Параграф 15 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)

Изображение § 15. Направления эволюции1. Как виды приспосабливаются к условиям среды? Виды приспосабливаются к условиям среды путем различных видов отборов: изменяются различные...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:
§ 15. Направления эволюции
1. Как виды приспосабливаются к условиям среды?
Виды приспосабливаются к условиям среды путем различных видов отборов: изменяются различные признаки, которые адаптируются к внешним условиям.
Приведите примеры.
В популяции насекомых, живущих на океанических островах, где дуют сильные ветры, преимущество получают особи с гипертрофированными крыльями.
2. Что понимают под макроэволюцией?
Макроэволюция – изменение состава жизненных форм на Земле в течение достаточно длительного промежутка времени.
3. Каковы движущие силы макроэволюции?
• Мутационный процесс
• Комбинативная изменчивость
• Популяционные волны
• Дрейф генов
• Изоляция
• Естественный отбор
1. Какой характер носит естественный отбор при различных направлениях биологического прогресса?
Характер естественного отбора при различных направлениях биологического прогресса может быть разным. Например, при дивергенции естественный отбор может способствовать специализации видов, что приводит к увеличению их приспособленности к различным нишам.
2. Какие ароморфозы привели к появлению эукариотов?
• Развитие ядра, которое отделяет генетический материал от остальной клетки
• Появление митохондрий и хлоропластов, которые обеспечивают энергию и процесс фотосинтеза соответственно
• Развитие сложной структуры клетки, включая цитоскелет и различные органеллы
• Появление полового размножения, которое позволяет обмениваться генетическим материалом между организмами и увеличивает генетическое разнообразие
• Развитие многоклеточности, что позволяет организмам стать более сложными и специализированными
1. Какие выделяют главные направления эволюции?
• Биологический прогресс
• Биологический регресс
Приведите примеры групп организмов, эволюционное развитие которых идёт по названным вами направлениям.
• Биологический прогресс – цветковые растения, насекомые, брюхоногие моллюски, костистые рыбы, птицы и плацентарные млекопитающие
• Биологический регресс – почти все реликтовые группы организмов (древовидные папоротники, двоякодышащие рыбы, яйцекладущие млекопитающие)
2. Каковы основные пути достижения биологического прогресса? Приведите соответствующие примеры.
1. Ароморфоз (от греч. airomorphosis – поднимаю форму) - крупное, принципиально новое, существенное макроэволюционное изменение, повышающее общий уровень организации группы живых существ, вследствие чего жизнедеятельность организмов усиливается. Ароморфозы дают значительные преимущества в борьбе за существование, делают возможным переход в новую среду обитания.
К ароморфозам у животных можно отнести появление живорождения, способности к поддержанию постоянной температуры тела, возникновение замкнутой системы кровообращения, а у растений – появление цветка, сосудистой системы, способности к поддержанию и регулированию газообмена в листьях.
2. Идиоадаптация (от гре 4. idios – своеобразный и лат. adaptatio – приспособление) – это прогрессивные, но куда более мелкие, нежели ароморфозы, эволюционные изменения. Они повышают приспособленность организмов к условиям среды обитания. Идиоадаптация не сопровождается изменением основных черт организации, общим подъёмом её уровня и повышением интенсивности жизнедеятельности организма.
Примерами идиоадаптаций могут быть защитная окраска животных или приспособления некоторых рыб (камбала, сом) к жизни у дна – уплощение тела, окраска под цвет грунта, развитие усиков и пр. Другой пример – приспособления к полёту у некоторых видов млекопитающих (летучие мыши, летяги).
3. Дегенерация (от лат. degenero – вырождение) ведёт к упрощению организации, утрате ряда систем и органов и часто связана с переходом к паразитическому образу жизни. Упрощение организации паразита затрагивает прежде всего системы, необходимые для жизни во внешней среде, но лишние внутри хозяина, – органы ориентации, пищеварения, движения и т. п.
3. Можно ли паразитизм отнести к биологическому регрессу? Обоснуйте свой ответ.
При общем упрощении организации у паразитов возникают специфические приспособления (часто весьма изощрённые) к условиям жизни внутри хозяина. У паразитических червей появляются присоски, крючки, получают значительное развитие органы размножения. Таким образом, паразитизм нельзя отнести к биологическому регрессу – это вид биологического прогресса.
1. Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), показывающую направления эволюции.
2. Объясните, что общего и в чём состоит различие между макро- и микроэволюцией.
Сходство макро- и микроэволюции состоит в том, что это направления эволюции. Основное различие между макро- и микроэволюцией заключается в масштабе изменений и времени, необходимом для их осуществления. Макроэволюция происходит на протяжении миллионов лет и приводит к образованию новых видов и более крупных систематических единиц, в то время как микроэволюция происходит в пределах одной популяции и может привести к образованию новых подвидов или рас.
3. Подготовьте сообщения и/или мультимедийные презентации о доказательствах эволюции. Для работы используйте: http://www.megabook.ru http://evolution2.narod.ru
Доказательства эволюции можно разделить на несколько групп: палеонтологические, сравнительно-анатомические, биогеографические, эмбриологические и молекулярно-генетические.
Палеонтологические доказательства — это ископаемые остатки и отпечатки древних организмов. Палеонтология, или наука о вымерших организмах, — это один из главных источников данных об эволюции. Палеонтологические находки показывают, что в истории жизни на Земле происходили изменения, которые привели к появлению новых видов.
Сравнительно-анатомические доказательства — это сходство в строении органов и систем органов у разных видов. Например, у всех позвоночных есть скелет, хотя у разных групп он устроен по-разному. Сравнительно-анатомические доказательства говорят о том, что все современные виды произошли от общего предка.
Биогеографические доказательства — это распространение видов на Земле. Например, фауна и флора Австралии и Новой Зеландии похожи, потому что эти континенты раньше были частью единого материка. Биогеографические доказательства говорят о том, что виды могут перемещаться с места на место и занимать новые территории.
Эмбриологические доказательства — это сходство в развитии зародышей разных видов. Например, зародыши всех позвоночных на ранних стадиях развития похожи друг на друга. Эмбриологические доказательства говорят о том, что все современные виды произошли от общего предка.
Молекулярно-генетические доказательства — это сходство в структуре ДНК и РНК у разных видов. Например, у всех млекопитающих есть ген, который кодирует белок, участвующий в процессе свёртывания крови. Молекулярно-генетические доказательства говорят о том, что все современные виды произошли от общего предка.
4. Почему животные вышли на сушу после растений? Аргументируйте свой ответ.
Животные вышли на сушу после растений из-за адаптаций, которые они развили, и из-за условий, которые уже были созданы растениями.
Обсудите с одноклассниками вопрос о том, какие направления биологического прогресса сопровождали эволюцию человека вплоть до появления человека разумного.
Ароморфоз – это процесс, в ходе которого организм приобретает новые и более совершенные свойства. У человека это проявилось в развитии способности к речи, абстрактному мышлению и созданию культуры.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением