что указывает на её сложность и взаимозависимость компонентов.
В экосистеме парка функционируют различные пищевые цепи, демонстрирующие взаимодействие между растениями, насекомыми и позвоночными животными.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением