Параграф 14 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)

Изображение § 14. Микроэволюция и макроэволюция1. Что такое вид?Вид – это группа особей с общими морфологическими, физиологическими, биохимическими и поведенческими признаками,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:
§ 14. Микроэволюция и макроэволюция
1. Что такое вид?
Вид – это группа особей с общими морфологическими, физиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способных к скрещиванию, дающих в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённых в пределах определённого ареала (местообитания) и сходно реагирующих на воздействие факторов окружающей среды.
2. Что называют популяцией?
Популяция (от лат. populatio – население) – это совокупность особей одного вида, длительное время обитающих на одной территории, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.
3. Что такое изоляция?
Изоляция – это исключение или затруднение свободного скрещивания между популяциями.
Чем она может быть обусловлена?
Изоляция обусловлена возникновением разнообразных механизмов, препятствующих свободному скрещиванию. Между образовавшимися независимыми популяциями прекращается обмен генетической информацией, в результате чего начальные различия генофондов этих популяций увеличиваются и закрепляются. Изолированные популяции могут подвергаться различным эволюционным изменениям и постепенно превращаться в разные виды.
Как можно применить знания о микроэволюции в практической деятельности человека? Приведите примеры.
Знания о микроэволюции помогают селекционерам в выведении новых сортов растений и пород животных. Они позволяют определить наиболее ценные признаки и создать условия для их закрепления в популяции.
Изучение микроэволюции бактерий и вирусов помогает разрабатывать новые методы лечения и профилактики инфекционных заболеваний. Также знания о микроэволюции могут быть использованы для создания новых вакцин.
1. Что понимают под микроэволюцией?
Эволюционные изменения, протекающие на уровне популяций в форме изменения частот аллелей и генотипов на протяжении нескольких поколений, т. е. изменения на видовом уровне, называют микроэволюцией.
Что является её результатом?
Итогом проявления таких изменений является видообразование, которое происходит в тех случаях, когда две или более популяций одного вида настолько расходятся (отклоняются) по своим признакам, что это приводит к появлению новых видов, особи которых утрачивают способность свободно скрещиваться между собой. Это явление в биологии получило название дивергенции (от лат. divergo – отклоняюсь).
2. Почему изоляцию считают ключевым фактором видообразования?
Ключевым фактором видообразования является генетическое разобщение популяций, существующих в пределах ареала исходного вида – изоляция. Например, популяции, живущие на разных островах, изолированы друг от друга и их особи практически не смешиваются. Совершенно очевидно, что в условиях естественной географической изоляции различия в строении или поведении постепенно накапливаются, и это, в конце концов, может привести к образованию новых видов животных или растений.
3. Какое значение имеет репродуктивная изоляция для процессов микроэволюции?
Наличие барьера препятствует свободному скрещиванию особей, а значит, и генетическому обмену. В результате естественного отбора в популяциях накапливается всё больше и больше генетических различий. Со временем эти различия становятся столь значительными, что включаются те или иные механизмы репродуктивной изоляции.
4. Почему гибриды различных видов организмов обычно неспособны к воспроизведению потомства (стерильны)?
Срабатывают изолирующие механизмы, которые препятствуют развитию организма из зиготы, образовавшейся в результате слияния гамет самца и самки разных видов. Гибриды, возникшие таким образом, обычно быстро погибают или остаются бесплодными.
Приведите примеры известных вам межвидовых гибридов.
• Мул
• Лигр
• Культурная слива
1. Используя рисунок 53, охарактеризуйте основные этапы географического видообразования.
При истинном (по Майеру) видообразовании новый вид может появиться вследствие расчленения ареала популяции или группы популяций барьерами естественной, а в некоторых случаях искусственной (антропогенной) природы. Этот процесс может происходить на границе области распространения исходного вида, где условия жизни несколько отличаются от обычных (и соответственно там более активно протекают процессы естественного отбора). Такое видообразование, связанное с пространственной разобщённостью популяций, обычно называют географическим.
Предположим, что популяцию некоторого вида разделяет барьер. Это может быть физическая или географическая преграда – река, канал, карьер и т. д. Наличие барьера препятствует свободному скрещиванию особей, а значит, и генетическому обмену.
2. Изучив основной текст параграфа и познакомившись с дополнительным текстом, сделайте предположение о том, какие ещё формы видообразования могут иметь место в природе. На каких изолирующих механизмах они могут быть основаны?
Парапатрическое видообразование – это процесс, при котором видообразование происходит в результате вторжения новой популяции в область, где уже существует другая популяция. Это может привести к образованию нового вида, если вторгшаяся популяция изолирована от исходной популяции.
Полиплоидия – это процесс, при котором видообразование происходит в результате увеличения числа хромосом в клетках организма. Это может произойти, когда в процессе мейоза происходит ошибка, и клетка получает дополнительный набор хромосом. Это может привести к образованию нового вида, если полиплоидные организмы изолированы от исходной популяции.
Выполните лабораторную работу №2 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания» на с. 259.
Цель работы: выявить особенности анатомического строения растений в связи с приспособлением к различным абиотическим факторам.
Материал и оборудование: комнатные растения из разных мест обитания (молочай, алоэ, гибискус, бегония, сенполия, папоротник, элодея, валлиснерия и др.); лезвия безопасной бритвы; пинцеты; препаровальные иглы; микроскопы; предметные и покровные стёкла.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепараты кожицы и поперечных срезов листьев разных растений. Кожицу листьев снимают путём надрыва листа. Для лучшего приготовления поперечного среза объект рекомендуется поместить в расщеп кубика картофеля или пенопласта и сделать лезвием срез такого кубика вместе с объектом. Срез, сделанный косым скользящим движением, должен быть как можно более тонким и прозрачным.
* – задание носит практический характер и выполняется самостоятельно
2. Полученный срез надо перенести на кончике препаровальной иглы в каплю воды на предметном стекле. Накройте объект покровным стеклом и изучите под микроскопом. Для изучения анатомического строения можно использовать готовые микропрепараты.
* – задание носит практический характер и выполняется самостоятельно
3. Изучите приготовленные микропрепараты, обращая внимание на признаки, указанные в таблице. Результаты исследования занесите в таблицу 1.
Таблица 1. Особенности анатомического строения растений в связи с приспособлением к различным абиотическим факторам
4. На основе анализа изученных признаков, пользуясь данными, приведёнными в таблицах 2 и 3, укажите принадлежность растений к определённой группе по отношению к условиям увлажнения и световому режиму.
5. По результатам работы сделайте выводы.
Светолюбивые растения (алоэ, молочай) обладают толстой кутикулой и хорошо развитыми механическими тканями, что позволяет им выживать в условиях яркого освещения и низкой влажности.
Теневыносливые растения (гибискус, бегония, сенполия) обладают адаптациями, позволяющими им существовать в условиях переменного освещения, а также умеренной или высокой влажности.
Тенелюбивые растения (папоротник, элодея, валлиснерия) имеют тонкую кутикулу и меньшее количество механических тканей, что позволяет им выживать в условиях низкой освещённости и высокой влажности.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением